ОСАНИСТЫЕ ВЕЛИКАНЫ В РУКАХ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Стройные величественные часы-башни с маятником и анкерным механизмом появились в домах состоятельных людей три сотни лет назад. На пути становления было немало открытий, способствующих процветанию и всеобщему почитанию, как со стороны королей, так и простых горожан. Часовых дел мастера и ремесленники оттачивали своё искусство, создавая все более изящные и витиеватые творения. В Большом собрании изящных искусств ASG насчитывается около 30 экземпляров такого зодчества, сохранение которых возложено на команду профессионалов реставрационных мастерских: мастеров-краснодеревщиков, часовщика и художника-реставратора.
История создания первых часов, их формирование как элемента городской среды и интерьера, эволюция механизма и декора отражены в статье «Победа над временем. Коллекция напольных часов БСИИ ASG».
История создания и развития моды на напольные часы неизбежно связана с открытиями в механике. В 1658 году нидерландский математик Христиан Гюйгенс открыл принцип работы маятника, создав этот ключевой элемент часов. В 1670 году был открыт анкерный механизм, позволивший уменьшить длину хода маятника и вместе с тем потребовавшего его удлинения, что привело к новой эре напольных часов. Эволюция часовых механизмов в Европе, а также общие принципы их устройства подробно раскрыты в статье Булгаковой А.В. и Степанова А.В. «Простота и точность – слагаемые красоты и качества часов».
|
|
Англия (Лондон), кон. XVII в.
Мастер часового механизма: Барнетт, Джон (Barnet, John)
Окрашенное дерево, орех, маркетри, точение; бронза, золоченая медь, чеканка
213×46,5×26 cм
БСИИ ASG, инв. №08-0810
Спустя несколько лет после изобретения маятника английский мастер Эхезеурес Фромантил Старший, решая, как скрыть гири на часах на очень длинном подвесе, сделал корпус своих часов настолько высоким, что их оказалось проще поставить на пол, чем повесить на стену. Так родились напольные регуляторы– первые интерьерные часы. Их стали называть «часы-колонна», «часы-гроб», но наиболее распространенным стало наименование «дедушкины часы», которое прижилось благодаря популярной в Европе песне Генри Клея Уорка. В ней рассказывалось о часах одного дедушки, которые тотчас остановились, когда старик умер. Помимо «дедушкиных» существовали еще и «бабушкины» часы, различались они по «росту»: первые были от двух метров до двух метров 70 см в высоту, вторые – от полутора до двух метров. Дизайн хронометров тех времен имел следующие характерные черты:
- нижний постамент мог быть либо ровным, либо оснащался деревянными ножками, которые можно было легко подпилить, чтобы компенсировать неровности пола;
- шкаф под гири на цепочках выполнялся из ценных сортов древесины и украшался лаковыми покрытиями, инкрустацией, филенками;
- циферблат изготавливали из латуни, эмали, посеребренных сплавов, на него методами гравировки наносили изображения римских цифр, а углы пластины снабжали декоративными элементами типа головок ангелов или растительным орнаментом;
- деревянная декоративная корона (верхняя часть) появилась в начале XVIII века, она имела сводчатую форму и украшалась резьбой, позолотой или другой отделкой.
Высота корпуса часов менялась с изменением высоты потолка в интерьерах. Первые часы не были высокими, но по мере роста благосостояния покупателя увеличивалась высота потолка в доме, и новые часы должны были отражать возрастающий уровень достатка. Корпус часов все более и более удлинялся, что также способствовало более широкому ходу удлиненного маятника.
Развитие напольных часов отражало не только достижения в конструкции самого механизма, но и развитие изобразительного искусства, искусства производства мебели, моду на стиль и дизайн.
|
|
Бельгия (Льеж), XVIII в.
Мастер часового механизма: Мотар (Motard)
Дерево, резьба; олово, латунь, золотой лак, чеканка, гравировка
226×45×23 см
БСИИ ASG, инв. №08-2325
Большой вместительный корпус и большой циферблат, а часто и маятник, и даже гири, становились объектами, где художники могли выразить свой талант, а заказчик подчеркнуть свой достаток и изысканный вкус. Увеличивающийся спрос на напольные часы способствовал усложнению не только самого механизма, но и характера отделки корпуса часов. Напольные часы постепенно становились настоящим произведением искусства, имеющим высокую художественную и коллекционную ценность. Как и в развитии мебельного производства, при изготовлении корпуса часов вначале широко использовался орех, а также другие породы дерева, применяющиеся для отделки, а с открытием красного дерева – стала широко применяться эта порода дерева, прекрасно полировавшаяся, не требовавшая дополнительной отделки. Постепенно фактуре самого дерева стала уделяться все большее значение. Мода на стиль Буль не обошла и производителей напольных часов. Широко применялась черепаха, вставки из олова, латуни, бронзы, перламутра для придания часам более богатого и благородного вида. Особую торжественность напольным часам придавала технология инкрустирования корпуса слоновой костью и покрытия черным лаком. Такие часы были изготовлены в 1710 году часовым мастером Даниэлем Куэйером.
|
|
В Большом собрании изящных искусств ASG насчитывается около трехсот западноевропейских часов XVII – начала XX веков, со всеми видами которых можно подробно ознакомиться в каталоге. Его внушительный объём и наличие как характерных, так и уникальных образцов различных эпох дают полную картину развития часов каждого исторического периода.
|
|
Голландия, кон. XVIII – нач. XIX вв.
Дерево, резьба; золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат)
225×55×27 см
БСИИ ASG, инв. №08-4066
И сегодня интерьер невозможно представить без часов, а в те времена – без массивных напольных часов, которые так гармонично вписываются в ансамбль залов и кабинетов, а с каким вкусом и тщанием отделаны они мастерами-краснодеревщиками, и как безупречны сочетания часов со стилями мебели или клавикордов.
|
|
Франция, кон. XVIII – нач. XIX вв.
Дуб, резьба; латунь, чеканка, гравировка
221×44,5×41,5 см
БСИИ ASG, инв. №08-3889
Так, в настоящее время из Большого собрания изящных искусств ASG в реставрационные мастерские переданы французские напольные часы конца XVIII – начала XIX веков из резного дуба с латунным чеканным и гравированным механизмом под инвентарным номером 08-3889. Восстановление экспозиционного и функционального вида гиганта поручено команде мастеров-реставраторов. Как и в далекие времена, корпус часов вверен мастеру-краснодеревщику, в то время как механической частью занимается часовщик. Поэтапное ведение реставрационных дневников позволит всесторонне показать читателю всю сложность проводимых работ: восполнение отсутствующих деталей и фрагментов, устранение сколов, трещин и царапин, укрепление рассохшихся конструктивных элементов, заделка выходов жука-точильщика и др.
|
|
|
Если по части дерева вопросов не возникает – это всего лишь дело времени, то с механизмом проблем возникает куда больше, и все они носят сложный характер. Как показывает практика, предпродажная подготовка предмета на французских аукционах, где потенциальный покупатель может удостовериться в наличии всех деталей и частей, не всегда соответствует реальности.
|
|
На деле же детали не подходят друг к другу, различаются временем создания, да и просто отсутствуют, а отсюда следует – изготовление, отливка и подгонка недостающих деталей, дефектовка, рихтование и др., где важна точность и высокий профессионализм мастера-часовщика. Ведь каждые часы штучной работы с полным правом носили имя «шедевра», а мастера с гордостью подписывали свои механизмы. По этим предметам, рассчитанным на века, можно изучать историю техники и, разумеется, искусств. Вот витиеватый «шератон», вот монументальный ложноклассический «чиппендейл», вот восточный лак... Это эпоха Регентства, а это, без сомнения, викторианская!..
Более подробный реставрационный дневник данных напольных часов читайте в новом выпуске Вестника Международного института антиквариата «Мир искусств».
Елена ВЛАСОВА
Источники:
mywatch.ru
xn--80ajiqphi0c.xn--p1ai
antikzone.ru
forum.watch.ru