decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Принципы реконструкции интерьера русской усадьбы в стиле неоклассицизма на примере Гусевой Полосы в Сколково

09.10.2017

Истоки эстетического своеобразия русских усадеб начала XX века во многом обусловлены архитектурой Палладио и идеологией Просвещения, составившими основу неоклассического стиля. В статье предлагаются принципы реконструкции интерьеров усадьбы Гусева Полоса с использованием предметов Большого собрания изящных искусств ASG.

Классицизм – «золотой век» русской усадьбы

Новая волна развития классицизма в России приходится на начало XX века. В это время было построено большое количество усадеб, художественное содержание образов которых отличалось симметрией, широким использованием ордерных систем и адаптированной к началу XX века традиционной орнаментикой классицизма.

Облик усадьбы Гусева Полоса в Сколково можно расценивать как типичный для архитектуры неоклассицизма начала XX века: усадьба имеет два фасада, задающих два настроения. Северный фасад представляет собой двухэтажное здание со слегка выступающей средней частью под фронтоном. Фасад в виде прямоугольной части декорирован двумя парами пилястр коринфского ордера в два этажа, держащими разорванный посередине антаблемент. Над ним – треугольный фронтон. Ниже, между парами колонн, большое окно в форме «палладианской ячейки», представляющей собой высокое полукруглое арочное окно с прилегающими к нему двумя другими прямоугольными окнами. Они обрамлены узкими пилястрами с ионическими капителями. Арка центрального окна сделана в виде архивольта с массивным замковым камнем. В нижней части они декорированы балюстрадой. Первый этаж отделен от второго горизонтальной тягой с полукруглыми углублениями над окнами. Слева и справа к зданию прилегают два флигеля (крыла) с большими окнами, представляющими собой на втором этаже «палладианскую ячейку». По углам флигели декорированы пилястрами ионического ордера, центральная часть – литым лавровым венком во фронтоне и двумя медальонами.

Гусева154
Северный фасад усадьбы Гусева Полоса
Московская область (Одинцовский район), 1910-1914 годы
Архитектор Александр Шумилин

Гусева155
Южный фасад усадьбы Гусева Полоса

Решение южного фасада несколько отличается от северного. Прежде всего он гораздо более объемен и пластичен. Центральная часть представляет собой выступающую из стены аркаду в виде объемных колонн большого ордера с коринфскими капителями. Между первым и вторым этажами – небольшие балконы с балюстрадой. Верхняя часть решена в виде разорванного фронтона с аркой и кессонированным потолком в виде голубых квадратных углублений с розетками. Стена в углублении арки имеет, как и на северном фасаде, «палладианскую ячейку», украшенную сверху радиально расположенными трапециевидными углублениями с голубой окраской и рельефными белыми розетками. Центральная часть представляет собой дверь на полукруглый балкон, который поддерживается ротондой-эркером. Окна нижнего этажа декорированы белой горизонтальной тягой с полукруглыми навершиями и замковыми камнями в них. В композицию фасада включены также боковые флигели, идентичные северному, и подпорная стенка с балюстрадой, лестницей в средней части и арочными углублениями по бокам от нее.

Усадьбу Гусева Полоса можно аргументированно назвать типичной усадьбой последнего этапа неоклассицизма в России, в которой удачно сочетаются и творческая индивидуальность образа, соединенная с типичными элементами планировки и декора классицизма, и слияние архитектуры с окружающим пейзажем, и характерная камерность светского загородного сооружения начала XX века. Не меньше внешнего вида достойны были бы внимания интерьеры усадьбы, если бы они сохранились в полном виде.

Декоративизм неоклассического интерьера

К сожалению, судьба Гусевой Полосы типична для русских усадеб, у которых внешний вид сохранился, пусть в руинном состоянии, до настоящего времени, а от интерьера в подавляющем большинстве случаев остаются лишь незначительные фрагменты. Можно сказать, что этой усадьбе в какой-то степени повезло, т.к. до нас дошел лепной декор интерьеров. Наиболее хорошо сохранилась лепнина в парадном зале на сводчатом полуциркульном кессонированном потолке. Обрамленные рельефной беленой лепниной кессоны в центре декорированы через один классическими розетками. Сам свод отделен от стен лепным антаблементом с фризом, состоящим из рельефных листьев аканта, грифонов, вазонов и круглых медальонов. В медальонах изображены профили голов, украшенных лавровыми венками. Изящно смотрятся придающие парадность залу лепные обрамления фальшь-проемов, увенчанных сандриками с кронштейнами.

Парад156
Парадный зал усадьбы Гусева Полоса

Свод в Гусевой Полосе окрашен в светло-бирюзовый цвет, удачно имитирующий небо над усадьбой.

Кессон157
Потолок дома князя С.С. Абамелек-Лазарева
по адресу Набережная Мойки, 23

Кессон158
Кессонированный потолок парадного зала
усадьбы Гусева Полоса

Не менее декоративна и лепнина потолка парадной лестницы, перекрытой ложным сводом с падугами и плафоном посередине. Здесь лепнина не такая торжественная, но более легкая, напоминающая проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Чарльза Камерона.

Лестница159
Потолок парадной лестницы
с плафоном и падугами в усадьбе Гусева Полоса

Лестница160
Проект отделки Зеленой столовой
в Екатерининском дворце Чарльза Камерона

Декор потолка парадной лестницы Гусевой Полосы состоит из небольших медальонов, обрамленных венками и тонкими гирляндами с вазонами и стилизованными изображениями дельфинов. Композиция в плафоне состоит из комбинации канделябровых орнаментов с включением в них маскаронов и «бандеролей» - извивающихся лент.

Кроме этого лепнина фрагментарно сохранилась в комнатах первого и второго этажей, а также на внутренней поверхности арки южного фасада.

Лепнина161
Лепнина на внутренней поверхности арки южного фасада усадьбы Гусева Полоса

Шедевры французского искусства в русском интерьере: повторение истории

Как ни парадоксально, порой легче восстановить внешний вид архитектурного сооружения, нежели воссоздать дух его внутреннего убранства.

Центральным объемом симметричного плана второго этажа усадьбы Гусева Полоса является парадный зал. Реконструкция его предполагает, прежде всего, скрупулезное восстановление всей сохранившейся лепнины как на своде, так и на окружающем его антаблементе. На характер восстановления интерьера влияет цветовое решение стен и свода, которое должно быть восстановлено по сохранившимся фрагментам расколеровки стен, сделанной при строительстве усадьбы. Предполагаемый цвет – светлые оттенки бирюзового с матовой текстурой. Заполнение внутреннего пространства парадного зала в соответствии с его функцией и классицистическими принципами не должно быть громоздким, необходимо сохранить ощущение открытого интерьерного пространства. Однако он должен иметь и соответствующий репрезентативный характер. Здесь предполагается использовать предметы Большого собрания изящных искусств ASG или их факсимильные воспроизведения, которые каталогизированы и подробно представлены в следующих изданиях:

Для этого вполне уместно размещение на стенах картин исторической тематики, столь популярной в интерьерах классицизма. В данном случае сюда подойдут факсимильные репродукции парных работ Арну де Вюе (1644-1720) – «Семья Дария перед Александром Македонским» и «Встреча Александра Македонского с первосвященником Симоном (Шимоном) у врат Иерусалима» из Большого собрания изящных искусств ASG.

10051
Арну де Вюе
Семья Дария перед Александром Македонским
Франция, XVII в.
Холст, масло, 101,5×135,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1005 (1)

10052
Арну де Вюе
Встреча Александра Македонского с первосвященником
Симоном (Шимоном) у врат Иерусалима
Франция, XVII в.
Холст, масло, 101,5×135,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1005 (2)

В парадных интерьерах всегда ценились шпалеры. Причем стилистическая выраженность здесь не играла определяющей роли. Так, в интерьере столовой дома князя С.С. Абамелек-Лазарева размещена барочная брюссельская шпалера XVII века. Поэтому стилистически оправданным будет включение в интерьер парадного зала Гусевой Полосы двух вердюр из Обюссона XVII-XVIII веков, воспроизведенных на ткани с имитацией рубчатой фактуры натуральной шпалеры.

0785
Вердюра с цаплями и фонтаном
Франция, Обюссон, конец XVII – начало XVIII вв.
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
252×485 см
БСИИ ASG, инв. №05-0785

0057
Вердюра «Дрофа»
Франция, Обюссон, конец XVII в.,
бордюр c имитацией багета – XVIII в.
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
271×353 см
БСИИ ASG, инв. №05-0057

Среди предметов мебели предлагается ввести в интерьер неоклассический гарнитур левкасной золоченой мебели для сидения конца XIX – начала XX веков. Гарнитур, состоящий из канапе и четырех кресел, обит натуральными шпалерами, сделанными также в Обюссоне.

0457
Набор из канапе и четырех кресел
Франция, кон. XIX – нач. ХХ в.
Дерево, резьба, левкас, золочение, шпалера Обюссон
Канапе 97×133×65 см; Кресла 97×62×55 см
БСИИ ASG, инв. №11-0457 (1-5)

В ансамбль мебели логично ввести и консоль золоченого левкаса 70-80-х годов XVIII столетия. Организующим элементом интерьера зала могут стать часы золоченой бронзы ормолу в виде воина в шлеме на колеснице.

3043
Консоль
Франция, 70-80-е гг. XVIII в.
Дерево, резьба, левкас, золочение,
красный мрамор с прожилками и пятнами
серого и белого цветов (Griotte rouge de belgique)
92×147×54 см
БСИИ ASG, инв. №14-3043

0442
Часы
Франция, вторая половина XIX в.
Золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат)
48×40×15 см
БСИИ ASG, инв. №08-0442

Дополнят интерьер осветительные приборы в виде парных люстр с хрустальными подвесками, а также золоченые канделябры с патинированными фигурами античной тематики на круглых постаментах в виде колонн.

4096
Пара люстр
Франция, ок. 1880 г.
Золоченая бронза, литье, чеканка; хрусталь Баккара, гранение
БСИИ ASG, инв. №09-4096(1,2)

0060
Пара канделябров-жирандолей
Франция, конец XIX – начало XX в.
Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка;
бельгийский черный мрамор (Noir de Mazy), полирование
83×29,5 см
БСИИ ASG, инв. №09-0060 (1,2)

Торжественному характеру парадного зала вряд ли может соответствовать имеющийся здесь в настоящее время второсортный паркет «елочкой» 70-х годов XX века. В связи с этим логична его замена на наборный паркет (или его имитацию), созданный в стилистике неоклассицизма.

В соответствии с вкусами начала XX века на окнах предполагаются подъемные шторы-маркизы из белого легкого материала.

Такой интерьер данного зала будет представлять собой целостный ансамбль внутреннего пространства усадебного дома периода неоклассицизма.

В отличие от парадного зала лестничная клетка с сохранившейся лепниной на ложном своде должна производить более легкое впечатление. Ее небольшой объем не позволяет введение каких-либо крупных предметов типа консольного зеркала или зеркала-псише, часто устанавливавшихся на лестничных маршах. Поэтому видится возможным введение в интерьер лишь пары бра золоченой бронзы в стиле неоклассицизма в виде лир с головами орлов.

4403
Пара бра
Франция, ок. 1900 г. (стиль Людовика XVI)
Золоченая бронза, литье, чеканка; зеркало
37,5×25 см
БСИИ ASG, инв. №09-4403 (1,2)

4232
Артемида из Габий
Скульптура отлита по модели
древнеримской статуи Артемида из Габий
Франция, вторая половина XIX в.
Патинированная бронза, литье, чеканка
Высота 45 см
БСИИ ASG, инв. №09-4232

Для оформления интерьера кабинета, расположенного на втором этаже, предполагается решение, сочетающее в себе предметы, стилистически соответствующие неоклассицизму. Они могут быть как подлинные – XIX-XX веков, так и современные, но созвучные общему стилю. В убранстве данной комнаты, как и в других кабинетах неоклассицизма, предлагается использование объемной бронзовой скульптуры, отлитой по модели древнеримской статуи Артемиды из Габий.

В ансамбль мебели кабинета войдут плоское бюро (письменный стол) и конторка красного дерева, стилистически представляющие собой единый гарнитур.

4077
Плоское бюро
Франция, кон. XIX в.
Красное дерево, фанерование, медь, латунь
75×138×75,5 см
БСИИ ASG, инв. №15-4077

2267
Конторка
Франция, вторая половина XIX в.
Красное дерево, маркетри, золочёная бронза,
латунь, белый мрамор с прожилками и
пятнами серого цвета (Сarrare
blanc veiné), стекло
БСИИ ASG, инв. №14-2267

На плоском бюро удачно разместятся лампа-«бульотка» с зеленым абажуром и рамка для фотографий с «бандеролью» наверху.

0331
Рамка для фотографий
Франция, конец XIX – начало XX вв.
Золоченая бронза, литье, чеканка
16,5×10,5 см
БСИИ ASG, инв. №09-0331

4668
Настольная лампа «бульотка»
Франция, начало XIX в.
Посеребренная бронза, литье,
чеканка; листовое железо
Высота 67 см
БСИИ ASG, инв. №09-4668

Живописное оформление кабинета может продолжить знакомство с исторической галереей живописи собрания ASG на примере факсимильных копий картин французских художников Жака Франсуа Момаля (1754-1832) «Отъезд Гая Гракха в Сента» и Франсуа-Анри Мюлара (1769-1850) «Эпонина и Юлий Сабин перед Веспасианом».

1327
Жак Франсуа Момаль
Отъезд Гая Гракха в Сенат
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 84×106 см
БСИИ ASG, инв. №04-1327

3432
Франсуа-Анри Мюлар
Эпонина и Юлий Сабин перед Веспасианом
Франция, 1802 г.
Холст, масло, 114×146 см
БСИИ ASG, инв. №04-3432

Создание целостных исторических интерьеров в гостиных и переговорных комнатах первого и второго этажа представляется нецелесообразным. Однако в каждой из них для поддержания единой эстетической атмосферы неоклассицизма могут быть использованы подлинные артефакты или их точные воспроизведения. Таковыми могут выступать картины круга Николо Кодацци (1648-1693) «Вид на площадь с портиком», круга Анжелики Кауфман (1740-1807) «Эней и Кумская сивилла», Фридриха Генриха Фюгера (1751-1818) «Апофеоз Кондрадина Гогенштауфена» или круга Лорана де ла Гира (1606-1656) «Жертвоприношение Ифигении».

2751
Николо Кодацци, круг
Вид на площадь с портиком
Италия, XVII в.
Холст, масло, 71×89 см
БСИИ ASG, инв. №04-2751

1748
Анжелика Кауфман, круг
Эней и Кумская сивилла
Англия, ок. 1800 г.
Холст, дублированный на дерево, масло, ø 34 см
БСИИ ASG, инв. №04-1748

0627
Фридрих Генрих Фюгер
Апофеоз Конрадина Гогенштауфена
Германия, XVIII в.
Холст, масло, 122×175 см
БСИИ ASG, инв. №04-0627

4386
Лоран де ла Гир, круг
Жертвоприношение Ифигении
Франция, XVII в.
Холст, масло, 172×102 см
БСИИ ASG, инв. №04-4386

В интерьеры данных комнат как дополнительные, но формообразующие компоненты войдут предметы мебели, сделанные в XIX – начале XX веков в традициях классического стиля. Это предметы мебели для сидения, витрины и комоды. Для комодов времени транзисьона – переходного периода от рококо к классицизму, со свойственным ему сочетанием мягких округлых форм с уже выявленной конструкцией, – характерны наборы маркетри. Кроме этого здесь используются бронзовые накладки с круглыми ручками в виде венков – декоративным мотивом, популярным в прикладном искусстве классицизма.

2836
Набор из четырех стульев
Франция, вторая половина XIX в.
Красное дерево, резьба, точение
89×46×51 см
БСИИ ASG, инв. №11-2836 (1-4)

1140
Витрина
Франция, вторая половина XIX в.
Дерево, фанерование, золочёная
бронза, белый мрамор с прожилками
и пятнами серого цвета (Сarrare
blanc veiné), стекло
139×68×31 см
БСИИ ASG, инв. №17-1140

1253
Комод
Франция, вторая половина XIX в.
Набор различных пород дерева, маркетри,
золочёная бронза, зеленый мрамор с прожилками и
пятнами светло-зеленого, желтого и белого цветов (Vert Maurin)
87×78×41 см
БСИИ ASG, инв. №12-1253

1256
Комод
Франция, вторая половина XIX в.
Набор различных пород дерева, маркетри,
золочёная бронза, красный мрамор с включениями и
прожилками серого и белого цветов (Rouge griotte de Hautmont)
82,5×58,5×37,5 см
БСИИ ASG, инв. №12-1256

Художественным акцентом одного из интерьеров данных комнат станет составной набор из часов и пары канделябров с фигурами мальчиков.

1048
Часы
Франция (Париж), нач. ХХ вв. (стиль Людовика XVI)
Мастера бронзовщики: Братья Сюсс (Susse frères)
Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка;
розовый (Rosé vif des Pyrénées) мрамор,
полирование; эмаль (циферблат)
47,5×40×13 см
БСИИ ASG, инв. №08-1048

4255
Пара канделябров
Франция, вторая половина XIX в. (стиль Людовика XVI)
Золоченая бронза, литье, чеканка;
белый мрамор (SaintBéat blanc), полирование
42×21 см
БСИИ ASG, инв. №09-4255 (1,2)

Особое внимание необходимо уделить вестибюлю усадьбы – первому помещению, куда попадает посетитель. Функционально оно отличается очень сложным температурно-влажностным режимом, поэтому его интерьеры исключают введение живописных произведений, а также исторических образцов мебели. Единственные предметы, которые могут украсить его – пара скульптур патинированной бронзы, сделанные с римских реплик греческих образцов. Обе эти скульптуры призваны создать легкую имитацию римского атриума с украшающими его статуями.

0345
Дионис
Скульптура отлита по модели греческой
статуи мастерской Праксителя
Франция, нач. XX в.
Патинированная бронза, литье, чеканка;
зеленый мрамор (Vert Tinos), полирование
Высота 68,5 см
БСИИ ASG, инв. №09-0345

0344
Копия античной статуи
Франция, нач. XX в.
Патинированная бронза, литье, чеканка;
розовый мрамор с темными прожилками
(Cipolin rose), полирование
Высота 65,5 см
БСИИ ASG, инв. №09-0344

Сам же вестибюль может стать мемориальным залом, экспозиция которого будет посвящена истории усадьбы. Здесь могут располагаться фотографии, карты, помещенные в витрины артефакты, найденные в ходе реставрационных работ, благодарственные письма и т.д.

Алина БУЛГАКОВА
Михаил ЯО
(Публикуется в сокращении)

Список литературы:

  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 384 с.
  2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII –XX вв. – Л.: Изобразительное искусство, 1968. – 360 с.
  3. Ивлев С.А. Культура русской дворянской усадьбы // Русские усадьбы. – 2001. – №8. – С. 25 – 36.
  4. Соболев Н.Н. Стили в мебели. – М.: Сварог, 1995. – 349 с.

Иллюстративный материал заимствован из блога Вадима Разумова «Летопись русской усадьбы» и общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.

Поделиться: