Принципы реконструкции интерьера русской усадьбы в стиле неоклассицизма на примере Гусевой Полосы в Сколково
Истоки эстетического своеобразия русских усадеб начала XX века во многом обусловлены архитектурой Палладио и идеологией Просвещения, составившими основу неоклассического стиля. В статье предлагаются принципы реконструкции интерьеров усадьбы Гусева Полоса с использованием предметов Большого собрания изящных искусств ASG.
Классицизм – «золотой век» русской усадьбы
Новая волна развития классицизма в России приходится на начало XX века. В это время было построено большое количество усадеб, художественное содержание образов которых отличалось симметрией, широким использованием ордерных систем и адаптированной к началу XX века традиционной орнаментикой классицизма.
Облик усадьбы Гусева Полоса в Сколково можно расценивать как типичный для архитектуры неоклассицизма начала XX века: усадьба имеет два фасада, задающих два настроения. Северный фасад представляет собой двухэтажное здание со слегка выступающей средней частью под фронтоном. Фасад в виде прямоугольной части декорирован двумя парами пилястр коринфского ордера в два этажа, держащими разорванный посередине антаблемент. Над ним – треугольный фронтон. Ниже, между парами колонн, большое окно в форме «палладианской ячейки», представляющей собой высокое полукруглое арочное окно с прилегающими к нему двумя другими прямоугольными окнами. Они обрамлены узкими пилястрами с ионическими капителями. Арка центрального окна сделана в виде архивольта с массивным замковым камнем. В нижней части они декорированы балюстрадой. Первый этаж отделен от второго горизонтальной тягой с полукруглыми углублениями над окнами. Слева и справа к зданию прилегают два флигеля (крыла) с большими окнами, представляющими собой на втором этаже «палладианскую ячейку». По углам флигели декорированы пилястрами ионического ордера, центральная часть – литым лавровым венком во фронтоне и двумя медальонами.
|
|
Решение южного фасада несколько отличается от северного. Прежде всего он гораздо более объемен и пластичен. Центральная часть представляет собой выступающую из стены аркаду в виде объемных колонн большого ордера с коринфскими капителями. Между первым и вторым этажами – небольшие балконы с балюстрадой. Верхняя часть решена в виде разорванного фронтона с аркой и кессонированным потолком в виде голубых квадратных углублений с розетками. Стена в углублении арки имеет, как и на северном фасаде, «палладианскую ячейку», украшенную сверху радиально расположенными трапециевидными углублениями с голубой окраской и рельефными белыми розетками. Центральная часть представляет собой дверь на полукруглый балкон, который поддерживается ротондой-эркером. Окна нижнего этажа декорированы белой горизонтальной тягой с полукруглыми навершиями и замковыми камнями в них. В композицию фасада включены также боковые флигели, идентичные северному, и подпорная стенка с балюстрадой, лестницей в средней части и арочными углублениями по бокам от нее.
Усадьбу Гусева Полоса можно аргументированно назвать типичной усадьбой последнего этапа неоклассицизма в России, в которой удачно сочетаются и творческая индивидуальность образа, соединенная с типичными элементами планировки и декора классицизма, и слияние архитектуры с окружающим пейзажем, и характерная камерность светского загородного сооружения начала XX века. Не меньше внешнего вида достойны были бы внимания интерьеры усадьбы, если бы они сохранились в полном виде.
Декоративизм неоклассического интерьера
К сожалению, судьба Гусевой Полосы типична для русских усадеб, у которых внешний вид сохранился, пусть в руинном состоянии, до настоящего времени, а от интерьера в подавляющем большинстве случаев остаются лишь незначительные фрагменты. Можно сказать, что этой усадьбе в какой-то степени повезло, т.к. до нас дошел лепной декор интерьеров. Наиболее хорошо сохранилась лепнина в парадном зале на сводчатом полуциркульном кессонированном потолке. Обрамленные рельефной беленой лепниной кессоны в центре декорированы через один классическими розетками. Сам свод отделен от стен лепным антаблементом с фризом, состоящим из рельефных листьев аканта, грифонов, вазонов и круглых медальонов. В медальонах изображены профили голов, украшенных лавровыми венками. Изящно смотрятся придающие парадность залу лепные обрамления фальшь-проемов, увенчанных сандриками с кронштейнами.
Парадный зал усадьбы Гусева Полоса
Свод в Гусевой Полосе окрашен в светло-бирюзовый цвет, удачно имитирующий небо над усадьбой.
|
|
Не менее декоративна и лепнина потолка парадной лестницы, перекрытой ложным сводом с падугами и плафоном посередине. Здесь лепнина не такая торжественная, но более легкая, напоминающая проект отделки Зеленой столовой в Екатерининском дворце Чарльза Камерона.
|
|
Декор потолка парадной лестницы Гусевой Полосы состоит из небольших медальонов, обрамленных венками и тонкими гирляндами с вазонами и стилизованными изображениями дельфинов. Композиция в плафоне состоит из комбинации канделябровых орнаментов с включением в них маскаронов и «бандеролей» - извивающихся лент.
Кроме этого лепнина фрагментарно сохранилась в комнатах первого и второго этажей, а также на внутренней поверхности арки южного фасада.
Лепнина на внутренней поверхности арки южного фасада усадьбы Гусева Полоса
Шедевры французского искусства в русском интерьере: повторение истории
Как ни парадоксально, порой легче восстановить внешний вид архитектурного сооружения, нежели воссоздать дух его внутреннего убранства.
Центральным объемом симметричного плана второго этажа усадьбы Гусева Полоса является парадный зал. Реконструкция его предполагает, прежде всего, скрупулезное восстановление всей сохранившейся лепнины как на своде, так и на окружающем его антаблементе. На характер восстановления интерьера влияет цветовое решение стен и свода, которое должно быть восстановлено по сохранившимся фрагментам расколеровки стен, сделанной при строительстве усадьбы. Предполагаемый цвет – светлые оттенки бирюзового с матовой текстурой. Заполнение внутреннего пространства парадного зала в соответствии с его функцией и классицистическими принципами не должно быть громоздким, необходимо сохранить ощущение открытого интерьерного пространства. Однако он должен иметь и соответствующий репрезентативный характер. Здесь предполагается использовать предметы Большого собрания изящных искусств ASG или их факсимильные воспроизведения, которые каталогизированы и подробно представлены в следующих изданиях:
- Живопись Старых мастеров Западной Европы XVI-XVIII вв.. Том 1: каталог БСИИ ASG;
- Искусство мебели. Книга I. Западная Европа XVI – XVIII вв.: каталог БСИИ ASG;
- Искусство мебели. Книга II. Западная Европа XIХ – XХ вв.: каталог БСИИ ASG;
- Художественная бронза. Том IV. Западная Европа – Россия. XVII – XIX вв.: каталог БСИИ ASG;
- Западноевропейские часы XVII – начала XX вв.: каталог БСИИ АSG;
- Шпалеры Западной Европы XVI – XIX вв.. Том VI: каталог БСИИ ASG.
Для этого вполне уместно размещение на стенах картин исторической тематики, столь популярной в интерьерах классицизма. В данном случае сюда подойдут факсимильные репродукции парных работ Арну де Вюе (1644-1720) – «Семья Дария перед Александром Македонским» и «Встреча Александра Македонского с первосвященником Симоном (Шимоном) у врат Иерусалима» из Большого собрания изящных искусств ASG.
|
|
В парадных интерьерах всегда ценились шпалеры. Причем стилистическая выраженность здесь не играла определяющей роли. Так, в интерьере столовой дома князя С.С. Абамелек-Лазарева размещена барочная брюссельская шпалера XVII века. Поэтому стилистически оправданным будет включение в интерьер парадного зала Гусевой Полосы двух вердюр из Обюссона XVII-XVIII веков, воспроизведенных на ткани с имитацией рубчатой фактуры натуральной шпалеры.
|
|
Среди предметов мебели предлагается ввести в интерьер неоклассический гарнитур левкасной золоченой мебели для сидения конца XIX – начала XX веков. Гарнитур, состоящий из канапе и четырех кресел, обит натуральными шпалерами, сделанными также в Обюссоне.
Набор из канапе и четырех кресел
Франция, кон. XIX – нач. ХХ в.
Дерево, резьба, левкас, золочение, шпалера Обюссон
Канапе 97×133×65 см; Кресла 97×62×55 см
БСИИ ASG, инв. №11-0457 (1-5)
В ансамбль мебели логично ввести и консоль золоченого левкаса 70-80-х годов XVIII столетия. Организующим элементом интерьера зала могут стать часы золоченой бронзы ормолу в виде воина в шлеме на колеснице.
|
|
Дополнят интерьер осветительные приборы в виде парных люстр с хрустальными подвесками, а также золоченые канделябры с патинированными фигурами античной тематики на круглых постаментах в виде колонн.
|
|
Торжественному характеру парадного зала вряд ли может соответствовать имеющийся здесь в настоящее время второсортный паркет «елочкой» 70-х годов XX века. В связи с этим логична его замена на наборный паркет (или его имитацию), созданный в стилистике неоклассицизма.
В соответствии с вкусами начала XX века на окнах предполагаются подъемные шторы-маркизы из белого легкого материала.
Такой интерьер данного зала будет представлять собой целостный ансамбль внутреннего пространства усадебного дома периода неоклассицизма.
В отличие от парадного зала лестничная клетка с сохранившейся лепниной на ложном своде должна производить более легкое впечатление. Ее небольшой объем не позволяет введение каких-либо крупных предметов типа консольного зеркала или зеркала-псише, часто устанавливавшихся на лестничных маршах. Поэтому видится возможным введение в интерьер лишь пары бра золоченой бронзы в стиле неоклассицизма в виде лир с головами орлов.
|
|
Для оформления интерьера кабинета, расположенного на втором этаже, предполагается решение, сочетающее в себе предметы, стилистически соответствующие неоклассицизму. Они могут быть как подлинные – XIX-XX веков, так и современные, но созвучные общему стилю. В убранстве данной комнаты, как и в других кабинетах неоклассицизма, предлагается использование объемной бронзовой скульптуры, отлитой по модели древнеримской статуи Артемиды из Габий.
В ансамбль мебели кабинета войдут плоское бюро (письменный стол) и конторка красного дерева, стилистически представляющие собой единый гарнитур.
|
|
На плоском бюро удачно разместятся лампа-«бульотка» с зеленым абажуром и рамка для фотографий с «бандеролью» наверху.
|
|
Живописное оформление кабинета может продолжить знакомство с исторической галереей живописи собрания ASG на примере факсимильных копий картин французских художников Жака Франсуа Момаля (1754-1832) «Отъезд Гая Гракха в Сента» и Франсуа-Анри Мюлара (1769-1850) «Эпонина и Юлий Сабин перед Веспасианом».
|
|
Создание целостных исторических интерьеров в гостиных и переговорных комнатах первого и второго этажа представляется нецелесообразным. Однако в каждой из них для поддержания единой эстетической атмосферы неоклассицизма могут быть использованы подлинные артефакты или их точные воспроизведения. Таковыми могут выступать картины круга Николо Кодацци (1648-1693) «Вид на площадь с портиком», круга Анжелики Кауфман (1740-1807) «Эней и Кумская сивилла», Фридриха Генриха Фюгера (1751-1818) «Апофеоз Кондрадина Гогенштауфена» или круга Лорана де ла Гира (1606-1656) «Жертвоприношение Ифигении».
|
|
|
|
В интерьеры данных комнат как дополнительные, но формообразующие компоненты войдут предметы мебели, сделанные в XIX – начале XX веков в традициях классического стиля. Это предметы мебели для сидения, витрины и комоды. Для комодов времени транзисьона – переходного периода от рококо к классицизму, со свойственным ему сочетанием мягких округлых форм с уже выявленной конструкцией, – характерны наборы маркетри. Кроме этого здесь используются бронзовые накладки с круглыми ручками в виде венков – декоративным мотивом, популярным в прикладном искусстве классицизма.
|
|
|
|
Художественным акцентом одного из интерьеров данных комнат станет составной набор из часов и пары канделябров с фигурами мальчиков.
|
|
Особое внимание необходимо уделить вестибюлю усадьбы – первому помещению, куда попадает посетитель. Функционально оно отличается очень сложным температурно-влажностным режимом, поэтому его интерьеры исключают введение живописных произведений, а также исторических образцов мебели. Единственные предметы, которые могут украсить его – пара скульптур патинированной бронзы, сделанные с римских реплик греческих образцов. Обе эти скульптуры призваны создать легкую имитацию римского атриума с украшающими его статуями.
|
|
Сам же вестибюль может стать мемориальным залом, экспозиция которого будет посвящена истории усадьбы. Здесь могут располагаться фотографии, карты, помещенные в витрины артефакты, найденные в ходе реставрационных работ, благодарственные письма и т.д.
Алина БУЛГАКОВА
Михаил ЯО
(Публикуется в сокращении)
Список литературы:
- Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 384 с.
- Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII –XX вв. – Л.: Изобразительное искусство, 1968. – 360 с.
- Ивлев С.А. Культура русской дворянской усадьбы // Русские усадьбы. – 2001. – №8. – С. 25 – 36.
- Соболев Н.Н. Стили в мебели. – М.: Сварог, 1995. – 349 с.
Иллюстративный материал заимствован из блога Вадима Разумова «Летопись русской усадьбы» и общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.