decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Шедевры прикладного искусства Франции, Италии, Германии на предстоящем аукционе Хампель

19.03.2020

В готовящемся аукционе произведений декоративно-прикладного искусства, который откроется 2 апреля 2020 года в Мюнхене, в качестве лотов выступают предметы мебели, часы, вазы, выполненные западноевропейскими мастерами. Образцы их творчества широко представлены в коллекциях Большого собрания изящных искусств ASG.

Одним из самых дорогих лотов аукциона является комод в стиле барокко эпохи Людовика XV.


Лот16
Лот 16
Комод эпохи Людовика XV
87×128×64 см.
Франция, первая половина XVIII века
Эстимейт € 15 000 - 20 000
Клеймо: «L · De · Laitre»


Корпус комода выполнен из дуба и облицован шпоном ценных пород древесины, судя по фотографии, это красное и розовое дерево. В наиболее «уязвимых» местах: ручки выдвижных ящиков и личинки замков, арбалет, S–образный изгиб ножек, комод декорирован бронзовыми накладками, выполненными в технике ормолу (горячее золочение с использованием ртути).

Конструкция комода состоит из трех выдвижных ящиков – двух верхних, разделенных глухой планкой, и одного нижнего. От возможных подпалин свечей, пролитой жидкости и т.п. верх комода защищает столешница из коричнево-белого мрамора.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает более десятью комодами периода Людовика XV. Одним из самых примечательных является комод, выполненный парижским мастером Жаном-Матье Шеваллье (1694-1768). Известно, что мебельщик получил звание мастера в 1743 году; как и многие мастера, он начинал с торговли мебелью. Высокопоставленными заказчиками Шеваллье были герцог де Тальмон и французская принцесса дочь Людовика III Бурбона Луиза Анна де Бурбон-Конде.

Шеваллье специализировался на классических моделях мебели в стиле Людовика XV – комодах, секретерах, шкафах, обладающих гармоничными формами. В качестве украшений помимо золоченой бронзы он использовал маркетри в виде цветов, перевязанных лентой, листьев или геометрических мотивов. Есть сведения, что он сотрудничал с Андре Шарлем Булем II, сыном крупнейшего мастера мебельщика, создателя техники «буль».


2073
Комод
Франция, XVIII в.
Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза, мрамор
87×131×67 см
БСИИ ASG, инв. №12-2073
Клеймо: «J M. CHEVALLIER»


Комод-«гробница» из БСИИ ASG оснащен четырьмя ящиками, имитирующими шесть. Украшают фасад изделия золоченая бронза в виде рокайльных композиций с растительным орнаментом и маркетри центрально-симметричного диагонального набора.

В начале XVIII века комод обретает расцвет и непревзойденную популярность. Он поселяется в домах богатых буржуа и аристократии, приобретая волнистые формы и причудливые украшения.

В переводе с французского «комод» означает удобный, да и родился он по официальной версии именно во Франции. Хотя за право называться его родиной борются еще две страны – Англия и Италия.

Прямые предки комода родились в эпоху итальянского ренессанса, когда привычный сундук немного «подрос» и приобрел ножки.

В XVIII веке роскошные величавые комоды, украшенные золотом, слоновой костью, перламутром, пластинами, выточенными из черепахового панциря, инкрустировались в сложной технике маркетри и изготавливались из ценных пород дерева.

Еще один уникальный образчик мебельного искусства был представлен на аукционе под лотом 39, в роскошности и помпезности ему не уступает комод из собрания ASG, скорее он даже превосходит данный лот в использованных материалах и их декоре.

Особую декоративность комоду, выставленному на аукционе, придают ручки, свободно висящие на звездообразных акантах и рога изобилия на нижнем ящике.

Лот39
Лот 39
Комод эпохи Людовик XIV
Франция, первая половина XVIII века
87×133,5×64,5 см.
Эстимейт € 6 5000 – 8 000

2292
Комод «гробница»
Франция, нач. XVIII в. (эпоха Регентства)
Палисандр, бронза, мрамор, маркетри
84,5×132×58 см
БСИИ ASG, инв. №12-2292

Комод из БСИИ ASG выполнен в эпоху Регентства, приходящуюся на период от кончины Людовика XIV до совершеннолетия наследника – Людовика XV (1715-1730 гг.).

Комод имеет выпукло-вогнутую форму с четырьмя ящиками, имитирующими шесть. Он изготовлен из палисандра, облицован набором маркетри в виде прямоугольных обрамлений ящиков и декорирован золочеными бронзовыми ручками с накладками в форме «эспаньолет», сфинксов и маскаронов. На угловых выступах, боковинах, личинках и завершениях ножек – массивные композиции из цветов и листьев; нижний ящик украшен рогами изобилия. Завершает фасад комода массивный бронзовый «арбалет». Мраморная столешница украшена профилированной резьбой.

XVIII век знаменит не только парадными комодами в классическом варианте, но и изобретением других его разновидностей. Получили распространение комод-секретер, комод-столик, комод с зеркалом – в них наряду с отделениями для вещей и белья были потайные ящички для писем или драгоценностей. И такие комоды были непременным аксессуаром будуаров и кабинетов.

Благодаря Ост-Индской компании в Европу было завезено большое количество предметов декоративно-прикладного искусства из Китая: мебель, шелк, фарфор, ширмы, обои и многое другое. Несмотря на высокие цены, эти изделия вызвали мощный отклик у европейцев, и западноевропейские мастера воспользовались спросом и создали стиль шинуазри (китайщина). Так, под лотом 22 на аукционе Хампель значится комод с характерными элементами стиля шинуазри.

В первую очередь, это черный цвет и лаковое покрытие предмета. Затем роспись фасада и боковой части с характерными элементами китайской живописи – пагодами, плывущей по реке лодкой, деревом с висячими ветвями и т.п. Изогнутые ножки комода имеют завершение в виде чеканных бронзовых каблучков, их выступающий угол оформлен бронзовой накладкой с красивым завершением.

Уникальными элементами комода являются бронзовые ручки, отлитые в форме летящего дракона, излюбленного китайского символа, под стать им и сложной асимметричной формы накладки на личинках замков.

Завершение комода – профилированная мраморная столешница из бело-коричневого мрамора.

Лот22
Лот 22
Черный лаковый комод в стиле Людовика XV
Франция, XVIII век
79,5×81×42,5 см.
Эстимейт € 20 000 – 30 000

3929
Полукомод
Италия, XIX в.
Набор различных пород дерева,
интарсия слоновой костью, бронза
86×76×42 см
БСИИ ASG, инв. №12-3929

Итальянские мастера не отставали от французов в поиске новых форм привычных видов мебели. БСИИ ASG располагает полукомодом итальянской работы XIX века вычурной формы, богато украшенным интарсией и маркетри. В качестве декора комода использована также слоновая кость, но главным его достоинством являются сцены псовой охоты в стиле Ренессанса с особым сюжетом на каждом ящике и крышке комода, профилированной изящной резьбой. В этом предмете мебельщики XIX века словно цитируют своих предшественников, безвестных мастеров XV века, изготовлявших богато расписанные ларцы – кассоне, в которых люди кватроченто хранили свои любимые вещи. Учитывая обильную облицовку ящиков и цветочную гирлянду, идущую по ножкам, итальянские мебельщики «тактично» выполнили изящные накладки на личинки замков и ручки ящиков из темной бронзы, совпадающей по цвету с фанеровкой.

В число наиболее дорогих лотов аукциона Хампель также входят скрибаны немецкой работы. Скрибан – это секретер с надстроенными вверху шкафчиками.

Под лотом 5 представлен скрибан, состоящий из двух частей, конструкция которого выполнена из древесины хвойных пород и облицована шпоном и корнем грецкого ореха и вязом. Шкаф имеет выпукло-вогнутую форму и базируется на четырех ножках в виде приплюснутых шаров. Нижняя часть скрибана оснащена тремя выдвижными ящиками, украшенными бронзовыми ручками в форме рокайль, и наклонной откидной столешницей для письма, опирающейся на две выдвижные горизонтальные опоры. Внутри столешница покрыта зеленой кожей с золотым тиснением. Верхняя часть имеет большую центральную дверцу, украшенную капом грецкого ореха, с каждой стороны дверцы пять выдвижных ящиков, запирающихся центральным замком. Увенчан шкаф фронтоном и резными элементами. Центральная дверца верхней части и откидная наклонная столешница нижней инкрустированы единичными вставками из слоновой кости.

Лот5
Лот 5
Скрибан
Германия (Брауншвейг),
первая половина XVIII века
205×115×58 см.
Эстимейт € 12 000 – 17 000

Лот6
Лот 6
Скрибан
Германия (Брауншвейг),
первая половина XVIII века
206,5×118×58,5 см.
Эстимейт € 12 000 – 18 000

Аналогичным предметом представлен лот 6. Скрибан выполнен также в Брауншвейге, но его отличает более детализированная конструкция и обилие маркетри в виде пейзажей на фасаде.

Корпус скрибана выполнен из местной древесины: светлого и темного ореха, ясеня, корней и деревьев плодовых пород. Волнообразное основание изделия включает три выдвижных ящика и опирается на ножки в форме приплюснутых шаров. Откидывающаяся столешница несколько выдается относительно всего корпуса скрибана и украшена маркетри из больших кусков шпона – горный пейзаж, замки, пасторальная сцена и т.д., что нарушает оптическую целостность его формы. Помимо этого конструктивную композицию искажает и слегка «утопленная» верхняя часть шкафа, центральная секция которой излишне доминирует над боковыми отделениями.

В собрании ASG имеется несколько экземпляров таких уникальных предметов, как скрибаны. Один из самых примечательных изготовлен в Италии в XVIII веке.


2339
Скрибан
Италия (Ломбардия), XVIII в.
Орех, оливковое дерево, маркетри
214×122×69 см
БСИИ ASG, инв. №16-2339


Скрибан состоит из двух частей, нижняя часть выполнена в виде комода с четырьмя выдвижными ящиками; верхняя представляет собой шкаф с центральной дверцей, декорированной маркетри, и пятью боковыми ящичками. Венчает скрибан фронтон сложной формы с округлым выступом в центре. Ножки выполнены в форме «сплюснутых пузырей» (фр. «boules aplaties»).

Настоящей жемчужиной коллекции мебели БСИИ ASG является скрибан немецкой работы. Его отличает не только изящество формы и ценность использованных материалов, но и загадочная история.


1983
Скрибан
Германия (Ориген, земля Баден-Вюртенберг),
XVIII в. (ок. 1715-1720 гг.)
Набор маркетри, сосна, орех, эбен,
золочёная бронза, гравированная сталь,
пьютер, бумажные обои
189×145×62,5 см
БСИИ ASG, инв. №12-1983


Внутренние стенки скрибана оклеены рельефными бумажными обоями с монограммой и штандартом российского императора Петра I. Вероятно, он был создан для русского императорского двора, который делал большие заказы мебели за границей, особенно в Голландии и Германии. Многие из них после смерти Петра так и не были доставлены в Россию, найдя себе новых владельцев в Западной Европе.

Конструкция скрибана вполне типовая, верхняя часть гранено-вогнутой формы имеет две распашные дверцы, личинки замков отделаны накладками золоченой бронзы. Внутри – семь небольших ящиков. Нижняя часть с четырьмя выдвижными ящиками изогнута в форме «арбалета». Скрибан украшен сетчатым узором с изображением птиц. В верхней части – вставки из пьютера – смеси олова с другими металлами (медью, сурьмой, реже свинцом). Четыре ножки на фасаде – шарообразной формы.

Секретом шкафа является его уникальная система защиты от посягательств злоумышленников: он имеет только один ключ, запирающий одновременно верхнее и нижнее отделения.

Скрибан поступил в Большое собрание изящных искусств ASG в плохом состоянии, обусловленном вздутием 90% шпонового покрытия, сквозными трещинами остова предмета и засаленностью бумажных обоев, покрывающих внутренние стенки верхней части шкафа. Именно это представляло особую сложность в проведении реставрационных работ, так как при очистке загрязнений с обоев была велика вероятность удаления позолоты. Реставрационно-консервационные работы продолжались семь лет, и в настоящее время скрибан является украшением Выставочного центра Международного института антиквариата.

Кроме мебели, апрельский аукцион Хампель включает изделия декоративно-прикладного искусства. Наиболее интересными являются каминные часы и декоративные вазы.

Напоминающие образцы изделий Пьера Филиппа Томира (1751-1843), декоративные вазы, выставленные на аукционе Хампель под лотом 48, выполнены из розового мрамора с вкраплениями темно-красного и белого и чеканной золоченой бронзы. Они базируются на квадратном основании, имеют яйцеобразное тулово с ручками в виде головы бога Диониса и крышку, завершающуюся ручкой в виде шишки. Тулово также украшено круговым рельефным декором из бронзы с изображениями тритонов и медальонов в стиле Людовика XVI.

Лот48
Лот 48
Пара больших декоративных крытых ваз
Высота: 67 см.
Франция, XIX век.
Эстимейт € 20 000 - 30 000

2783
Пара крытых ваз
Франция, XIX в.
Мрамор, золоченая бронза; чеканка
54×25 см
БСИИ ASG, инв. №15-2783

В БСИИ ASG имеются как комплекты, так и разрозненные экземпляры больших декоративных ваз.

К числу наиболее изысканных комплектов относится пара крытых ваз яйцевидной формы из сине-зеленого («морского») мрамора, декорированных золоченой чеканной бронзой. Цветочная гирлянда, обрамляющая тулово вазы и основание крышки, благодаря ручкам, отлитым в виде фигурок амуров, плавно соединяется с ножкой вазы, выполненной из мрамора с бронзовой накладкой. Бронза в данном случае играет роль не только декора, но и своеобразной «арматуры», предохраняющей изделие от сколов и трещин.

Лот 104 представлен каминными часами в стиле ампир французской работы. Корпус часов выполнен из золоченой чеканной бронзы. База часов состоит из нескольких ярусов, украшенных цветочными фестонами, путти и амурами. Корпус часов покрыт плотным цветочным орнаментом. На циферблат нанесены римские цифры, черненые стрелки выполнены в стиле брегет – смещенные наконечники в форме яблока, центр циферблата гравирован волнистыми линиями, получившими название гильоше. Корпус украшают фигуры из патинированной бронзы, представляющие Амура и Психею, возлагающую венок на его голову.

Лот104
Лот 104
Большие каминные часы эпохи ампира
Франция, первая половина XIX века
Высота: 64 см.
Эстимейт € 3500 - 5000

2146
Часы
Франция, 1-ая четверть XIX в. (эпоха Реставрации)
Патинированная и золоченая бронза,
литье, чеканка; эмаль (циферблат)
54×36×14 см
БСИИ ASG, инв. №08-2146

Такая же скульптурная группа из патинированной бронзы украшает часы из БСИИ ASG: Психея покрывает голову крылатого супруга венком. На прямоугольном основании с четырьмя ножками полусферической формы украшенном плотной чеканкой, изображены те же герои. Здесь воспроизводится эпизод истории их знакомства, когда Амур стреляет в Психею из лука, что на многие века стало символом зарождающейся любви.

Круглый циферблат часов покрыт белой эмалью, контрастирующей с чернеными стрелками брегет и римскими цифрами. В нижней части корпуса отчеканена римская масляная лампа как символ негасимой любви.




Светлана БОРОДИНА
Елена ВЛАСОВА

Источник:
hampel-auctions.com

Поделиться: