decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Шедевры мебельного искусства на старейшем европейском аукционе

25.02.2019

Весенние торги прошедшего года в аукционном доме Доротеум (Вена) отличились большим числом лотов, представленных образцами западно-европейского мебельного искусства XVIII – первой половины XIX веков ведущих стилей, масштабными коллекции которых располагает Большое собрание изящных искусств ASG.

Весенние торги произведениями искусства в крупнейших аукционных домах Европы отличились не только разнообразием видов декоративно-прикладного творчества и неуклонно повышающейся ценой на них, но и интересны с точки зрения сходства их лотов с предметами из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG.

На торгах старейшего аукционного дома Доротеум (Вена) в качестве лота 510 проходил шкаф эпохи барокко, созданный в Аугсбурге (Германия) в начале XVIII столетия. Такие шкафы являлись характерным образцом городской мебели немецкого барокко и изготовлялись из цельного дерева, приобретая массивные формы и становясь объектом престижа, а теперь, в силу редкости и помпезности, являются предметом острого внимания, а порой и восхищения.


Аугсбург388
Шкаф
Германия (Аугсбург), нач. XVIII в.
220 x 213 x 83 см
26 апреля 2018 г., аукцион Доротеум (лот 510)
17, 500 £ (эстимейт 14,000£)


Данный шкаф выполнен из массива грецкого ореха и древесины хвойных пород в технике клиновидного соединения. Предмет состоит из трех частей: карниза, средней части и цоколя. Съемный карниз спереди богато украшен резьбой в виде фруктов. Средняя часть имеет две большие распашные дверцы, декорированные вверху рельефом с головками и крыльями, за которыми скрывается глубокое отделение с полками. Цоколь имеет две небольшие дверцы с аналогичными украшениями. Базируется шкаф на пяти резных лапах, крепления и замки, выполненные из золоченой бронзы, кроме утилитарной выполняют и функцию декора.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает не менее выдающимся образцом немецкой корпусной мебели конца XVII века, также созданным в Аугсбурге. Шкаф, богато декорированный многочисленными резными элементами, является ярким воплощением стиля барокко в прикладном искусстве. Его фасад решён в виде сложной пластической композиции и включает в себя витые «соломоновы» колонны с виноградной лозой, арки на дверцах с фигурами путти – держателями гербов, многочисленные растительные мотивы, гирлянды, маскароны, гермы и т.д. Внутри – сложный запорный механизм из стали и навесы с гравировкой. Ножки выполнены в форме «сплюснутых пузырей» (фр. «boules aplaties»).


0802
Шкаф
Германия (Аугсбург), кон. XVII в.
Ель, шпон ореха, бронза, кованое железо, резьба
237,5×195×64 см
БСИИ ASG, инв. №17-0802


Помимо шкафа, созданного в Южной Германии, в собрании ASG хранятся несколько шкафов, сделанных мастерами долины Рейна. Для них также свойственно желание представить предмет как грандиозное архитектурное сооружение, уподобляющееся и храму, и триумфальной арке. В декоре этих шкафов использованы резной растительный узор, каннелированные пилястры коринфского ордера с амурами, декоративные резные панно с гротесковым орнаментом, львиные головы и формализованные «сплюснутые пузыри» в качестве ножек.


2326
Шкаф
Германия (долина Рейна), кон. XVII – нач. XVIII вв.
Хвойные породы, орех, бронза, резьба, тонирование
220×205×70 см
БСИИ ASG, инв. №17-2326


Кроме монументальных шкафов на аукционе были представлены и другие образцы мебельного искусства – комоды разных стилей, богатейшая коллекция которых имеется в БСИИ ASG. Комод, выполненный в стиле Регенства (лот 527), приходящегося на период от кончины Людовика XIV до совершеннолетия наследника – Людовика XV (1715-1730 гг.), был продан по верхней границе эстимейта – за 5 тыс. €. Имея изогнутые S-образные формы, он изготовлен из массива лиственницы и хвои, облицован шпоном палисандра и декорирован золочеными бронзовыми накладками на боковых выступах, ручках, личинках, «арбалете» и завершениях ножек. Оснащен одним большим и двумя маленькими ящиками, а также литой мраморной столешницей.


Комод389
Комод
Франция, 1720-1730 гг. (эпоха Регентства)
Лиственница, хвоя, шпон палисандра, золоченая бронза, мрамор
83x130x65 см
26 апреля 2018 г., аукцион Доротеум (лот 527)
5,000 £ (эстимейт 4,000-5,000£)


Несмотря на краткость периода существования стиля Регентства – всего 15 лет – собрание ASG располагает уникальной коллекцией предметов этой эпохи. Одним из примеров может служить роскошный комод-«гробница» на четыре ящика с имитацией шести, выполненный из натурального дерева и облицованный шпоном палисандра. Декорирован бронзовыми ручками с накладками в форме «эспаньолет» (фр. espagnoletes), сфинксов, маскаронов. На углах и боковинах – крупные цветочные композиции и листья. Внизу украшен массивным бронзовым «арбалетом», прямоугольные ящики по периметру украшены набором маркетри.


2292
Комод
Франция, нач. XVIII в.(эпоха Регентства)
Палисандр, золочёная бронза, красный мрамор, маркетри
84,5×132×58 см
БСИИ ASG, инв. №12-2292


Еще один предмет, проданный на аукционе Доротеум, превысивший верхнюю отметку эстимейта на 6,25 тыс. €, – комод эпохи Людовика XV с клеймом П. Русселя (лот 515). Возросшая цена на предмет не случайна, еще в 40-е годы XVIII столетия во Франции регламентируется порядок нанесения клейма на изделие, а в 1751 году – специальное положение, в котором предписывалось в обязательном порядке ставить индивидуальное клеймо мастера на предметы, сделанные им. Обусловлено это было увеличившимся спросом на предметы меблировки. Уже с 1663 года выходил «Журнал де Гард-Мёбль», где к концу 1784 года были описаны королевские заказы на 3600 листах, сшитых в 18 томов.

Пьер Руссе́ль (1723-1782), получивший звание мастера в 1745 году, был сыном эбениста. Открыл собственную мастерскую на улице Шарентон в «Имаж де Сент Пьер» и быстро получил признание. «Альманах де Врей Мерит» в 1769 году назвал Русселя «одним из первых эбенистов Парижа». Работал по заказам принца Конде для Бурбонского дворца и замка Шантийи и торговца-краснодеревщика Пьера Мижона.

Руссель был прекрасным мастером маркетри и декорировал мебель наборами в виде цветочных гирлянд с бантами, пейзажей и контрастного растительного орнамента. Для комодов периода Людовика XV, некоторые из которых сохраняли в его исполнении форму «гробницы», унаследованную от Регентства, часто использовал розовое дерево и палисандр. Декор его предметов имел общие черты с работами таких мастеров, как Шлихтиг, Бернард ван Ризен Бург, Биркле и Топино.

Так, реализованный на аукционе комод французского мастера П. Русселя имеет выпукло-вогнутую форму и выполнен из лиственных пород дерева в форме «гробницы», облицован со всех сторон розовым деревом в сочетании с палисандром. С фасадной стороны располагаются четыре выдвижных ящика: два больших и два маленьких. Украшением комода служат золоченые бронзовые накладки на углы, ножки и «арбалет», а также личинки и ручки в виде рокайльных композиций с растительным орнаментом. Столешница комода выполнена из красного литого мрамора с белыми прожилками.

Гробница390
Комод
Франция, ок. 1750 г. (эпоха Людовика XV)
Лиственница, шпон палисандра, золоченая бронза, мрамор
89х133х61,5 см
26 апреля 2018 г., аукцион Доротеум (лот 515)
16,250 £ (эстимейт 8,000-10,000£)

Руссель391
Клеймо: «P.ROUSSEL» («П.Руссель»)
26 апреля 2018 г., аукцион Доротеум (лот 515)

Даровитым мастером маркетри эпохи Людовика XV считался и Жан-Матье Шеваллье (1694-1768), живший в одно время с П. Русселем. Получив звание мастера в 1743 году, выполнял заказы для резиденции герцога де Тальмона и замка Вилльжени Луизы Анны де Бурбон-Конде. Создавая классические модели мебели, обладающие гармоничными формами: комоды, секретеры, шкафы, угловую мебель, применял манеру исполнения и декорирования предметов искусства, схожую с Пьером Русселем: использование розового дерева и палисандра, а также декорирование предметов золоченой бронзой в рокайльных и растительных мотивах.

2073
Шеваллье, Жан-Матье. Комод
Франция, XVIII в.
Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза, красный мрамор
87×131×67 см
БСИИ ASG, инв. №12-2073

Клеймо392
Клеймо: «J.M. CHEVALLIER» («Ж.М. Шеваллье»)
БСИИ ASG, инв. №12-2073

Комод из БСИИ ASG имеет общие типологические черты с комодом, выполненным Русселем: выпукло-вогнутую форму в виде «гробницы», набор маркетри в облицовке розовым деревом и палисандром, четыре выдвижных ящика на фасаде, золоченые бронзовые накладки в форме завитков ракушки и столешницу из красного мрамора с белыми прожилками.


Псише393
Зеркало «псише»
Франция, кон. XIX в. (стиль Ампир)
Красное дерево, латунь, золоченая бронза, зеркало
195х109 см
26 апреля 2018 г., аукцион Доротеум (лот 574)
7,500 £ (эстимейт 7,000)


Лот 574 аукциона Доротеум представлен еще одним видом декоративно-прикладного творчества и предметом меблировки – зеркалом «псише», коллекция которых имеется в собрании ASG.

Светская жизнь Франции XVIII-XIX веков с ее постоянными раутами, приемами и прочими публичными мероприятиями обязывала человека «быть в форме». Вот почему обязательным предметом интерьера было зеркало. Особое распространение в XIX столетии получили зеркала «псише» (фр. phyché). Они крепились к основанию шарнирами, что позволяло менять угол наклона. Псише были напольными, стоящими на ножках в виде дуг, или настольными, которые можно было поставить на любую плоскость.

Данное зеркало «псише», созданное в стиле Ампир (ок. 1900 года), выполнено из красного дерева с латунной инкрустацией на фронтоне и прямоугольной раме зеркала. Вершины стоек украшены резными кариатидами, на головах которых базируется фронтон с золоченой бронзовой накладкой по центру. В нижней части опоры соединены перекладиной и завершаются резными ножками в виде лап грифона с колесиками.

Декоративные элементы, форма и материал исполнения, которые вобрало в себя реализованное «псише», ярко представлены в зеркалах из БСИИ ASG.

В третий том серии каталогов Большого собрания изящных искусств ASG включено зеркало-псише в стиле Ампир с накладками золоченой бронзы в виде кариатид. Рама овальной формы крепится к стойкам при помощи шарниров. В нижней части опоры соединены перекладиной, декорированной накладкой в форме лаврового венка по центру. Стойки завершаются ножками-полозьями в форме звериных лап.

1057
Зеркало-псише
Франция, кон. XIX в.
Черешня (канадская береза), тонирование, резьба, золоченая бронза, зеркало
176×106×52,5 см
БСИИ ASG, инв. №23-1057

4155
Зеркало-псише
Франция, 1-ая четверть XIX в.
Красное дерево, фанерование, зеркало, золоченая бронза
179×107×53,5 см
БСИИ ASG, инв. №23-4155

Другое напольное зеркало-псише с рамой прямоугольной формы выполнено из красного дерева и фанеровки. Крепится зеркало шарнирами к стойкам-колоннам, декорированным подсвечниками, капителями и базами из золоченой бронзы, на которые опирается фронтон, также украшенный золочеными бронзовыми накладками по центру. В нижней части опоры соединены перекладиной с бронзовой накладкой по центру. На арочных ножках – накладки в виде листьев аканта, а в завершении – латунные колесики.



Елена ВЛАСОВА

Источники:
dorotheum.com
int-ant.ru

Поделиться: