«Создать атмосферу – это была главная задача»
О подготовке к выездной выставке Международного института антиквариата «Зарисовки усадебного быта», которая сейчас проходит в Выставочном зале «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль», рассказала архитектор-дизайнер Динара ВИНОКУРОВА.
У каждой выставки - свои особенности. Но при этом всегда есть какой-то объединяющий центр. На выставке «Зарисовки усадебного быта» таким объединяющим ядром стали вазы XVIII – XIX вв. производства Голландии (Делфт) и французская ваза середины XIX века в стиле Людовика XVI. Ориентируясь на них, дизайнер стала создавать единое пространство, в котором в итоге предметы создали цельную композицию.
Свою работу дизайнер сравнила с четками, на которые нанизываются бусины, каждая из которых обозначает отдельную молитву, но вместе – это единый предмет.
- Создать атмосферу – это была главная задача, - рассказывает Динара ВИНОКУРОВА. – Эта выставка проводится не в отдельном усадебном доме, а в музейном пространстве. Поэтому полностью показать усадебный быт в не аутентичных условиях сложно. Но я думаю, что мы справились - нам удалось показать дух XIX века.
Основная трудность при проектировании дизайна выставки заключалась в том, что в скором времени на территории Выставочного зала «Манеж» будут проходить детские новогодние елки. То есть нужно было разместить предметы интерьера так, чтобы их не приходилось лишний раз тревожить и передвигать с места на место во время проведения праздников.
В последнее время появилась мода на мебель в старинном стиле. Но такие стулья, шкафы, комоды, столы будут плохо смотреться в маленькой квартире. Для любителей антиквариата, не имеющих больших «квадратных метров», дизайнер советует акцентировать внимание на каком-то одном предмете.
- Вот, посмотрите на этот комод (показывает на французский комод комод первой четверти XIX века). Он уже сам по себе создает ауру. И рядом с ним можно не размещать мебель такого же стиля, а достаточно поставить простые стулья, которые лишний раз подчеркнут всю красоту этого комода. А если мебели будет слишком много, то интерьер будет выглядеть перегруженным. Нужно уметь подчеркивать красоту того или иного предмета искусства.
Квартира, дом – это лицо хозяина.
Ясный ум, острый глаз и твердая рука, карандаш и клочок бумаги – это то, без чего не может обойтись в своей работе Динара ВИНОКУРОВА.
- Может у меня устаревшее понимание создания эскизов выставок, - делится дизайнер выставки «Зарисовки усадебного быта». - Но когда рисуешь карандашом, ты лучше чувствуешь, в первую очередь, пропорции. И ты как бы вкладываешь душу в бумагу. Можно, конечно, и на компьютере все это делать, но получается как-то без души. Я уверена, что молодые дизайнеры часто совершают ошибку, когда сразу начинают работать на компьютере, добавлять разные эффекты. Увы, от них ускользает самое главное.
Динара Винокурова закончила архитектурный факультет в Политехническом институте. Она рассказала, что в советские годы обучение было комплексным. Не так как сейчас, когда идет разделение на узкие специальности. Тогда у них преподавали такие предметы как скульптура, рисунок, живопись, основы градостроительства. Студентов учили, что здание – это организм, поэтому надо представлять, как оно будет выглядеть и снаружи и внутри.
В России вообще произошел большой отрыв от развития общемирового искусства, в силу различных исторических коллизий. Если в начале 20-х гг. 20 века Россия была впереди, она задавала тон, то спустя несколько десятилетий все изменилось. И в этом направлении получился перерыв.
- В свое время, еще во времена СССР, я участвовала в международном концептуальном конкурсе, который проходил в США. Это был хороший обмен опытом. Нас возили в учебные заведения, мы видели, как учатся, как работают американские дизайнеры. Они, кстати, очень большое внимание уделяют пространственному мышлению.
Что касается пространства выставки «Зарисовки усадебного быта» - все, что было задумано воплотилось в жизнь. Дизайнер отметила, что предметы из Большого собрания изящных искусств ASG достойны внимания. Причем каждый из них в отдельности. Можно подойти к любому предмету искусства и долго его рассматривать.
Одним словом, выставка удалась.
- А вообще все нужно доводить до конца, - уверена Динара ВИНОКУРОВА. - В дизайне не работает – «А! Пойдет и так!» Нет, не пойдет. Все должно быть продумано до мелочей.
Алина ЕРШОВА