decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Нас принял гений усадьбы…» - первая усадьба ASG введена в эксплуатацию

09.11.2015

26 октября 2015 года усадьба Аигиных (Пушкинский район) – первый объект, который Инвестиционная группа компаний ASG восстанавливает в рамках губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья» - принята государственной комиссией. Менее двух лет прошло с того дня, когда право восстанавливать усадьбу компания выиграла в открытом конкурсе. О том, как проходил этап реставрации, что в усадьбе является предметом охраны, какие «сюрпризы» она преподнесла реставраторам в ходе работ, редакции портала «Мир искусств» рассказала директор архитектурно-проектной мастерской ASG Альбина ХАЙРУЛЛИНА.

- Что означает акт сдачи усадьбы? Какие органы уполномочены это осуществлять? Какие документы подписываются?

- При передаче объекта культурного наследия на реставрацию исполнителю работ уполномоченным органом – в данном случае Министерством культуры Московской области - выдается реставрационное задание. В нем оговаривается план действий по реставрации объекта, включая виды работ, их последовательность и т.д. По завершении работ комиссия министерства выезжает на место с проверкой, все ли работы выполнены качественно, нет ли отклонений от реставрационного задания. В итоге мы получили документ, который называется актом о сохранении объекта культурного наследия, он аналогичен акту ввода в эксплуатацию, выдаваемому при строительстве нового объекта.

1974452.JPG
Усадьба Аигиных – объект культурного наследия регионального значения

- Что входит в предмет охраны в усадьбе Аигиных?

- Поскольку усадьба досталась нам в сравнительно хорошем состоянии, легче сказать, что не входит… В предмет охраны вошли сам объект – усадебный комплекс: его общие габариты, стены, конструктив кровли, внешний архитектурный декор, историческая планировка, сохранившиеся гипсовые розетки, мозаичный пол, паркетный пол в двух помещениях во флигеле. Восстанавливать эти элементы, многие из которых сохранились только во фрагментированном состоянии, можно было только вручную, а это дорого.Также в предмет охраны вошли те объекты, которые были утрачены в советский период, но они числятся в исторических документах.

1974452.JPG
Сгнившие бревна в срубе главного дома заменили на месте, приподняв его домкратом

- Усадьбе больше ста лет, какой период положен в основу проекта реставрации – время строительства, время расцвета или это собирательный образ поздней сельской усадьбы-дачи?

- Мы взяли начало XX века, последние годы, когда усадьба принадлежала Аигиным. Поэтому сохраняем все поздние наслоения, привнесенные владельцами, например, туалет, появившийся в усадебном доме, хотя его не было при Василии Петровиче Аигине.

1974452.JPG
Так было совсем недавно – в ноябре 2013 года

1974452.JPG
А это уже ноябрь 2014 года

- Как население Талиц реагирует на то, что на их единственной улице появился такой объект? Возрастет поток туристов, но нарушится камерность места…

- Пока жители разделились на два лагеря, одни радуются переменам, потому что восстановленная усадьба – это рабочие места, с которыми на селе везде трудно, это возможность организовать малый бизнес, проложенные дороги. С организацией в усадьбе туристско-рекреационного кластера за ее территорией появятся инфраструктурные объекты, а это опять рабочие места, налоговые отчисления в муниципальный бюджет и т.д. Но есть и противники, усадебный комплекс выходит к речке Талице, где произошел самозахват земель под огороды, выпас скота и т.п. Те, кто этим пользуется, понимают, что они этой возможности лишатся, наверное, поэтому возникают слухи, что береговая территория будет застроена дачными особняками, куда будут приезжать шумные компании и т.п. Кроме того, на территории усадьбы находится озеро, теперь оно очищено, облагорожена береговая территория, все стало очень красиво. Прежде, когда оно было в зарослях, заилено, к нему было не подойти, разве что мусор складывали, а теперь оно привлекает всех, но находится за оградой.

И все же общий настрой позитивный, а когда все убедятся, что усадебный комплекс, парк, который мы обновляем, озеро будут доступны для экскурсий в установленные дни, число наших сторонников вырастет.

1974452.JPG
В усадебном парке происходит высадка новых деревьев, расчищается территория, восстанавливается озеро с богатой аквакультурой

- Посмотреть усадьбу Аигиных стоит, потому что…?

- Потому что эта усадьба особенная. В ней сразу ощущается, что ее владелец – выходец из крестьян, для которого важно, чтобы все вокруг него было крепко, добротно. Где объектов, построенных только для красоты, нет, все предназначено для жизни большого семейства – жизни в покое и довольстве среди неброской красоты подмосковной природы. Потом, хорошая сохранность усадьбы позволяет нам любоваться мастерством русских зодчих, а ее планировка помогает представить то, что называется укладом – где жили взрослые, дети, прислуга, где они собирались для трапез и разговоров за вечерним чаем и т.п.

- Вы – руководитель проектов реставрации уже множества объектов, каждый, что называется, имеет свой характер. Чем усадьба Аигиных останется в памяти, кроме того, что это первый объект такого рода?

- Первый и, повторюсь, хорошо сохранившийся. Поэтому очень много элементов входило в предмет охраны, появился азарт утраченное восстановить как можно ближе к оригиналу. Проведена большая исследовательская работа. Мы классифицировали все объекты усадебного комплекса на единовременные постройки, разновременные постройки, постарались установить дату появления того или иного строения. Для этого работали в архивах, тесно общались со старожилами, это оказался очень ценный источник информации. Мы получили возможность освоения различных реставрационных технологий, поскольку приходилось восстанавливать сруб, двери, кованые ограждения, паркет, печи, мозаичный пол…

В главном усадебном доме удивительный подвал со сводчатым потолком, я такого никогда не видела. Для габаритов дома он явно велик, поэтому нам кажутся справедливыми мнения, что в нем размещался трактир.

Исследовательская работа не закончена со сдачей усадьбы. Главный дом, флигель, конюшня представляют собой разомкнутое каре, поскольку служебное здание советского периода утрачено. Но все говорит за то, что при Аигиных там находился какой-то объект и каре было замкнутым. Есть желание найти, что это было.

1974452.JPG
Таким усадебный дом и флигель были через год после начала работ – ноябрь 2014

- Этот проект, как и реставрация исторического центра Казани, проводимого ИГК ASG, является примером государственно-частного партнерства. Есть еще понятие и социального партнерства, кто стал вашим партнером в процессе восстановления усадьбы?

- Наши социальные партнеры по этой усадьбе – это старожилы и люди, причастные к ней в силу профессиональной деятельности или семейных связей. Так, нам помогает бывшая учительница Талицкой школы Надежда Ларина, академик РАН Михаил Ахметьев – потомок Аигиных. Кстати, потомков Аигиных разыскала и продолжает эту работу краевед-общественница Елена Савельева. В наши с ней планы входит оформление витрины, рассказывающей о владельцах усадьбы и их потомках. Если же говорить в целом об усадьбах, то наши партнеры – это краеведы, музейные работники, усадьбоведы.

- Как ваши коллеги-архитекторы оценивают проведенные работы, есть ли советы, критика?

- Подавляющее большинство наших коллег рады, что силами частного инвестора удалось восстановить объект культурного наследия. Единственный дискуссионный момент возник при реставрации фасада, принятое нами решение о его выкраске некоторыми архитекторами было расценено как отклонение от проекта. Дело в том, что в советский период швы между кирпичами были залиты смесью, состав которой так и не удалось определить. Прочность ее такова, что снять не удалось ни механическим, ни химическим способом, кирпич крошится, а швы остаются целыми. Пока действенный метод удаления смеси не найден, мы приняли решение выкрасить фасад в цвет кирпича, это можно расценить как своего рода консервацию объекта. Но большинство архитекторов отнеслось с большим уважением к нашей работе, за что мы им благодарны.

1974452.JPG
В кабинете Альбины Хайруллиной хранится все самое ценное для реставратора – клеймёный кирпич, элементы ковки и фрагмент мозаичного пола в технике террацио. Именно по этим образцам восстанавливалась усадьба

- Часто, раскрывая объект, реставраторы обнаруживают некий «сюрприз», приятный, вроде купола в Шуваловском дворце, или досадный, заставляющий менять расчеты, проект… Было ли что-то подобное здесь?

- Усадьба Аигиных тоже раскрыла перед нами множество своих секретов. Мы обнаружили в главном доме уникальную, передовую для своего времени, систему калориферного отопления, заложенные печи и камины, которые выполняли роль воздуховодов, нашли заложенные оконные проемы, которые помогли выявить первоначальную планировку дома. Также удалось обнаружить, что терраса первоначально была открытой, был найден туалет и необычно для того времени его местоположение – прямо напротив входной двери, тогда как обычно он располагался при входе слева, ну, и уже упоминаемый мозаичный пол в технике террацио.

- Изо всех усадеб, восстанавливаемых ASG, число которых уже приближается к полутора десяткам, какие для Вас самые дорогие и почему? Не называйте усадьбу Аигиных, с ней все понятно, это первенец.

- Раз нельзя называть усадьбу Аигиных, тогда Тарасково. Это уникальная усадьба, скромная, но какая-то театральная. Она не отпускает, все время всплывает в памяти. И как-то очень успешно и скоро на ней ведутся реставрационные работы. Несмотря на то, что это проект неоготики со сложной кровлей, необычной планировкой – парадные комнаты находятся не в бельэтаже, как обычно, а на первом этаже, до сих пор не ясно, была ли там парадная лестница, необычной системой калориферного отопления – восстанавливать ее легко и приятно. Она какая-то «невредная».

1974452.JPG
Усадьба Тарасково, весна 2015 года. Фото Вадима Разумова

- Может, вас принял домовой, «гений места», как говорили древние, в нашем случае, «гений усадьбы» и помогает?

- Вы знаете, вполне возможно (смеется – ред.) . Вообще, кто-то хранил эту усадьбу до нас и для нас. В ней единственной изо всех наших усадеб сохранились видовые висты (основные видовые точки) такими же, какими они были при владельцах Глебовых.

- Архитектура, говорят, - это застывшая музыка. Если взять за основу эту метафору, тогда для меня усадьба Тарасково – это «жестокий» романс, Пущино-на-Наре – первый фортепианный концерт Чайковского, а какая музыкальная форма годится для усадьбы Аигиных?

- Русское многоголосие, возможно, даже духовное. Там даже византийский орнамент на наличниках как мотив. И потом, само это место, ведь Талицы стоят на Троицком тракте, ведущем в Троице-Сергиеву лавру.

1974452.JPG
Наличники на окнах главного усадебного дома, их восстановят в реставрационных мастерских ASG

- Проблема движимых и недвижимых объектов культурного наследия является для реставрации острой. В усадьбе к движимым объектам можно отнести всю округу. Если на границе усадебного комплекса находятся ЛЭП или животноводческий комплекс, усадьба теряет все свое очарование. В каких усадьбах ASG есть эти проблемы, решаемы ли они?

- И советский период, и девяностые годы прошлись по усадьбам таким экскаватором, когда говорить о целостности усадебного комплекса – дом, двор, парк – не представляется возможным. И в усадьбах, которые восстанавливает ASG, территория буквально изрешечена какими-то объектами или коммуникациями, есть и линии ЛЭП, инфраструктурные объекты, огороды, дачи и т.д. Сейчас мы готовим проекты по переносу подобных объектов, это долго, дорого, приходится все до мелочей согласовывать с Министерством культуры Московской области, проводить историко-культурную экспертизу… Когда проводили электросеть, например, никого же не заботило, что она проходит через парк, думали о том, как сделать короче, следовательно, дешевле. А мы теперь за свой счет переносим это на периферию усадьбы, стараясь сохранить целостность ее восприятия.

- Несмотря на Ваш юный возраст, за плечами такой опыт реставрации, какого хватит на несколько книг. Есть ли подобные задумки?

- Хочется рассказать не о своем опыте, а сделать альбом по нашим подмосковным усадьбам, которые удивительным образом расположились вокруг Москвы, украшая ее, словно колье. Включить в него историю семей, проекты строительства и проекты восстановления, интерьеры и т.д.

- Что собой представляет это «колье» - оно из драгоценных камней или драгоценной работы?

- Наверное, старинной драгоценной работы, поскольку усадьбы разные – величественные, как Пущино-на-Наре, Спасское, и скромные, как Васино. Но каждая на своем месте, как в старинном окладе мы видим и драгоценные камни, и самоцветы, оттеняющие красоту друг друга.

- Вскоре в Казани будет проходить чемпионат рабочих профессий, наша компания вполне могла бы выставить своих участников в категории «реставратор». Вы испытываете проблемы с нехваткой квалифицированных рабочих?

- Недавно группа наших сотрудников прошла аттестацию в Министерстве культуры РФ и получила квалификацию «архитектор-реставратор», «инженер-реставратор». Наши строители – реставраторы кирпичной кладки, реставраторы по металлу тоже должны будут получить квалификацию. Проблемы с кадрами, конечно, есть, но это касается «штучных» специалистов. Учитывая объем и сложность реставрационных работ, компании нужен химик-технолог в сфере реставрации, который мог бы определять, какие экспертизы нужно провести для определения материала, например, его состава и т.д., осуществлять контакты с лабораториями.

- Центром каких туристских маршрутов может стать усадьба Аигиных?

- Множества маршрутов: усадьба интересует историков, поскольку есть легенда, что на Талицком холме Дмитрий Донской беседовал с Сергием Радонежским перед Куликовской битвой, усадьба находится на пути в Троице-Сергиеву лавру, которая уникальна тем, что в ней есть пещерный храм естественного происхождения, мы думаем над тем, чтобы в числе объектов для туристов построить дом для паломников. Рядом с Талицами есть село Могильцы, в котором жил князь Гавриил Гагарин – вельможа, поэт, воспитанник Павла I, по утверждениям современников, гроссмейстер масонской ложи. Якобы Талицы и Могильцы связывает подземный ход, так что туристы-спелеологи могут заняться его поисками. Этот ряд можно продолжать.

- В истории архитектуры сохранились разные варианты отношений архитекторов и заказчиков. Например, великий зодчий Альберти просто указывал в письмах: «Я хочу, чтобы эти столбы стояли так!». А как Вам работается с инвестором?

- Наш инвестор – Алексей Владимирович Сёмин - если чем-то и похож на Альберти, то только универсальностью интересов. Он никогда не выдвинет категорических требований, тщательно не проработав вопрос. Можно много рассказывать о его достоинствах, хочу сказать главное. В силу образованности Алексей Владимирович очень хорошо понимает, что такое русская усадьба как феномен, ему не нужно объяснять, какие объекты нужно восстановить для полноценного восприятия усадьбы. Наоборот, он подсказывает нам, приводя примеры из классической литературы, которую знает очень глубоко. Соединение обширных знаний и интеллекта обеспечивает инновационный подход ко многим вещам, например, Алексей Владимирович первым обосновал подход к усадьбе как к живому хозяйствующему объекту с музейной функцией, а не просто как к музейно-мемориальному. Отсюда возникла идея туристско-рекреационного кластера.

1974452.JPG
Алексей Сёмин (в центре справа) обсуждает с министром культуры Московской области Олегом Рожновым (в центре слева) реализацию проекта реставрации (весна 2014 года)

- Я могла бы привести множество примеров того, как легко наш инвестор идет на шаги, позволяющие увеличить культурную составляющую объекта в ущерб коммерческой. Так было в Казани, когда мы убирали на домах по улице Тукая целые этажи, надстроенные в советский период – а это тысячи метров полезной площади, так было и в Талицах, когда изменялось назначение помещения, и оно из гостиничного номера превращалось в элемент зоны открытого доступа, потому что там ценный мозаичный пол.

1974452.JPG
Восстановление слуховых окон на крыше конюшни соответствует исторической правде, а под кровлей будет размещен интерактивный музей

- Наверное, стоит остановиться, иначе нас обвинят в предвзятости. Когда усадьба Аигиных справит новоселье?

- Мне хочется немножко оттянуть это событие. Хочу, чтобы это случилось под Новый год, хочу нарядить в усадьбе елку, растопить камин…

1974452.JPG
Печи и камины в усадебном доме восстановлены по историческим образцам и соответствуют всем требованиям пожарной безопасности

- Чтобы чудо Рождества осеняло чудо возрождения усадьбы?

- Да!

1974452.JPG
Главный усадебный дом летом 2015 года

Светлана БОРОДИНА

Поделиться: