decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«…где зодчий слышнее Бога говорит…»: храмовая архитектура в русских усадьбах

12.11.2015

Типовая структура всякого усадебного комплекса, как правило, состояла из четырех функциональных зон: жилой, парковой, хозяйственной и непременно – культовой, будь то храм, часовня, семейный некрополь. Возрождение усадеб, предпринимаемое в последние годы, требует бережного отношения и к усадебным храмам, которые занимали важнейшее место в жизни владельцев усадьбы – здесь они крестились, венчались и нередко находили место упокоения.

Образы усадебного дома в парке и находящегося поблизости храма настолько сливаются в памяти, что уже трудно представить их отдельно друг от друга. Особый статус храма в усадьбе не исчерпывается только религиозной стороной. Безусловно, церковь олицетворяла идею равенства людей перед Богом. Главенство владельца усадьбы и членов его семьи всячески подчеркивалось в реальной жизни, но во время службы в храме собирались все – и обитатели господского дома, и дворовые, и крестьяне близлежащего села. Равенство всех перед Богом находило подтверждение в самом укладе усадебной жизни с некоторой простотой отношений, характерной для деревенских условий. Нередко помещик или члены его семьи становились крестными родителями крестьянских детей и принимали деятельное участие в устройстве их судьбы.

Сегодня трудно представить, но именно церковь сыграла важную роль в общем повышении грамотности среди помещиков XVIII века. В условиях петровских реформ сознание необходимости дать своим детям образование начинало пробуждаться в среде провинциального дворянства. В деревнях учителей не было вовсе, для обучения детей грамоте помещики прибегали к сельскому дьячку или причетнику. Приходилось дворянским недорослям познавать азы грамотности по псалтырю и часослову.

Первые церкви в усадьбах были деревянными, поэтому до нашего времени они не дошли. Строительство каменных храмов требовало особого разрешения (не говоря уж о значительных средствах) и подчеркивало статус помещика, его близость к государственной власти. Во время расцвета усадеб – вторая половина XVIII века – строительство каменных усадебных храмов становится повсеместным, они могли быть домовыми, в которых совершались требы для семьи владельца, или одновременно служить и приходской церковью.

До 1917-го года в Москве домовых церквей были сотни, а, чуть ранее, даже тысячи. Домовая церковь играла очень большую роль в жизни усадьбы, без нее не обходилось ни одно торжество. Ее престольный праздник даже отмечался народными гуляниями: в этот день всякий, кто был прилично одет, мог приехать сюда насладиться музыкой или театральным представлением, а для простого народа на природе ставили столы со щедрым праздничным угощением. Домовая церковь могла располагаться непосредственно в доме (так делали часто в случае тяжелой болезни кого-то из членов семьи, не позволявшей ему выходить из дома) или занимать отдельно стоящее здание. Главное отличие домовой церкви от приходской - её юридический статус. Домовая церковь не имела приписанных к ней по территориальному признаку прихожан, и если находилась в усадьбе, а не в общественном месте – гимназии, университете -, то не имела собственного причта.

Правда, и здесь были исключения. Так, в усадьбе Черкизово, которую c 2014 года реставрирует Инвестиционная группа компаний ASG, была домовая церковь с нанятым священником. По словам сына священника этой церкви, Платонова-Гилярова, средняя церковь пред княжеским дворцом была „ружная“. Строитель-князь, он же зодчий всего ряда хором, не пожелал молиться вместе со своими „рабами“, но хотел иметь свою церковь и своего попа, которого посадил на „ругу“, то есть на жалованье.

Владельцы усадеб нередко становились «зодчими» усадебных храмов, устраивая их по своему вкусу и отступая подчас от строгих церковных канонов. Так, в домовой церкви князей Черкасских иконостас был круглым в плане: основу его составляли шесть колонн, полукругом выступая вглубь храма, при этом две колонны уходили в алтарь и образовывали над престолом красивую сень. Однако эта необычная планировка привела к тому, что жертвенник в алтаре был сориентирован не на восток. Поэтому, когда совершалась литургия, священник вынужден был, становясь перед жертвенником, обращаться спиной к престолу. При освящении церкви (видимо, сказалось могущество князя) об отступлении не говорилось, но уже через год – в 1750 году – священнику повелели переделать жертвенник, что и было осуществлено в 1756 году.

Еще одна церковь князей Черкасских в селе Черкизово - Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1759-1763 годах, - интересна своим внешним убранством, в котором некоторые различают символику карт, которыми будто увлекался князь Черкасский: на четверике четко различается обозначение бубновой масти, а угловатые пинакли, окружающие барабан, напоминают пики.

1974452.JPG
Рядом с храмом Николая Чудотворца находится семейный некрополь князей Черкасских

1974452.JPG
В декоре церкви Николая Чудотворца в Черкизово явно прочитывается символика карт, которым увлекался владелец усадьбы князь П. Черкасский

1974452.JPG
От дворца князей Черкасских сохранился только один из флигелей, с января 2014 года его восстанавливает ИГК ASG

1974452.JPG
Черкизово, Н. Хабибуллина, акварель, 2014 год. Графическая реконструкция архитектора С. Новикова

Интересна история церкви Спаса Нерукотворного в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, которая в декабре 2014 года открылась после реставрации. В абрамцевской церкви находится одно из наиболее оригинальных для русского церковного искусства произведений – художественный иконостас, куда вошли иконы «Спас Нерукотворный» Репина, «Николай Чудотворец» Неврева, «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» Васнецова, «Благовещение» Поленова и другие.

1974452.JPG
Абрамцевская церковь считается первым произведением русского модерна, соединившим элементы различных школ средневековой русской архитектуры

Первоначальный проект церкви создал Василий Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице XII века под Новгородом. Храм был возведен в подмосковном имении Саввы Мамонтова в 1881-1882 годах.

В усадьбе Талашкино М.К. Тенишевой расположилась церковь Святого Духа, выстроенная в 1902-1905 годах по проекту С.В. Малютина, М.К. Тенишевой и И.Ф. Барщевского. Владелицу усадьбы не удовлетворяли классические каноны церковной архитектуры, постройка получилась очень выразительной и необычной.

1974452.JPG
Храм Святого Духа напоминает одновременно древнюю пирамиду, русский шатер и буддийскую пагоду

Церковь, построенная в лучших традициях русского зодчества, с тремя рядами кокошников и маленькой главкой, должна была стать усыпальницей Тенишевых. Но храм никогда не жил той жизнью, о которой мечтали его создатели, судьба его сложилась драматично. Для выполнения росписей в храме и смальтовой мозаики Святого Духа над порталом пригласили Н. К. Рериха. Над украшением церкви он трудился с 1908 по 1914 год.

1974452.JPG
Рериховский Спас Нерукотворный, изображенный в мозаике – суровый Лик, следящий огромными глазами за входящими в храм, напоминает о необходимости применения заповедей в жизни каждого дня

Рерих, воплощая идею единства всех религий, допустил в росписях многочисленные отступления от православного канона, что послужило причиной того, что Синод отказал М. К. Тенишевой в освящении церкви. Построенный в Талашкине храм так и не был освящен.

Таким образом, самовыражение владельца в архитектуре, понятное, если речь шла о господском доме, ставило в непростые условия и церковь, которой нужно было решать вопрос о возможности освящения храма, и священников, проводивших в них службы с отступлениями от канона. В то же время эти проекты составили со временем интереснейшие страницы храмовой архитектуры. Тогда как церковь Казанской иконы Божией матери, расположенная рядом с другой усадьбой, реставрируемой ASG, - усадьбой Глебовых в Тарасково, лишена каких бы то ни было черт своеобразия.

1974452.JPG
Церковь Казанской иконы Божией матери в Тарасково восстановлена церковной общиной

Архитектор-реставратор ASG Степан НОВИКОВ со студенческих лет занимается проблемой реставрации храмовых комплексов и согласился ответить на вопросы редакции:

- как Вы в целом оцениваете усадебную храмовую архитектуру, она действительно имеет свою специфику?

- Да, храмы в усадьбах – это отдельная история. Как правило, они возводились согласно вкусам владельца, и их архитектурный облик более вариативный, нарядный, свободный, если хотите, в отличие от епархиальных храмов. Естественное для человека желание прославиться, не важно, перед соседями или потомками, приводило к тому, что храм возводился из лучших материалов, богато украшался, использовались передовые для своего времени строительные и художественные технологии. Этим объясняется тот факт, что церковь очень часто доминирует на фоне скромного усадебного дома. В единой стилистике дом и храм возводились только в барочных ансамблях, каким является, например, Кусково. И в целом, помещик принимал активное участие в жизни храма, если у него не было усадебного храма, то приходскую церковь, как правило, содержал он. В Казанской губернии большая часть храмов содержалась на средства церковных общин, наверное, потому что основная масса крестьян здесь была государственной, а там, где были усадьбы, помещик – основной жертвователь храма.

- проект какого храма в усадьбах ASG представляет для Вас наибольший профессиональный интерес?

- это домовая церковь в Пущино-на-Наре, мы ее не видели, только в архивных документах значится, что в доме было отведено помещение под домовую церковь, но завершена она не была. Что послужило причиной изменения планов, мы пока не установили, знаем только, что эта работа шла в период, когда усадьбой владела княгиня Н. Новосельцева - 1852-1879 годы.

- а у Вас уже есть реализованные проекты реставрации храма?

- да, моим дипломным проектом стал проект восстановления церкви Сошествия Святого Духа – той самой, где в советский период размещался театр кукол. Церковь очень интересного проекта и с необычной судьбой. Некогда она принадлежала Суконной мануфактуре, так что ее можно сравнить с приусадебными храмами, только она была при фабрике. Возведена она была на средства купца Михляева – владельца мануфактуры, он же подарил Казани Петропавловский собор (сегодня в СМИ опубликована информация, что на реставрацию этого храма Минкульт РФ выделил 21 миллион рублей – С.Б.).

По своему стилевому решению, церковь можно отнести к провинциальному барокко. Сам храм располагался на втором этаже на высоком подклете. С северной стороны находился Харлампиевкий придел, а с западной, располагалась пятиярусная колокольня, к сожалению, верхние ярусы были утрачены. Окна у главного фасада украшены скромными сандриками, а с северного фасада можно увидеть заложенные арочные проёмы от гульбища. Подобно многим храмам XVIII века церковь имела открытую галерею вокруг основного храма. Как и Петропавловский собор, церковь Сошествия святого Духа имела крупную лестницу, которая вела во двор суконной мануфактуры.

В середине XIX века фабрика перестала функционировать, Духосошественская церковь стала городским храмом, что отразилось в ее структуре, в частности главный вход теперь обращён не на фабричный двор, а на улицу Мостовую (Луковского), последовал ряд других изменений.

- А как готовится проект реставрации храма? Судя по тому, как отреставрирована церковь в Тарасково, здесь нет особых сложностей?

- Нет, подходы абсолютно идентичные. Церковь Сошествия Святого Духа, например, это объект культурного наследия и проект реставрации утверждался в Министерстве культуры, определялся предмет охраны, давалось реставрационное задание, контролировался ход работ, все, как обычно. Работа с настоятелем храма отцом Алексеем велась уже во время моей дипломной работы…

1974452.JPG
Церковь Сошествия Святого Духа, Казань (архитектор-реставратор С. Новиков)

- А какова роль настоятеля в этом процессе?

- Настоятель отец Алексей – заказчик, вернее представитель заказчика – епархии. Мне повезло, настоятелем храма является образованный и энергичный человек, который понимает архитектурную ценность объекта и заинтересован в том, чтобы реставрация осуществлялась как можно тщательнее и достовернее, часто помогал грамотным советом. Что же касается реставрации церкви Казанской иконы Божией матери в Тарасково, хочется вступиться за храм, он небольшой, но очень интересный по архитектуре, вероятно, у общины, которая проводила реставрацию, не хватило средств, не были восстановлены порталы, которые украшали храм и придавали ему гармоничный завершенный вид.

- Чтобы восстанавливать храм, нужны какие-то специальные знания?

- Обязательно. Неслучайно в дореволюционной России существовали отдельные должности епархиальных архитекторов. Связано это было и с большими темпами церковного строительства в России. В частности, в Казани таковым с 1895 года был Федор Малиновский – талантливый архитектор, спроектировавший десятки построек для церковных нужд - церкви, часовни, монастырские кельи и дома церковных причтов и другие. Практически все объекты Ф.Н. Малиновского выполнены в великолепной краснокирпичной архитектуре, что говорит о виртуозном подходе мастера сумевшего стилизовать древнерусскую архитектуру в новых формах.

Архитектору, проектирующему или реставрирующему храм, необходимо знать назначение основных помещений внутреннего пространства храма, зонирование его территории – расположение часовен, дома священнослужителя и т.д. Церковные богослужения – это ритуал, который должен поддерживаться, в готическом храме строго определено место розы Сегюра, в православном алтарь должен быть ориентирован строго на восток, это азы, есть еще много совершенно конкретных вещей, которые должен знать архитектор.

- А где вы этому учились?

В основном, во время производственных и преддипломной практик. Мы проходили практику в Седмиозерском монастыре (Республика Татарстан) и на полуострове Афон (Греция) в русском монастыре Свято́го Пантелеи́мона.

- Чем занимались?

- В Седмиозерском производили обмеры всех построек, как храмовых, так и хозяйственных, а на Афоне, в основном, обмеряли гостевые дома для паломников, я создавал архив проектной документации, выполнял разовые поручения, участвовал в службах, знакомился с монастырской жизнью, выполнял акварели и зарисовки. Уже после окончания университета разрабатывал проекты реставрации ряда удалённых от монастыря келий с встроенными небольшими храмами, а также крупный храм в русском ските Фиваида.

- В чью пользу сравнение?

- Сравнивать эти монастыри некорректно, один огромен, до революции в русском Афонском монастыре жили две тысячи монахов и ежедневно пребывало шесть тысяч паломников, сейчас меньше 60 человек и 150 соответственно, но все равно по меркам Седмиозерского он крупный. Но больше всего меня восхищает организация жизни монастыря, все зоны – храмовая, там, где живет монашеская братия, хозяйственная, паломническая – разделены и поддерживаются таким образом, что все сосуществует в гармонии, не пересекаясь друг с другом и не создавая помех. Если планируется закрытая служба, храмовая зона запирается, а паломники не чувствуют ущемления, потому что дорожно-тропиночная сеть спланирована с учетом этого, к тому же на территории паломнической зоны имеется свой храм.

1974452.JPG
Русский монастырь Свято́го Пантелеи́мона (Афон, Греция)

В Седмиозерском не так, потому, что множество объектов утрачено, небольшой штат и пока не очень продумано размещение зон, они идут вперемешку. Настоятель заинтересован преимущественно в поддержании монашеского уклада – без обилия паломников и туристов. Седмиозёрский монастырь во все времена считался строгим по своему укладу. Но везде должен быть разумный компромисс, другое дело, что у монахов должна быть возможность не встречаться с мирянами, если они этого не хотят. Тогда тем более нужно зонирование пространства, чтобы обеспечить автономное сосуществование монашеского и мирского. Люди-то все равно туда едут, растет число волонтеров.

-Что они делают?

- Мы (Я со своей группой детей– учащихся Детской архитектурно-художественной школы при КГАСУ и коллектив школы) – ежегодно выезжаем в окрестности монастыря – к источнику Св. Анисьи, облагораживаем территорию – ставим скамейки, огораживаем территорию плетнями, сделали даже арт-объект. Этот патронаж над территорией будем продолжать и дальше.

Светлана БОРОДИНА
Интернет-источники:
www.artrussia.ru
ru.wikipedia.org
www.pravoslavie.ru

Поделиться: