Традиции русского усадебного чаепития
Возрождение дворянских усадеб вызывает особый интерес не только к изучению феномена русской усадебной культуры в целом, но и к отдельным его аспектам. Известно, что дворянская досуговая культура включала в себя не только пышные балы и приемы, но и такие повседневные, но не менее приятные занятия, как усадебные чаепития. Каким же образом в России сложилась своя собственная уникальная традиция потребления этого всеми любимого напитка? Ответ на этот вопрос читатель найдёт в нашем материале.
Мягков Т.Е. Семейство за чайным столом (1844)
На сегодняшний день известно, что чай в Россию попал раньше, чем в другие европейские страны. В научных работах, посвящённых этому напитку и его истории, широко распространена версия, изложенная в книге «Чай» В. Похлёбкина. Она гласит, что первыми русскими людьми, узнавшими о чае, были казачьи атаманы Петров и Ялышев, совершившие в 1567 году путешествие в Китай и описавшие обычай употребления ранее неизвестного на Руси напитка. Однако современные историки в большинстве считают эту рукопись поддельной, а само «посольство Петрова и Ялышева» — вымышленным. Первые достоверно документированные контакты России с Поднебесной относятся к началу XVII века, когда в 1618 году отряд казака Ивана Петелина добрался до Китая. Само же употребление чая на Руси началось в первой половине XVII века, причем изначально он завоевал популярность как напиток, использовавшийся в лечебных целях, а уже затем его начали пить для удовольствия. К середине XVII века в Москве можно было купить до десяти сортов чая, однако вплоть до начала XIX столетия он был доступен только очень состоятельным людям, из-за своей исключительной дороговизны.
Волосков В.А. За чайным столом (1852)
Территория чая
С XVIII века все европейские страны условно делились на чайные и кофейные территории. Кофе появился примерно на сто лет раньше чая и сделался любимым напитком во Франции, Германии, Испании, Австрии и Италии. Тогда как чай предпочитали англичане, голландцы и русские. В отличие от западноевропейской традиции вкушения чая в определенное время суток, в России этот напиток пили во всякое время и по любому случаю.
Первые традиции и ритуалы, связанные с употреблением чая, были сформированы в России на рубеже XVIII—XIX веков двумя богатейшими сословиями тогдашнего русского общества: дворянами-аристократами и купечеством.
Купечество создало свою традицию чаепития, соответствующую общей тенденции выставлять зажиточность и благополучие напоказ. Та же манера употребления чая была характерна для богатых помещиков. Купеческий чайный стол — это то, что в первую очередь представляется, когда заходит речь о питье чая «по-русски»: самовар, варенье, мёд, разнообразная выпечка, от сушек и бубликов до пирогов с мясом, питьё чая из блюдца. Купеческое чаепитие было длительным, в ходе его выпивалось до нескольких десятков чашек. Многократное заваривание чая и манипуляции с несколькими чайниками в ходе такого чаепития были неудобны, поэтому заварочный чайник обычно использовался один, чай заваривался в нём очень крепко и разводился непосредственно в чашке кипятком из самовара. Таким образом, ещё в начале XIX века сформировалась традиция двухчайниковой заварки, которая сохраняется в России по сей день.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем (1918)
В дворянской среде была позаимствована, с некоторыми изменениями, британская чайная традиция: чай пили за безукоризненно накрытым столом, из фарфорового или серебряного сервиза, часто с молоком. Чай подавался в сухом виде, в специальной чайнице, и заваривался непосредственно за столом. Основным содержанием встречи за чаем было общение, сам чай, по сути, играл вспомогательную роль. Именно в дворянской среде первоначально появился обычай мужчинам пить чай из стаканов резного стекла в подстаканниках, обычно серебряных; с распространением фарфора эта манера забылась, но впоследствии возродилась в трактирном чаепитии простонародья. Тогда же начали пить чай, смешивая его со спиртным, главным образом — с ромом. Ром, как и чай, импортировался, стоил немалых денег и был доступен немногим.
Особенно приверженной к чаю считалась Москва: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа…. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, от нечего делать и просто так». Вечернее чаепитие часто сопровождалось приемом гостей. Чай подавали на балах и в специальных «кофейных домах». Свои семейные традиции чаепития существовали в каждой дворянской семье и каждой дворянской усадьбе.
С XVIII века чаепитие в дворянских усадьбах было дорогим и модным увлечением. Эта церемония требовала соответственного антуража, ее обязательными атрибутами были разнообразные чайные столики и подносы, не говоря уже об особой чайной посуде. Собственно, вне зависимости от достатка семьи, ритуал чаепития был схожим. Стол накрывался именно к чаю. Это могло быть и после обеда или ужина, но лишние блюда обязательно убирались. На общем столе или на отдельном столике стоял самовар, заварочный чайник и чашки. Заваривала и подавала чай традиционно супруга главы семейства или взрослая дочь. Чашки наливались не до краев, подавались обязательно на блюдцах.
Чай в жизни помещиков XIX века многократно упоминается в поэме «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
(Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Дрофа, 2010. – 352 с.)
К.Коровин. За чайным столом (1888)
Сервировка чайного стола
Во второй половине XVIII столетия чаепитие как составная часть светской жизни России породило целую систему сервировки стола множеством специальных предметов, к которым, прежде всего, относится самовар, реже бульотка – небольшой сосуд для нагревания воды, разнообразные заварочные чайники, чайница для хранения заварки. С появлением в Европе фарфора – нового модного и чрезвычайно дорогого материала, он постепенно начинает вытеснять серебро – традиционный материал при производстве посуды для привилегированных особ, по крайней мере, в той части сервировки стола, которая относится к чаю или кофе.
Серебряный чайник из Собрания Государственного Эрмитажа. Автор: Ф.Уайт (1757/1758)
Мейсенский фарфор в Собрании Музея-усадьбы Кусково.
В середине галантного века появляется особая разновидность камерных чайно-кофейных сервизов для завтрака – дежене – на одну или две персоны, предназначавшихся для интимной обстановки утреннего или дневного чая или кофе. Наряду с четко выраженной функциональностью, эти миниатюрные ансамбли нередко играли роль дорогих и чувствительных подарков и вместе с тем демонстрировали тонкий вкус и респектабельность их обладателей. Точно так же как и форма чайной посуды, ее декор зависел от смены стиля. Общие стилевые тенденции и особенности декора разных эпох с наибольшей силой прослеживались в камерных сервизах, которые можно отнести к вершинам производства фарфора и серебра в Западной Европе и России. Редкость и драгоценность подобных сервизов придавала процессу чаепития особенно изысканную атмосферу и утонченное настроение. Такие предметы на сегодняшний день становится подлинным украшением коллекций, как крупных музеев, так и небольших музеев-усадеб.
В коллекции Большого Собрания Изящных искусств ASG есть интереснейшие предметы из серебра, фарфора и бронзы, имеющие отношение к церемонии чаепития. Подобного рода фарфоровые и серебряные сервизы, чайники, чашки и ложки, изготовленные известными западноевропейскими и российскими мастерами, могли бытовать в любой дворянской усадьбе XIX века.
Серебряный чайник в стиле рококо, кончик крышки в виде раковины. XVIII век. Франция. // БСИИ ASG Инв. № 91 - 2047
Серебряный чайник «эгоист» на одну персону. XIX век // БСИИ ASG Инв. № 91 - 3990
Лиможский фарфоровый чайный сервиз. Франция. XIX век // БСИИ ASG Инв № 11-3732
Фарфоровый чайный сервиз. Зап. Европа, XIX век // БСИИ ASG Инв. № 11-3156
Серебряный молочник. Франция, XIX век // БСИИ ASG. Инв. № 93-3724
Ложки для сахара. Зап. Европа, XIX век // БСИИ ASG №81-3706
Марина СОРОКИНА
Интернет-источники:
mgomz.ru
www.vkus.narod.ru
ru.wikipedia.org