decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Четырехсотлетняя история западноевропейских шпалер в новом каталоге Международного института антиквариата!

28.02.2017

На информационном портале «Мир искусств» размещена электронная версия очередного тома каталогов Большого собрания изящных искусств ASG. Шестой том посвящен коллекции западноевропейских шпалер XVI–XIX веков.

В каталог шпалер Большого собрания изящных искусств ASG вошли двадцать восемь французских и фламандских шпалер XVI–XIX веков. По характерным бордюрам, особенностям построения композиции, передаче деталей и цветовой палитре среди них были выявлены изделия мастерских Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде. Самой ранней в собрании является шпалера «Александр Македонский перед первосвященником Яддуа», созданная в Ауденарде в конце XVI столетия. Первое упоминание об изготовленной в Ауденарде шпалере относится к 1368 году, а первые ткацкие мастерские появились здесь в конце XIV века.


Ауденарде

Примерно половину коллекции шпалер Большого собрания изящных искусств ASG составляют изделия мануфактуры Обюссона, что придает ей особое звучание. Мастерские городов Обюссона и Фельтена, где издавна существовало шпалерное производство, получили привилегии и наименование Королевской мануфактуры в 1665 году, почти одновременно с мануфактурами Гобеленов и Бове, с которыми, как и с мастерскими Фландрии, успешно соперничали. В собрании ASG особенно выделяется обюссонская шпалера XVII века «Плач по Селадону», в основе сюжета которой лежит роман Оноре д’Юрфе (1568-1625) «Астрея» – самый влиятельный памятник прециозной (от фр. précieux изысканный, жеманный) литературы. Все персонажи этой композиции одеты не просто по моде Франции середины XVII века, а в соответствии со вкусами гугенотов. Известно, что в мастерских Обюссона в XVII столетии работали именно гугеноты, которые покинули производство после 1685 года, когда был отменен Нантский эдикт о свободе вероисповедания. После этого они вынуждены были эмигрировать из Франции во Фландрию и Голландию. К производству Обюссона относятся и самые поздние парные вердюры (шпалеры с изображениями пейзажей) XIX века из собрания ASG, изготовленные уже на жаккардовых станках.


Фландрия

В каталоге шпалер Большого собрания изящных искусств ASG нет деления на группы относительно принадлежности изделия к определенной мануфактуре. Все данные структурированы по разделам в соответствии с хронологией их создания, сюжетной тематикой и жанровой принадлежностью:

  • Шпалеры на исторические, мифологические, литературные и религиозные сюжеты;
  • Охота;
  • Аллегории;
  • Тенирсы (шпалеры, изображающие труд и отдых сельских жителей) и жанровые сцены;
  • Вердюры.

Сюжетная интерпретация части шпалер из Большого собрания изящных искусств ASG затруднена тем фактом, что некоторые из них были ранее обрезаны с целью изменения их формата и размеров в соответствии с особенностями тех помещений (высотой потолка, шириной стен и простенков), в которых они находились. В связи с этим их первоначальный облик безвозвратно утрачен. Однако с помощью выявленных аналогов можно определить, какой частью изначальной композиции является описываемый фрагмент.

Важно подчеркнуть и то, что обладание коллекцией из двадцати восьми шпалер для частного собрания России можно считать невероятной удачей. Если учесть, что шпалера по трудоемкости намного сложнее других видов искусства и их общее число не только в России, но и в Европе в десятки раз меньше, чем картин, то легко осознать большую ценность коллекции Большого собрания изящных искусств ASG. В cвязи с этим на сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время в России нет другого частного собрания шпалер, аналогичного по объему. Более того, даже крупные государственные музеи России, где коллекции шпалер пополнялись благодаря государственным закупкам, дипломатическим подаркам императорскому двору и частным коллекционерам, не могут похвастаться богатством образцов европейского безворсового ткачества. Самая крупная коллекция западноевропейских шпалер в России хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга – около 300 образцов.

Шестой том снабжен также и дополнительной информацией: глоссарием, сведениями об экспертах, атрибутировавших шпалеры, и списком использованной литературы.


Обложка

Каталог шпалер Большого собрания изящных искусств ASG вносит свой научный вклад в атрибуцию сюжетов, хронологии и места создания шпалер, представленных в коллекции образцов европейского ковроткачества. Приведенные в каталоге аналоги полностью сохранившихся композиций помогают восполнить представление об изначальном виде той или иной шпалеры и о том, фрагментом какой ее части является дошедшая до нас сцена. Безусловно, атрибуция многих шпалер из собрания ASG требует дальнейшего долгосрочного изучения, а также внесения уточнений. И работа это не останавливается ввиду многогранности и сложности анализа искусства шпалерного ковроткачества.

Более подробно с каталогом шпалер БСИИ ASG можно ознакомиться здесь.

Поделиться: