decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Дань уважения былому величию

12.04.2018

В XVII-XVIII веках итальянская пейзажная живопись подразделялась на два основных поджанра – «пейзаж с руинами» и «городской пейзаж». Изображению празднеств и толпы, заполняющей величественные площади, а также «живописи руин» отдавали дань многие художники. В Италии, переживавшей в этот период политический и экономический кризис, это воспринималось как своеобразная дань уважения прошлому величию страны. Становится популярным жанр пейзажной живописи, получивший наименование каприччио (от итал. Capriccio – «каприз»). На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений. Для оживления пейзажа нередко использовался стаффаж – фигурки людей и животных, не несущие смысловой нагрузки. Дженаро Греко и отец и сын Кодацци, работы которых представлены в Большом собрании изящных искусств ASG, являются яркими представителями обоих поджанров.

2419
Греко, Дженнаро
Архитектурный каприз
Италия, XVII в.
Холст, масло, 44×59,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-2419

Дженнаро Греко (1663-1714) родился в Неаполе, биография его малоизвестна, несмотря на то, что историограф Бернардо де Доменичи (1683-1759) пытался воспроизвести его жизнеописание. Известно, что художник еще в детстве получил значительные ожоги лица, что, конечно, осложняло ему жизнь. Греко обучался в Неаполе в мастерской Андреа Поццо (1642-1709), живописца и архитектора, виртуозного мастера иллюзионистической росписи.

Дженнаро Греко специализировался на декоративной живописи, хотя известны также портреты его работы, но большая часть его картин выполнена в жанре каприччио. Специализируясь на фантазийных пейзажах с разрушенными древнеримскими постройками, гаванями или портами, он сотрудничал с крупнейшим мастером барокко Франческо Солименой (1657-1747) и Паоло де Маттеи (1662-1728), соучеником Луки Джордано.

В 1696 году совместно с Паоло де Маттеи Дженнаро Греко работал над росписью неаполитанской церкви Св. Франческо Ксаверио. Он должен был заполнять незаписанные между фресками места, выполненными Маттеи. Греко создал необычные орнаменты, напоминающие стиль рококо.

Более всего Дженнаро Греко сегодня известен как живописец сказочных руин, гаваней, портов в тихую погоду. Однако среди его современников большую популярность имели его фантазийные работы с подземельями, которые итальянцы называли тюрьмами.

Греко215
Греко, Дженнаро
Архитектурное каприччио
Холст, масло, 20х35,5 см
Частное собрание

Художник трижды вступал в брак и имел несколько детей, до взрослого возраста дожил только Винченцо Греко, который, как и отец, стал художником.

Предпочтение Дженнаро Греко тихой и солнечной погоды в картинах можно объяснить его мастерством в передаче солнечного света, что демонстрирует произведение, выставленное на торгах аукционного дома Хампель (Мюнхен) в конце прошлого года, «Берег моря с фигурами».

Передний план в традициях каприччио занимают обломки колонн, капителей, балюстрад. А чуть отступив от переднего края, всю левую часть композиции занимает аркада полуразрушенного храма.

406
Дженнаро Греко
Берег моря с фигурами
Холст, масло, 42х77 см
Каталожная стоимость € 16.000-18.000 (лот 406)

Последние лучи закатного солнца мягко высвечивают величественное даже в руинированном состоянии строение, уже покрытое растительностью. Для подчеркивания масштаба храма художник разместил несколько групп стаффажных фигур, занятых своими повседневными делами. Утонченную красоту этой вполне традиционной для каприччио картине придает мягкое, но сильно освещение и удивительная передача воздушной атмосферы, прозрачной и теплой над морем, где еще властвует солнце, и сгустившейся около храма.

Жизнь Дженнаро Греко оборвалась трагически, когда ему еще не было шестидесяти лет. Он упал с высоких лесов в церкви города Нолы, где работал над созданием фресок.

Другой неаполитанский художник Никколо Кодацци (1642-1693) также работал в жанре каприччио. Сын выдающегося архитектурного живописца Вивиано Кодацци (1604-1670), он учился у отца, работая с ним в Риме, Париже и Генуе.

Работы отца и сына в ранний период трудно отличить. С 1675 года Никколо жил в Риме возле церкви Сан-Макуто, но из-за жестокой конкуренции среди художников переехал во Францию, в Экс-ан-Прованс, а затем в Париж, где жил в 1681-1682гг. В это время он получил поручение короля Франции Людовика XIV на создание четырех архитектурных пейзажей для Версаля. В 1684 году он арендовал дом в Зербино возле Генуи, где работал вместе с братьями Пиола. Известно, что он работал с Паоло Героламо Пиолой над росписью Палаццо Россо (Красного дворца) – главной художественной сокровищницы Генуи.

Как и его отец, Никколо Кодацци преимущественно писал архитектурные пейзажи, каприччио и руины, соединяя их с ландшафтом. Растущая популярность темы античности обеспечивала высокий спрос коллекционеров на подобные произведения. Его работы демонстрируют исключительное мастерство перспективы и цветовой гаммы. Благодаря умелому использованию теней Кодацци-сын смог добавить в свои композиции ритм и пространство. Считается, что Кодацци получил от венецианского художника Пьетро Лонги лестное прозвище «маленький Караваджо». Стаффажные фигуры в его произведениях всегда были написаны другими художниками, в чем также можно усмотреть влияние отцовского примера.

На декабрьских торгах аукционного дома Хампель проходила работа отца Никколо Кодацци в соавторстве с Филиппо Лаури (1609-1694).

408
Вивиано Кодацци и Филиппо Лаури
Христос с апостолами на ступенях дворца в саду
Холст, масло, 74х100 см
Каталожная стоимость € 30.000-50.000 (лот 408)

Композиция картины включает дворец с открытой лоджией с арками, на дальнем плане виднеется сад с тропическими растениями, в тени стоит большой восьмиугольный фонтан-бассейн. На лестнице многочисленная группа людей в античных костюмах, которая воспринимается как Иисус в окружении двенадцати апостолов. Порывистые юноши и солидные пожилые мужи, один в тюрбане, внимают проповеди Иисуса. Эффекта картине добавляет хорошо выписанное освещение, подчеркивающее красивые линии архитектурной постройки и упругую прохладную растительность, огораживающую дворец.

В Большом собрании изящных искусств ASG есть работы круга отца и сына Кодацци.

2279
Кодацци, Вивиано, круг
Под сводами античных аркад
Италия, ок. 1680 г.
Холст, масло, 48×68 см
БСИИ ASG, инв. №04-2279

2751
Кодацци, Николо, круг
Вид на площадь с портиком
Италия, XVII в.
Холст, масло, 71×89 см
БСИИ ASG, инв. №04-2751



Оба произведения выполнены в полном соответствии с жанром каприччио, главным назначением которого было угодить вкусу коллекционера XVIII века, где главным действующим лицом являются гигантские архитектурные сооружения Древнего Рима, что должно было поддержать дух раздробленной, постоянно воюющей, зависимой от иностранных государств Италии.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
turkaramamotoru.com
wikipedia.org
history.wikireading.ru

Поделиться: