decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Традиции и новаторство «нового Пуссена» – Пьера Сюблейра

09.09.2019

Большое собрание изящных искусств ASG располагает несколькими работами Пьера Сюблейра, чей творческий гений не поддается однозначному определению. Живописец органично соединил в своем искусстве традиции двух великих художественных школ. Неповторимо оригинальный стиль художника сложился на основе внимательного изучения античного искусства и ренессансной живописи, караваджизма и барокко, римского и болонского классицизма. Его квалифицировали как «нового Пуссена», сравнивали с Шарденом.
Современники ценили Сюблейра за поэтизацию реальности, точность рисунка и утонченность колорита. Динамичным эффектам перспективы художник предпочитал четкое и последовательное чередование планов, глубине – замкнутое пространство, изогнутой линии – прямую, движению – покой, накалу страстей – сосредоточенное углубление.

Сюблейра473
Сюблейра, Пьер-Юбер
Автопортрет перед мольбертом (1746)
Холст, масло, 126,3×99,3 см
Академия изобразительных искусств, Вена


В художественной жизни Рима в XVIII веке особую роль играли французские художники. Одним из них был Пьер-Юбер Сюблейра (1699-1749). Как и Шарден, родившийся в том же году, Сюблейра был художником тишины, обдуманных жестов, контролируемых эмоций, но главное, он исполнил множество больших религиозных и мифологических композиций. Сын скромного художника Матьё Сюблейра из Юзеса, он от него же получил основы живописного мастерства, а затем учился в Тулузе у Антуана Ривальца (1667-1735), находившегося тогда в зените славы. Произведения этих лет (в частности пять плафонных композиций из Музея изящных искусств в Тулузе) характерны для тулузской школы, одной из самых блестящих в то время. Тогда же Сюблейра исполнил и свои первые портреты, к числу которых относится портрет скульптора Лукаса.


Лукас474
Сюблейра, Пьер-Юбер
Портрет скульптора Пьера Лукаса
Тулуза, Музей изящных искусств


В 1726 году, получив стипендию от города, Сюблейра переезжает в Париж, где продолжает свое образование в Королевской академии живописи и скульптуры. В следующем году он участвует в конкурсе Академии, представив свою картину «Моисей и медный змей», которая свидетельствует о его знакомстве с творчеством Франсуа Лемуана – светлый колорит, свобода и тонкость красочного мазка, плавная текучесть линий – и Никола Пуссена – гармоническая ясность и завершенность композиции.


Моисей475
Сюблейра, Пьер-Юбер
Моисей и медный змей
Ним, Музей изящных искусств


Зрелая обдуманность и прочувствованность композиции, красивая и вместе с тем естественная группировка фигур и теплота ясного колорита составляют достоинства произведений этого художника, которые, однако, иногда несколько теряют от его недостаточного проникновения в сюжеты. В этой же картине образно и эмоционально Сюблейра воссоздает один из драматичных эпизодов странствий иудеев из Египта в Ханаан, когда на людей было послано наказание Божие в виде огненных змеев, от которых погибло много народа. Моисей изготовил медного змея и прикрепил его к кресту, всякий ужаленный, поглядев на него, оставался в живых. Единственным отступлением от правды здесь является нападение на людей настоящих змей, а не огненных серафимов.
В 1728 году первый живописец короля Луи де Буллонь вручил Пьеру Сюблейра золотую медаль Римской премии и 200 ливров для поездки в Италию.
Подобно Пуссену, в возрасте 30 лет, в полном расцвете творческих сил художник прибывает в Вечный Город. Здесь Сюблейра изучает и копирует произведения Корреджо, Тициана, Веронезе, Рени, Альбани, Гверчино, Пуссена.
Директором Французской Академии в Риме, располагавшейся тогда в Палаццо Манчини, был талантливый педагог Никола Флейгельс; из его писем к сюринтенданту изящных искусств герцогу Дантену мы узнаем о развитии молодого художника, особенно в области портрета. Из этих же писем становится ясно, что Сюблейра не хотел возвращаться в Париж, и благодаря покровительству княгини Памфили, герцогини Дюзес, герцога Дантена, а также герцога д' Сент-Эньяна, в те годы французского посла в Риме, для которого он исполнил несколько картин, иллюстрирующих басни Лафонтена, Сюблейра было позволено не только остаться в Риме, что до крайности раздражало Флейгельса, но и жить в Палаццо Манчини, которое он покинет лишь в 1735 году.
Благодаря таланту, настойчивости и трудолюбию Сюблейра рано сформировался как яркая творческая индивидуальность. Не случайно уже в 1735 году его приглашали в Тулузу, когда умер Ривальц, в 1739 году предлагали работать в Дрездене, в 1741 году – в Мадриде.
Первым значительным светским заказом Сюблейра является картина «Герцог д' Сент-Эньян вручает принцу Дж. Ваини орден Святого Духа» (Франция, частное собрание). В том же 1737 году художник пишет не менее значительную композицию «Пир у фарисея Симона» для монастыря Асти в Пьемонте (существует в нескольких авторских повторениях), насчитывающую более 30 персонажей.


Симон476
Сюблейра, Пьер-Юбер
Пир у фарисея Симона (1737)
215×679 см
Лувр


Картина, отмеченная влиянием Веронезе и особенно Пуссена, поставила Сюблейра в один ряд с самыми знаменитыми художниками Рима – А. Мазуччи и Ф. Манчини.
С этого момента на протяжении двенадцати лет Сюблейра получает важнейшие заказы от церквей не только в самом Риме, но и по всей Италии (так, для церкви Косьмы и Дамиана в Милане он исполнил «Св. Иеронима» и «Распятие со святыми») и даже Франции.
В 1739 году Сюблейра женится на художнице-миниатюристке Марии Феличе Тибальди, старшей из восьми дочерей известного скрипача и композитора Дж. Тибальди, чья сестра была замужем за портретистом и мастером религиозной живописи, учеником Жана-Батиста ван Лоо Пьером-Шарлем Тремольером (1703-1739).
В своих миниатюрах Мария Сюблейра нередко воспроизводила картины мужа, например, «Пир у фарисея Симона» (1748, Рим, Капитолийский музей), а также непосредственно участвовала в создании его картин. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на знаменитую картину «Мастерская художника», на которой изображено семейство Сюблейра за работой. На картине представлена мастерская, заполненная гипсовыми слепками и множеством живописных полотен, среди которых портреты, мифологические сцены, «академии», этюды голов и религиозные композиции, фиксирующие основные этапы творческой биографии художника. В левом нижнем углу картины Пьер Сюблейра изобразил и самого себя, демонстрирующего зрителям написанный им в молодости «Автопортрет», как бы говоря: «Вот каким я был и каков я теперь».
Выполненная всего за несколько месяцев, в период обострения тяжелой болезни (Сюблейра страдал туберкулезом), эта картина является одной из самых прекрасных в истории живописи аллегорий краткости жизни.


Мастерская477
Сюблейра, Пьер-Юбер
Мастерская художника (1746)
Вена, Собрание Академии художеств


В 1742 году Мария Феличи стала членом Римской академии Святого Луки – честь, которой в XVIII веке удостоилась кроме нее только Розальба Каррьера. Сюблейра принят был в академию двумя годами ранее, тогда благодаря посредничеству кардинала С.В. Гонзага, государственного секретаря и близкого друга Папы Бенедикта XIV, Сюблейра получил почетный заказ написать портрет великого понтифика.


Папа478
Сюблейра, Пьер-Юбер
Портрет Папы Бенедикта XIV (1740)
Версаль


В портретном жанре Сюблейра как правило идеализировал заказчика, рафинируя черты его лица, позу, жест до такой степени, при которой созданный им образ, не утрачивая сходства с моделью, приобретал особое благородство и привлекательность.
Сюблейра подчеркнул в портрете не только знатность происхождения папы, но и его просвещенность и ум. Это один из самых значительных образов в итальянском искусстве века Просвещения. Сочетание красного и белого в облачении понтифика придает благородство колористической гамме картины. Этот цветовой контраст всегда был одним из самых излюбленных художником в портретах.
Портрет встретил всеобщее одобрение и в 1757 году был подарен Папой Сорбонне. Успех этой картины окончательно закрепил репутацию Пьера Сюблейра как одного из ведущих художников Рима. Добившись признания в высших кругах римского общества, имея поддержку влиятельных патронов, престижные заказы и вступив в брак, художник решил навсегда остаться в Италии. В 1742 году он обосновался с семьей на виа Феличе недалеко от площади Испании, здесь родились его сыновья и младшая дочь. Но при этом художник никогда не порывал творческих связей с Францией: в 1741 году он выполнил по заказу соотечественников две монументальные композиции – «Святой Иосиф» для церкви в Тулузе и «Успение Богоматери» для собора в Грассе.
В 1744 году М. Бенефиал, избранный хранителем собрания картин в академии Святого Луки, назначил Сюблейра своим ассистентом.
Хотя и уступающий Вуэ, Пуссену и Валантену, Сюблейра был единственным французским художником, получившим заказ для собора Св. Петра. Еще до завершения этой гигантской композиции (1748) художник создал свои самые красивые картины: «Св. Камилл де Леллис, поклоняющийся кресту» (церковь в Риети), «Обручение Св. Екатерины» и подлинный шедевр мастера и одну из прекраснейших картин XVIII века в целом – «Св. Камилл де Леллис, спасающий больных в госпитале во время наводнения» (Музей Рима).


Обручение479
Сюблейра, Пьер-Юбер
Обручение Святой Екатерины (1740-1745)
Рим, частное собрание


Характерные для этой и еще более ранних произведений Сюблейра драматические светотеневые контрасты (отголоски караваджизма Ривальца) в более поздних его работах сменяются ровным спокойным освещением.
Картины Пьера Сюблейра на религиозные темы отличают суровая строгость и величественная простота композиций, гармоничное равновесие форм и цветовых пятен, возвышенная одухотворенность образов, сдержанность в передаче эмоций и реализм в трактовке деталей.
Картина для базилики собора Св. Петра в Риме – «Император Валент перед епископом Василием» («Месса Св. Василия»; ныне – Рим, церковь Санта-Мария дельи Анджели) должна была заменить пострадавшую от влаги картину Дж. Муциано (1532-1592) на аналогичный сюжет. Это малоизвестный эпизод из истории христианства, иллюстрирующий победу над арианской ересью. Согласно легенде, римский император Валент (364-378гг.), сторонник ариан, отрицавших тождественность и единосущность Бога Отца и Бога Сына и таинство Святого Причастия, пришел на мессу, которую служил епископ Василий (ок. 330-379 гг.) и, потрясенный происходящим, потерял сознание.

Месса480
Сюблейра, Пьер-Юбер
Месса Святого Василия (1740-48)
134х77 см

0852
Сюблейра, Пьер Юбер, школа
Месса Святого Василия
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 136,5×76,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-0852

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работы школы Сюблейра на аналогичный сюжет. В картине добросовестно переданы основные участники события и их состояние, но она лишена главного живописного достоинства – сияния бело-розового цвета, передающего глубину пространства.

26 января 1748 года «Месса Св. Василия» была помещена в собор Св. Петра – это был необыкновенный триумф. Отныне Сюблейра получил подлинное признание, наряду с Жаном-Франсуа де Труа, в те годы директором Французской Академии в Риме, став одним из крупнейших художников римской школы.
Но здоровье художника было подорвано. С октября 1746 по июнь 1747 года Сюблейра по совету врачей живет в Неаполе. Незадолго до этого он пишет еще один портрет Папы Бенедикта XIV.


Папа2481
Сюблейра, Пьер-Юбер
Папа Римский Бенедикт XIV (Просперо Ламбертини, 1675-1758) (1746)
Холст, масло, 64,1×48,9 см


Возведенный в папство в 1740 году, Бенедикт XIV показан в плаще с подкладкой из горностая (моццетта) и в шапке из горностая (камауро), характерной для папской зимней одежды. Отвороты плаща расшиты ключами – символами папской власти и гербами знатного рода Ламбертини. Сюблейра был приглашен для написания официального портрета папы, но портрет раскрывает и внутренний мир человека – Просперо Ламбертини, которого Гораций Уолпол назвал «священником без наглости и интереса, принцем без фаворитов, папой без племянников».
Несмотря на отдых в Неаполе Сюблейра умер в Риме спустя два года, в возрасте 50 лет. Его место занял Помпео Батони, художник уже следующего поколения.
Скромный, доброжелательный, образованный, Пьер Сюблейра, по воспоминаниям современников, имел философский склад ума и несколько меланхолический характер. Он любил музыку и поэзию и был членом литературной академии «Аркадия».
Хотя Сюблейра был преимущественно историческим живописцем, он создал и несколько натюрмортов, жанровых сцен, портретов, мифологических композиций. Во всех этих жанрах художник работал с силой, спокойствием, строгостью и уже неоклассицистической простотой. Его тонкий мазок легко узнаваем; но особого внимания заслуживает колорит мастера. Сюблейра выделял три тона: черный, белый и особенно нежно-розовый.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся два портрета кисти Пьера Сюблейра – «Апостол Павел» и «Апостол Петр», в которых художник остался «верен» себе, он неглубоко проник в традиционную иконографию этих образов, предпочтя ей свою трактовку.

0467_1
Сюблейра, Пьер-Юбер
Апостол Павел
Холст, масло, 65×50 см
БСИИ ASG, инв. №02-0467 (1)

0467_2
Сюблейра, Пьер-Юбер
Апостол Петр
Холст, масло, 65×50 см
БСИИ ASG, инв. №02-0467 (2)

Известно, что иконография апостолов сохраняется еще с IV века: небольшая борода, волнистые волосы, внимательный взгляд – Пётр. Павел – черноволосый иудей, лысеющий, с зауженной бородой и изрезанным морщинами высоким лбом. Здесь же художник больше ориентирован не на иконографию, а на единство духовной силы братьев во Христе. Если большинство художников подчеркивают сходство апостолов с помощью повторяющихся жестов, поз, складок одежды, то Сюблейра подчеркивает их родство, используя внешнее сходство и общность характера.
Сюблейра был одним из выдающихся новаторов своего времени, что проявляется и в его смелом обращении к пикантным сюжетам: по заказам аристократических особ художник иногда писал маленькие полотна эротического жанра – «Обнаженная» (1740), «Влюбленная куртизанка», «Вьючный осел», являющиеся предшественниками великих ню XIX века.
Если в Италии Пьер Сюблейра прославился уже при жизни, то во Франции он стал знаменит только в эпоху царствования Людовика XVI. Однако в XIX веке он был полностью забыт: французы воспринимали его как римлянина, а итальянцы считали французским художником. Только в 1987 году в Париже (Люксембургский дворец) и Риме (вилла Медичи) прошли большие выставки работ художника.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
dpholding.ru
bibliotekar.ru

Поделиться: