decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

ВЫРАЗИТЕЛЬ ДУХА НЕАПОЛИТАНСКОЙ ЖИЗНИ

20.06.2019

Гиды по Италии XVIII-XIX веков заявляли, что, если турист хочет видеть людей, умеющих быть счастливыми от простого сознания своего бытия, он должен побывать в Неаполе. Неаполитанец живет только тогда, когда испытывает удовольствие, причем доставить его могут самые разнообразные вещи: игра, легкая нажива, опасное приключение, торговля, плутовство, драка… Все это теперь мы можем видеть в итальянской живописи Просвещения, далекой от морализаторства и фальши.
В качестве наиболее известного интерпретатора неаполитанского характера в изобразительном искусстве следует назвать ученика Солимены Джузеппе Бонито, работой которого располагает Большое собрание изящных искусств ASG.
Бонито (1707-1789) – итальянский художник неаполитанской школы, творивший в переходный период от позднего барокко к классицизму. Многочисленные популярные картины делают его одним из крупнейших неаполитанских живописцев XVIII века, в творчестве которого переплетаются сатирические, лирические и бытовые мотивы в изображении обитателей любимого города.

Бонито452
Бонито, Джузеппе
Автопортрет

Джузеппе Бонито был родом из Кастелламаре неподалеку от Неаполя и учился у Франческо Солимены в созданной тем частной академии в Неаполе, его ранние работы перенимают манеру рисунка своего наставника, хотя и с некоторыми отголосками работ Луки Джордано. Позднее Бонито выработал собственную манеру, поддавшись влиянию сначала рококо, а затем неоклассицизма. У Солимены Бонито научился технике кьяроскуро (контрастной светотени), которую он мастерски использовал как в масштабных картинах религиозной тематики, так и в небольших жанровых работах. Для нее характерны особое освещение на полотне фигур, ландшафта, архитектурных объектов и т.п.

С 1736 по 1742 год Бонито работал на Бурбонов, украшая фресками дворец в Портичи, их летнюю резиденцию близ Неаполя. Он был очень востребован неаполитанской знатью и как портретист, знаменит его портрет Марии Амалии Саксонской, жены короля Неаполя Карла Бурбонского.

Успех Бонито как портретиста в 1751 году обеспечил ему место придворного художника у короля Неаполя Карла VII - будущего испанского короля Карла III.

Как и его учитель Солимена, Джузеппе Бонито играл значительную роль при дворе испанских Бурбонов, исполняя при этом заказы представителей баварского, так как Неаполь после войны за Испанское наследство в течение некоторого времени принадлежал империи Габсбургов, и русского дворов.

Спустя год он принимается в члены академии Святого Луки в Риме. В 1755 году Бонито возглавляет открытую в Неаполе академию изящных искусств и становится директором королевской фабрики гобеленов.

Основными темами картин художника были портрет и жанровые сценки. Он оставил также многочисленные произведения религиозной живописи, написанные по заказам различных неаполитанских церквей и соборов.

Жанровые полотна Бонито, изображающие уличные сценки с беспризорными детьми и фигурами из комедия дель арте грубоваты, однако очень красочны и живы.

Маскарад453
Бонито, Джузеппе
Карнавальная сцена маскарада (1750)
101×74 см.
Галерея Каподимонте, Неаполь

В Неаполе существовало несколько десятков театров, и все они по вечерам были переполнены. Персонажи комедии дель арте, которых мы видим на данной картине, и в XIX веке вызывали восторг зрителей. Непременным участником действа был Пульчинелла, роль этой маски – всегда сплошная импровизация. Он появляется в светлом низко подвязанном балахоне, с колпаком на голове и с черной носатой маской среди молодых людей и дам в модных платьях. Этот неуклюжий хитрец, лентяй, обжора и резонер – олицетворение народного характера.

Концерт454
Бонито, Джузеппе
Концерт

Истинный неаполитанец Бонито представлял свой город в самых узнаваемых хрестоматийных образах: не только Пульчинеллы, но и неизбежных «scugnizzi» (беспризорных). Но его картины не были ни морализаторскими, ни двусмысленными. Художник создал своим творчеством настоящий портрет своего времени и города, иногда подслащенный, иногда безжалостный. Он изображал приемы гостей, маскарады, концерты, бытовые сценки, наделяя персонажей острой характерностью.

Карнавал455
Бонито, Джузеппе
Карнавал
Холст, масло, 76х98 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Современники всегда отмечали особый колорит жизни юга Италии, где царили бедность и нищета. На их фоне особенно контрастно выглядела роскошь королевского двора Бурбонов, знатных кавалеров и полная достатка жизнь бюргеров – людей нового сословия, занятых коммерцией. Быт последних первым начал отображать в своих полотнах Бонито, испытав во время недолгой работы в Риме влияние живописи голландских итальянистов.

Дворяне456
Бонито, Джузеппе
Портрет трёх детей из дворянской семьи

Множество картин других художников приписывалось Бонито как одному из самых известных мастеров юга Италии. Самым поразительным был случай неаполитанского живописца Гаспаре Траверси (1722-1770), которому только в XX веке благодаря исследованиям искусствоведа Роберто Лонги было возвращено авторство работ, приписываемых до того момента Бонито.

Траверси также был учеником Солимены, о жизненном пути его известно крайне мало. Из 200 дошедших до настоящего времени работ только 18 подписаны художником. Картина Траверси «Концерт» дает объяснение, почему его работы приписывались более известному мастеру Бонито – характерность персонажей, граничащая с карикатурностью, яркий колорит, сложные ракурсы фигур и динамичный мазок.

Траверси457
Траверси, Гаспаре
Концерт (около 1760)

Как уже отмечалось, Бонито был талантливым портретистом. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется его работа «Портрет молодой дамы».

0866
Бонито, Джузеппе
Портрет молодой дамы
Италия, XVIII в.
Холст, масло, 52×42,5 см
БСИИ ASG, инв. №01-0866

Это погрудное изображение молодой женщины в повороте вправо. Ее голубые глаза обращены на зрителя. Темные волосы собраны в гладкую прическу и украшены цветами и алой лентой. Одета в декольтированное платье зеленого цвета, на груди украшенное синим бантом. Далекое от стандартных представлений о красоте лицо привлекает умом, открытостью и жизненной энергией, которая выплескивается из больших глаз, таится в уголках выразительных твердо сжатых губ.

Дама458
Бонито, Джузеппе
Портрет дамы (1760)
Художественный музей, Бари

Художник много внимания уделял фресковой живописи. Выполняя крупные заказы, Бонито сотрудничает с другим крупным мастером XVIII века – Франческо де Мура (1696-1782), любимым учеником, а впоследствии соавтором Солимены.

Бонито был известен и как создатель алтарных образов, таких, как «Освящение храма Соломона» в церкви Санта Клара или «Милосердие» в церкви Монте ди Пьета в Неаполе.

Как и Франческо де Мура, который также создавал картоны для гобеленов для королевской фабрики, Бонито писал картины на аллегорические сюжеты.

Поэт459
Бонито, Джузеппе
Поэт (1763)
Холст, масло
Частное собрание

Созданный им тип аллегорических изображений отвечал интеллектуальному духу века Просвещения. Это была совершенно новая, светская интерпретация аллегории, представленной в виде портретного изображения с элементами бытовой живописи. Члены семейств в этих картинах объединены каким-либо занятием (музицированием, чтением, живописью), олицетворяющим один из видов искусства.

Одна из последних его работ, которую он создал в последний год жизни, – «Непорочное Зачатие» – была написана им для часовни Королевского дворца неаполитанских Бурбонов в Казерте, образцом для этой вершины итальянского искусства послужил Версаль. В июле 2015 года она была продана на аукционе Sotheby’s (лот 165) за 37.5 тыс. фунтов.



Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Муратов П.П. Образы Италии. Т. 1. - М.: Научное слово, 1911-1912. - 159 с.

  2. wikipedia.org

  3. mylove.ru

Поделиться: