decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Парижская школа живописи после ухода «короля-солнце»

16.05.2019

Развитие французского искусства в период Регентства (1715-1723) предопределено не только кончиной Людовика XIV, но и перемещением центра общественной жизни из Версаля в Париж, где впервые появилось общество не столько собирателей, сколько ценителей произведений искусства. Коллекции живописи и мебели периода Регентства из Большого собрания изящных искусств ASG отражают специфику нового этапа французского искусства. Оно уже не может подчиняться только абстрактным академическим доктринам, искусство теперь должно нравиться. Именно взыскательный вкус переменчивой публики способствовал оформлению парижской художественной школы, отличающей ее от итальянского и фламандского искусства того времени.

В 1914 году одновременно во многих европейских странах, в том числе и в России, в серии «Всеобщая история искусств» вышла книга инспектора изящных искусств города Парижа Луи Гуртика «Франция». Автор предлагал своим читателям узнать историю Франции по памятникам ее искусства.

Своеобразие искусства Франции заключается в том, что оно всегда выражало не неизменный этнический тип, а изменчивые формы общества. Доказательством тому может служить период Регентства, хронологически непродолжительного, но абсолютно самодостаточного в истории не только французского, но и европейского изобразительного и прикладного искусства.

Траур при дворе по случаю кончины Людовика XIV не омрачил жизнерадостности французских художников. С завершением практически 75-летнего периода правления «короля-солнце» не оборвались нити интеллектуальной истории Франции. Период Регентства вызвал может быть только некоторое усиление распущенности нравов; однако в творческой фантазии французских живописцев она замечалась и раньше. Творчество Антуана Ватто (1684-1721), лучше всего выражающее «дух регентства», было почти закончено, когда умер Людовик XIV. Хотя еще со времени кончины министра-интенданта Кольбера (1619-1683) французское искусство перестало всецело принадлежать Королю. Пробуждение Парижа заметили не сразу, так как все внимание было направлено на медленно угасавшее «солнце» Версаля. Однако в те годы, которые тяжким гнетом довлели над двором, нервная жизненная энергия XVIII века уже овладела душой города.

В середине XVIII века Париж уже насчитывал большое число любителей картин и редких предметов. Эти «любопытствующие» образовали общество, стоявшее особняком, над которым подтрунивал большой свет.

Очень скоро любители живописи умножились в числе, если не все они были достаточно богаты, чтобы стать коллекционерами, зато они образовали культурную среду, давшую восторженных ценителей и критиков. Когда покровительство Короля ослабело, предоставляя свободу художникам, буржуазная клиентелла приняла их с готовностью. Картинные выставки поставили художников и любителей лицом к лицу. Отныне искусство не может жить отвлеченными и чисто академическими доктринами; оно должно нравиться, и если о теории Лебрена – кодифицированном выражении эмоций в живописи – еще говорят, то на практике она применяется все реже. Лучшие выпускники Академии освободились от школьного педантизма и претендуют на тот моральный авторитет, который некогда требовали для себя ее основатели; большая часть их принадлежит к светскому обществу и принимает участие в художественной жизни того времени.

Автопортреты, оставленные этими художниками, показывают их нам перед мольбертом, но в городском костюме и в парадном парике. Одна рука держит палитру или резец, другая находится в движении, сопровождая жестами слова оживленного разговора. Приветливое лицо озарено мыслью, улыбаясь, оно просит одобрения. Глубокомысленная и чопорная физиономия Пуссена или Филиппа де Шампеня показалась бы угрюмой среди этих говорунов. Один из них Антуан Куапель был даже писателем; следуя манере Буало, он излагал в стихах поэтику живописи. Это насыщенное литературой общество искало в «исторической живописи» того же умственного наслаждения, какого оно требовало от чтения.

Таким образом, в конце царствования Людовика XIV уже существует «парижская школа» живописи. Она отличается по своей сущности и от итальянской, и от фламандской школ средних веков и Возрождения; от традиций мастерской она зависит менее, чем от моральной солидарности общества. Характеризующий ее стиль также труднее поддается определению; ее элементы порой несвязны, ибо парижскому вкусу могут угождать самые разнообразные технические приемы и темпераменты; здесь происходят быстрые перемены, так как утонченная и внимательная публика скоро устает; однако несмотря на смену «мод» сквозь индивидуальные различия выступает непрерывность традиции и единства.

Большое собрание изящных искусств ASG располагает обширной коллекцией французской живописи конца XVII – первой четверти XVIII веков, в которой имеются произведения самых известных мастеров периода Регентства – Луи Галлоша, Антуана Куапеля, Алексиса Гриму и Робера Леврака де Турньера.

Токке438
Токке, Луи
Портрет Луи Галлоша
Холст, масло, 130×98 см
Лувр

Учитель Лемуана, Натуара и Буше, Луи Галлош родился в Париже 24 августа 1670 года.

Второй сын в семье краснодеревщика Шарля Галлоша, юный Луи успешно учился в средней школе, проявляя особую склонность к черчению и рисованию. По желанию родителей с 13 лет он носит тонзуру и готовится к монашеству, но самовольно покидает семинарию и продолжает обучение в светской школе Луи Ле Грана. В милом покладистом юноше открывается упорный стойкий характер: по желанию отца он стал помощником нотариуса, но надолго у него не задержался. В конце концов Галлош-старший признал его склонность к живописи и нашел ему учителя, но через полгода юноша уходит и от него.

Галлош поступает в качестве ученика в мастерскую первого художника короля Луи де Булоня. Двадцатилетний юноша стремится наверстать упущенное, труд и упорство позволяют ему всего за четыре года приобрести профессионализм живописца. В 1695 году он получает первую премию за свою картину на ветхозаветный сюжет из жития патриарха Иакова и сына его Иосифа.

Выходец из мелкой буржуазии, Галлош сталкивается с жесткими законами о привилегиях: хотя полученная им премия дает ему право провести несколько лет в Риме, он не может рассчитывать на достаточную пенсию от короля, поэтому время знакомства с шедеврами итальянского искусства сокращается до двух лет. Побывав в Венеции, полюбовавшись основными течениями живописи и отточив мастерство рисовальщика, он вынужден вернуться к своему стареющему отцу.

Приехав в Париж, Галлош открыл мастерскую. Один из первых его учеников – Франсуа Лемуан, которого он держит помощником целых 12 лет. В этот период Галлош пишет две большие картины на сюжет из жизни Святого Бенедикта Нурсийского и его родной сестры Схоластики, которые долгое время размещались над входом в трапезную монастыря Сен-Мартин-де-Шамп – шедевра ранней средневековой архитектуры, известного с VIII века.

Схоластика439
Галлош, Луи
Святая Схоластика в Сен-Бенте-де-Патир (1703)
Холст, масло, 21,3×44,8 см

По мнению его отца, на этих картинах бенедиктинская одежда не казалась достаточно черной, тогда Галлош решил скопировать две картины Ван Дейка, представляющие людей, одетых в черное, и добился желаемого тона в своей картине. 30 января 1711 года за картину на сюжет о спасении Гераклом Алкесты из ада он принят в члены французской Королевской академии. За 43 года членства в Академии он поднялся от должности ассистента до ее ректора (1746) и канцлера (1754).

Галлош писал картины преимущественно на религиозные сюжеты, хотя в его творческом наследии есть жанровые произведения, пейзажи и портреты. Среди самых знаменитых его работ – «Перенос мощей Святого Августина в Павию». Это произведение в высшей степени сочетает в себе все достоинства живописи: благородную композицию, мудрую и гениальную, великолепную технику рисунка, легкое исполнение и в то же время красивую отделку, что ставит ее в число одной из лучших работ французской школы.

Предназначенная для одного из монастырей на площади Пигаль, картина поначалу разместилась в трапезной, где быстро начала ветшать от кухонного чада, и Галлош убедил монахов переместить ее в ризницу. Кстати, вознаграждение за нее составило всего 50 ливров.

Художник работал очень тщательно, хотя, если этого требовали обстоятельства, мог писать быстро. Известно, что ему потребовался всего двадцать один день, чтобы завершить картину на сюжет Святого Павла, покидающего город Милет, где он встретился со старейшинами церкви Эфес.

В зените своей славы Галлош попросил место директора римского отделения Академии, чтобы, по его словам, вернуться в страну, наиболее подходящую для изучения искусства, откуда он некогда уехал с большим сожалением. Ему отказали, поскольку эта должность традиционно предназначалась для свободного человека, а Галлош уже был женат.

Избранницей художника стала Луиза Кэтрин Майяр, дочь торговца мехом. В дополнение к приданому в 40 тысяч ливров, ей полагалось большое наследство, но в силу различных юридических препон оно так и не было получено.

Церковные картины, которые были основным занятием Галлоша, не очень поддерживали семейный бюджет, поскольку такие работы всегда оплачивались по низкой цене по сравнению с картинами для светских заказчиков. Однако это не сказывалось на прилежании художников, которые стремились доводить их до совершенства, заботясь о своей репутации среди современников и славе у потомков.

Диана440
Галлош, Луи
Диана и Актеон (между 1670-1761)
Холст, масло, 81×46,5 см
Государственный Эрмитаж

Галлош охотно бы взялся и за создание картонов для гобеленов, но заказов к нему не поступало. Несмотря на высокие посты в Академии и авторитет, у Галлоша было мало наград. При Регентстве он получил пенсию в размере 500 ливров, которая по рекомендации Куапеля была увеличена на 100 ливров. Благодаря покровительству брата всесильной Помпадур маркиза де Мариньи Галлош получил квартиру с просторной мастерской в Лувре. Возможность жить вблизи от природы и наблюдать ее различные эффекты так воодушевила уже не молодого художника, что он забыл о возрасте и замыслил еще много полотен. Но дрожащая рука 80-летнего мастера не способствовала реализации этих планов. Тогда Галлош обратил свои взгляды на развитие молодежи и составил для учащихся Академии пять лекций, в которых отразил собственную теорию живописи. Она включала изучение античности как фундамента художественного знания, анатомию, цветоведение и копирование работ лучших мастеров: Рафаэля в Риме, Карраччи в Болонье, Тициана в Венеции и Корреджо в Парме.

Красивый высокий блондин имел и сострадательное сердце, откликавшееся на несчастья ближних. Однако этим так часто злоупотребляли, что с возрастом Галлош уже не стал таким легковерным.

От брака с Кэтрин Майлар у него было одиннадцать детей, только трое из которых пережили его, один мальчик и две девочки. Младший, который рисовал достаточно хорошо, после десяти лет учебы стал монахом.

Галлош, несмотря на все учащавшиеся проявления нездоровья, достиг очень преклонного возраста. Он умер в возрасте девяноста лет одиннадцати месяцев в своем жилище в галереях Лувра, сохраняя разум до последнего момента, и был похоронен в церкви Сен-Жермен-л'Аксерруа.

Несмотря на многолетнюю плодотворную деятельность работ Луи Галлоша в российских музеях практически нет. Большое собрание изящных искусств ASG располагает картиной художника «Обморок Есфири».

1893
Галлош, Луи
Обморок Есфири
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 75×84,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-1893

На полотне изображен драматический момент в истории одной из самых знаменитых библейских женщин – Есфири, спасшей от истребления весь еврейский народ. Нарушив строжайший запрет, она пришла к персидскому царю Артаксерксу и готовится рассказать ему о кознях Амана, оклеветавшего ее приемного отца царя Мордахея. Когда царь увидел Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его.

В левой части изображена Есфирь в обмороке. Рядом с ней – две служанки, одна из которых поддерживает свою госпожу. Справа – царь Артаксеркс в короне и со скипетром. Он, взволнованный обмороком Есфири, кинулся к ней на помощь. Здесь же – свита царя, Аман в бессильной ярости воздевший руки. Фоном служат царские покои с колоннами, троном под балдахином и видом на портик.

Гриму441
Гриму, Алексис
Автопортрет в роли Бахуса (1728)
Музей Маньен, Дижон

Портретист Алексис Гриму (1678-1733) был сыном плотника. Где-то в конце 1690-х годов он был учеником живописца и гравера Булоня Старшего (1649-1717). Искусствоведы высказывают предположение, что он также был учеником Франсуа де Труа, основываясь на колористическом сходстве их картин.

В 1704 году он женился на Мари-Габриель Пети, племяннице Прокопио Куто, основателя кафе «Прокоп» – места встречи художников и интеллектуалов, существующего по сей день. Брак основывался скорее на расчете, а не на страсти: нотариальный документ из Национального архива свидетельствует, что невеста владела значительной собственностью на Маврикии, включая рабов.

Предприимчивостью отличался и зять художника – Матиас Франсуа Пети. Он был посредником, которому в период с 1740 по 1753 год было поручено приобрести произведения искусства для коллекции прусского короля Фридриха II. В эту коллекцию войдут многочисленные работы Булоня и его учеников.

С 1700 года имя Алексиса Гриму появилось в реестре Королевской академии, но не известно, сколько он там числился и какие работы писал, портрет Антуана Куапеля так и остался незавершенным.

В 1709 году он, возможно, посетил Нидерланды, чтобы скопировать работы голландских мастеров. Этим объясняется внезапное потемнение его палитры и некоторые копии, которые он сделал позже.

Бокал442
Гриму, Алексис
Автопортрет с бокалом вина (1724)
Холст, масло, 100×85 см
Лувр

Известный своим распутным образом жизни, художник всегда был в долгах и часто платил своим кредиторам небольшими работами, выполняемыми на месте. С 1720 года до своей смерти по не известным причинам он однако стал гораздо более ответственным и продуктивным.

Гриму умер в 1733 году, он был хорошо известен и ценим за его живопись, но как личность считался странным и нелюдимым. За характер и пристрастие к темному колориту его называли даже «французским Рембрандтом». Работы Гриму можно увидеть в музеях по всей Франции, а также в Уффици во Флоренции и в шотландской Национальной галерее.

В БСИИ ASG хранится парадный мужской портрет кисти Алексиса Гриму. Это погрудное изображение мужчины на темном фоне в темном же парике. Твердый взгляд красивых миндалевидных глаз обращен на зрителя. Аристократический облик подчеркнут малиновым плащом и кружевным галстуком а ля Штенкерк. Картина заключена в резную золоченую раму из дуба, декорированную в верхней части гербом Франции.

2347
Гриму, Алексис
Мужской портрет
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 71×52 см
БСИИ ASG, инв. №02-2347

Антуан Куапель (1661-1722) был сыном Ноэля Куапеля, директора Римского отделения Французской академии. В возрасте 12 лет Антуан под руководством своего отца и учителя изучал искусство великих мастеров эпохи Возрождения и древних скульптур.

Он находится под сильным влиянием местной школы барокко и искусства Корреджо. Его ранние картины, дошедшие до нас в виде гравюр, показывают совершенно исключительную виртуозность двадцатилетнего художника. 23 октября 1681 года Куапель стал членом Королевской академии живописи и скульптуры за работу «Аллегория славы Людовика XIV».

Слава443
Куапель, Антуан
Аллегория славы Людовика XIV (1685)
198×150 см
Версаль

Работа впечатляет великолепной композицией, в которой центральный персонаж уравновешивает три динамичные группы фигур, а яркость цвета подчеркивает изящество рисунка.

Куапель444
Гриму, Алексис
Портрет Антуана Куапеля (1705-1709)
Музей изобразительных искусств, Руан

Куапель получает множество заказов для королевских резиденций в Марли и Версале. На него оказал влияние Рубенс, что доказывает его широкоизвестная работа «Портрет Демокрита».

В период Регентства Куапель находится в зените славы и могущества: он назначен директором Академии в 1714 году, затем ректором, а в 1716 году становится первым художником короля.

Это был художник, заложивший основы французской школы живописи, которая с начала правления Людовика XIV отдалилась от итальянского стиля, преследуемого в течение многих лет. Дидро писал о нем так: «Антуан Куапель был, наверное, человеком весьма умным, раз он говорил художникам: «Если это только в наших силах, давайте писать так, чтобы фигуры на наших картинах являли собой живую натуру античных статуй, вместо того чтобы брать эти статуи за образцы для фигур, которые мы пишем».

3701
Куапель, Антуан
Обморок Есфири
Франция, начало XVIII в.
Холст, масло, 38,5×49,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3701

Работа из БСИИ ASG на сюжет Есфири исполнена Антуаном Куапелем как вариант его известной картины с одноименным названием, ныне хранящейся в Лувре. В левой части изображена Есфирь в обмороке. Рядом с ней – служанки, поддерживающие свою госпожу. Справа – царь Артаксеркс на троне. В одной руке он держит скипетр, а другую протягивает жене. В правой части у трона – советник царя со свитком в руках. Фоном служит золотой полог над троном и архитектурная постройка с пейзажем в левой части.

Картина выполнена в традициях французской Академии. В композиции хорошо ощущается воздействие на автора традиций классицизма. Неоднократно композиции на данный сюжет повторялись на протяжении и более позднего времени. Свидетельством тому могут быть различные варианты данного сюжета, хранящиеся в частных собраниях и появляющиеся на арт-аукционах.

Робер Леврак де Турньер (1667-1752) учился у Бон Булоня и Гиацинта Риго. Знаменит тем, что был дважды принят в Королевскую академию искусств – сначала в 1702 году как художник-портретист со своими портретами художников Пьера Менье и Мишеля Корнеля; а затем 24 октября 1716 года как исторический художник за новаторскую работу, показывающую пару влюбленных, освещенных одной свечой. В 1737 году избран на должность профессора, успешно выставился в Салоне 1742 года.

Лесер445
Лесер, Пьер
Портрет Робера де Турньера (1747)

Неоднородная природа его творчества типична для художника переходного периода французского Регентства – голландские элементы придают работам Леврака новый и более интимный характер, а легкость его палитры предопределяет стиль рококо. Он создал крупномасштабные картины, все следы которых утеряны, а маленькие картины, в которых художник отличился, зачастую приписаны Жерару Доу, творчество которого он специально изучал.

Обладая талантом портретиста, Турньер пользовался репутацией отличного художника еще при жизни. Он оставил значительное количество портретов, которые в основном находятся в известных коллекциях. Живописец отличался нежным колоритом, прекрасным вкусом в моделировке фигур и передаче поз, элегантных драпировок. По словам видного критика, он был художником, который был более осторожен, чем могущественен, и, будучи не в состоянии быть признанным в первом ряду портретистов, он все же занимал почетное место среди них.

2348
Леврак де Турньер, Робер
Потрет дамы в голубом плаще
Франция, 1725-1730 гг.
Холст, масло, 116×89 см
БСИИ ASG, инв. №01-2348

Работа Леврака из БСИИ ASG представляет собой поколенный портрет дамы в повороте влево. Взгляд обращен на зрителей. Облачена в серебристое декольтированное платье с золотым шитьем и кружевными вставками. Поверх платья – голубой плащ. Напудренная прическа украшена цветами. Портретируемая облокотилась на красную подушку, лежащую на столике с мраморной столешницей…

В конце XVII – начале XVIII веков академические принципы уже утратили свою власть над обществом, не желавшим более скучать. В то время, как Людовик XIV ездил в Марли или Трианон отдыхать от величия Версаля и требовал от своих художников, чтобы они были приветливыми и смеющимися, в Париже аристократия и буржуазия выстраивали затейливо расположенные и изящно украшенные дворцы, служившие рамой для их светской жизни.

3039
Шезлонг
Франция, нач. XVIII в.
Массив ореха, тростник, бархат, резьба
102×183×83 см
БСИИ ASG, инв. №11-3039

4011
Кресло
Франция, нач. XVIII в.
Массив бука, резьба
107×63×79 cм
БСИИ ASG, инв. №11-4011

3017
Кресло
Франция, нач. XVIII в.
Массив бука, резьба
112,5×67×60 cм
БСИИ ASG, инв. №11-3017

Изменение домашней обстановки показывает, с какой ловкостью ремесленники поняли вкусы общества и требования комфорта; для стульев, столов, бюро были найдены новые формы, в которых наилучшим образом согласовались утилитарное назначение предмета и его пластическое изящество; спинки и ручки кресел теперь изгибаются, чтобы удобнее принять человеческое тело; замысловатые сиденья, изобретенные тогда, как будто отразили своими формами позы собеседников.

1733
Комод
Франция, нач. XVIII в.
Палисандр, золочёная бронза, латунь, чёрно-красный мрамор, маркетри
81×130×62 см
БСИИ ASG, инв. №12-1733

Мебельщик соединился с чеканщиком, чтобы изготовить прочные столы с острым живым силуэтом; возникает сотрудничество с драпировщиком, дабы сделать сиденья комфортабельнее; округленные формы и утонченные линии перешли из утвари в орнаментику комнат.



Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Гуртик Л. Франция. – М., 1914. - 524 с.

  2. wikipedia.org

  3. wikipedia.org

  4. wikipedia.org

  5. wikipedia.org

Поделиться: