decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«ЖЕМЧУЖИНА В КОРОНЕ ХАРЛЕМА»

08.11.2017

В 2017 году исполнилось 390 лет со дня рождения Яна де Брая – потомственного художника, яркого представителя голландского классицизма. Де Брай писал преимущественно портреты, в том числе и аллегорического содержания. Семья де Брай была в родстве со многими известными представителями творческой элиты Голландии, так, сестра Яна де Брая стала женой знаменитого художника Яна Ливенса, со дня рождения которого исполнилось 410 лет. В России всего шесть работ этого друга-соперника Рембрандта и его круга, две из которых хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG.

Яну де Браю, родившемуся в апреле 1627 года, самой судьбой было предназначено стать художником. Он появился на свет в голландском городе Харлеме в семье известного живописца, архитектора и поэта Соломона де Брая и его супруги Анны Вестербаен, которая была сестрой художника Яна Вестербаена и поэта Иакова Вестербаена. Соломон в 1630-х годах был одним из создателей гильдии Святого Луки в Харлеме, кроме того, де Брай-старший был поэтом и членом риторического общества в городе.

Историки утверждают, что Ян де Брай был первенцем супругов, а всего в семье было десять детей. Кроме Яна, искусству посвятили себя его младшие братья: Дирк – один из самых знаменитых граверов того времени, Иосиф, работавший в жанре натюрморта, и Якоб, чьи произведения не дошли до наших дней.

Ян, как и его младшие братья, учился живописи в мастерской отца. Известно, что он принимал участие в работе над заказами отца еще во время своего ученичества. Примерно в 1650 году, после окончания учебы юноша начал работать в родном городе в качестве художника-портретиста. На первом этапе его стиль сформировался под явным влиянием Соломона де Брая, затем он, возможно, побывал в Италии, в частности, в Риме, где испытал влияние караваджистов. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что ранние картины Яна де Брая отличаются грубоватым реализмом.

Не все страницы жизни Яна известны точно. Ряд его картин демонстрирует интерес к древнеримской истории и влияние представителей классицизма XVII века, возможно, французов, вроде Симона Вуэ.

Личная судьба Яна де Брая полна трагизма. Во время чумного поветрия 1664 года он потерял практически всю свою семью: умер отец, два младших брата и две младших сестры. В память о них художник написал аллегорическую картину «Пир Антония и Клеопатры». Возможно, эта драма обусловила религиозную настроенность брата Яна – Дирка, ставшего монахом.

Пир162"
Ян де Брай. Пир Антония и Клеопатры (портрет семьи де Брай) (1669)
На этой картине художник изобразил своих умерших родителей,
братьев и сестер, а слева в траурном одеянии самого себя

Семейная жизнь Яна де Брая также не состоялась, хотя он был женат трижды. 21 октября 1668 года художник сочетался браком с Марией ван Хес, которая, предположительно, была родственницей художника Геррита ван Хеса (1629-1702). В ознаменование прощания с холостяцкой жизнью Ян изобразил себя и жену в образах Одиссея и Пенелопы.

Одиссей163
Ян де Брай. Одиссей и Пенелопа (автопортрет с женой Марией ван Хес) (1668)

Через год после свадьбы Мария умерла, вероятно, во время родов. Словно злой рок тяготел над художником – он похоронил ещё двух жён, да и всех своих детей. Жизненный путь де Брая живописуют, как ни странно, завещания. В 1664 году художник составил завещание, в котором своим единственным наследником назвал брата Дирка. Этот документ, как утверждают историки, был написан в дни, когда в Харлеме начала свирепствовать эпидемия чумы. Художник даже не предполагал, что во время этой эпидемии он потеряет многих родных ему людей: родителей, братьев Якоба и Иосифа, сестер Юлиану и Маргариту. Историки сделали такое предположение, поскольку все они умерли в апреле и мае 1664 года. В 1671 году, уже овдовев, де Брай составляет новое завещание опять в пользу Дирка. После смерти второй жены де Брай в 1678 году женился уже в третий раз, на этот раз его избранницей стала Виктория Сталперт ван дер Виелен, дочь известной римской католической семьи. Две предыдущие избранницы де Брая также были католичками, что косвенно свидетельствует о том, что де Брай, вероятно, и сам был католиком.

Ян и его третья жена также составили завещание – пятого января – незадолго до смерти Виктории, которая умерла при родах в 1680 году. В 1683 году де Брай подготовил еще одно завещание, назвав в качестве одного из наследников Йохана Люка де Брая, сына, родившегося от его брака с Викторией Сталперт. Не известно, как долго этот ребенок жил.

Почти всю свою жизнь художник работал в родном городе, много лет подряд возглавлял гильдию Святого Луки и в 1666 году, после смерти Франса Халса, стал ведущим портретистом Харлема. Историк Арнольд Хаубракен называл Яна де Брая «жемчужиной в короне Харлема».

Гильдия164
Ян де Брай
Портрет членов правления гильдии Св. Луки в Харлеме (1675)
Рейксмузеум

Член165
Ян де Брай
Портрет членов правления гильдии
Св. Луки в Харлеме (1675) (фрагмент)
С годами Ян де Брай становится все более
похожим на своего отца – Соломона де Брая

Считается, что творчество де Брая оказало решающее влияние на популярный стиль Бартоломеуса ван дер Хельста (ок. 1613-1670), картины которого ныне заполняют чуть ли не целый зал Эрмитажа.

После смерти каждой из супруг художника следовали судебные споры о наследстве. Возможно, результатом одного из таких судебных процессов и стало банкротство, о котором было объявлено 21 апреля 1689 года. Следствием этого для 62-летнего Яна де Брая стали потеря социального положения, финансовые трудности, творческая депрессия и перемена места жительства. В 1689 году де Брай окончательно переехал в Амстердам, где уже более года работал над проектом усовершенствования речного бассейна реки Амстел, от которой получил своё название город Амстердам. В 1692 году художник стал официально гражданином Амстердама, где и прожил до самой смерти. К концу жизни де Брай отказался от живописи, известны только два произведения, написанные после его банкротства и отъезда из Харлема.

Его сестра Корнелия стала женой художника Яна Ливенса (1607-1674), для которого это был второй брак. Рассказывать о Ливенсе в связи с де Браем все равно, что менять местами светило и его спутники, такая вольность объясняется только тем, что мы уже посвящали этому гениальному голландцу отдельные сюжеты.

Выдающийся талант Ливенса проявился в очень раннем возрасте – в восемь лет он начал обучение у Питера Ластмана, а в 17 – уже был самостоятельным мастером. Примерно в то время, когда Ливенс покинул мастерскую Питера Ластмана, к последнему поступил в обучение другой юноша – Рембрандт ван Рейн.

Ливенс166
Ян Ливенс. Автопортрет (ок. 1629-1630)
В отличие от Рембрандта Ян Ливенс был еще и красив

Молодые люди дружили и сотрудничали в период с 1627 по 1631 годы, устроив мастерскую на чердаке дома, принадлежавшего отцу Рембрандта, оказывая взаимное влияние друг на друга. Поскольку Ливенс как живописец сложился раньше Рембрандта, можно предположить, что его влияние было более сильным. Работы Ливенса и Рембрандта того времени столь близки стилистически, что атрибуция их затруднена. Таким образом многие картины Яна впоследствии были приписаны Рембрандту.

Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Они оба любили писать портреты стариков, на лицах которых время и жизненный опыт оставили свои отпечатки, или портреты людей в экзотических нарядах. В то время очень модным был турецкий костюм – связи между Европой и Азией только налаживались, и основная торговля велась через Турцию. Ливенс и Рембрандт написали несколько мужских портретов в подобных костюмах, настолько похожих друг на друга, что эти картины позже опять-таки приписали кисти Рембрандта, как наиболее известного в настоящее время художника. Одно из таких произведений – «Портрет мужчины в восточном костюме» находится в Большом собрании изящных искусств ASG. По всей видимости, эту же модель Ливенс воспроизводит на одном из многочисленных портретов – «Голове старика», мы видим ту же окладистую бороду, хотя и поседевшую, выпуклые надбровные дуги, энергичную складку рта и тонкий хрящеватый нос. Ливенс, как и Рембрандт, любил писать стариков, только если у Рембрандта старость ассоциируется со страданием, то у Ливенса на лицах стариков запечатлена мудрость, его портреты в массе своей более светлые. При этом Ливенс был скрупулезным портретистом, он не льстит модели, а подмечает в ней привлекательные черты характера.

1021
Ливенс, Ян
Мужской портрет в восточном костюме
Голландия, XVII в. Холст, масло, 115х90 см
БСИИ ASG, инв. №02-1021

Голова167
Ян Ливенс
Голова старика

Долгие годы Ливенс был не только преуспевающим, но и весьма модным художником. Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, одаренным, но менее удачливым коллегам. Ливенс помогал семье Адриана Броувера, талантливого художника-жанриста, произведение которого «Горькое лекарство» имеется в БСИИ ASG.

Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, в последнее десятилетие жизни финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства.

Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения.

У Ливенса было все: слава, успех, дружба с великими – Рембрандтом и ван Дейком – и все же, в мировой табели художников, «которым не повезло», он заслуженно занимает одно из первых мест. Большинство его работ, выполненных для публичных зданий, до сих пор находятся там, редко выставляются, а слабое освещение и недостаток информации не позволяют оценить их по достоинству. За четыре столетия многие картины были утрачены или приписаны другим художникам, особенно много – другу-сопернику Рембрандту. И причина здесь не столько во всемирной славе Рембрандта ван Рейна, сколько в особой гениальности Ливенса: на время личной привязанности к тому или иному художнику, он начинал писать в его манере. Так было с ван Дейком, Броувером и, конечно, Рембрандтом. Даже уникальный свет картин Рембрандта, называемый иногда золотым дождем, был ему подвластен, доказательством чему служит его пейзажная работа.

Пейзаж168
Ян Ливенс. Пейзаж (ок. 1640)
Если бы не точно установленное авторство Ливенса,
эта картина могла бы быть атрибутирована как произведение
Рембрандта за ее чисто «рембрандтовские» колорит и светотень



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
artholland.ru
liveinternet.ru
livejournal.com
unknownpainters.narod.ru

Поделиться: