decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

ИМПЕРАТИВ ЖАНРА И СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

13.02.2019

В начале года исполнилось 420 лет со дня рождения Адриана ван Утрехта, голландского художника, известного своими роскошными натюрмортами, сценами на рынке и изображениями домашней птицы на крестьянских подворьях. Ван Утрехт сотрудничал со многими художниками, выписывая в их картинах элементы натюрморта или же приглашая в свои работы для изображения жанровых сцен.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится произведение последователя ван Утрехта «Птичий двор», мотивы которого неоднократно повторялись в творчестве мастера.

Адриан ван Утрехт (1599-1652) родился в Антверпене в семье Абеля ван Утрехта и Анны Гюйбрехт. В 1614 году он стал учеником Германа де Нейта, художника и торговца произведениями искусства, который владел обширной коллекцией произведений искусства. После завершения обучения ван Утрехт путешествовал по Франции, Германии и Италии, вернувшись в Антверпен в 1625 году вскоре после кончины своего отца. В этом же году художник зарегистрирован как мастер в местной гильдии Святого Луки.


Утрехт381
Дейк, Антонис ван
Портрет Адриана ван Утрехта


Три года спустя на свадьбе своей сестры Катарины и художника Симона де Воса он встретил Констанцию ван Ниландт, 17-летнюю дочь художника и поэта Виллема ван Нийландта II. Она стала его женой, в браке родились 13 детей. Констанция была одаренной натурой, писала картины, помогая мужу, сочиняла стихи. Один из натюрмортов, подписанный Констанцией ван Утрехт и датируемый 1647 годом, является точной копией работы ее мужа.

Несмотря на жестокую конкуренцию в художественной среде Антверпена XVII века, ван Утрехт стал успешным художником, получавшим заказы от курфюрста Германии, короля Испании Филиппа IV и принца Оранского. Он мог позволить себе жить в просторном доме на улице Меир в Антверпене, самом престижном месте города. К 1640-м годам его достаток снизился из-за плохого состояния здоровья, а к концу жизни от былого богатства почти ничего не осталось.

Самую большую известность ван Утрехт получил как мастер натюрмортов в виде сцен в рыбных, мясных и овощных лавках, на кухнях, роскошно сервированных столов и кладовых и т.п. Нередко в них можно встретить людей или животных, что позволяет оживить картину неким повествованием. С большой долей наблюдательности и юмора ван Утрехт писал сцены на скотном дворе, чаще всего птичьем, включая в них кур, индеек, уток и павлинов.

Птицы382
Утрехт, Адриан ван
Домашние птицы (1645)

2764
Утрехт, Адриан ван, последователь. Птичий двор. Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 118×168 см. БСИИ ASG, инв. №04-2764

В манере ван Утрехта ощущается влияние его земляка великого анималиста Франса Снейдерса, однако он предпочитал не яркие, а теплые землистые тона, в особенности серо-зеленые. Под влиянием итальянских мастеров, особенно караваджистов, ван Утрехт до совершенства отточил технику передачи светотени, его соединение светлых и темных оттенков одного и того же цвета насыщает изображаемые предметы объемом.

Рыночные сцены ван Утрехта – это прежде всего натюрморты, в которых люди играют подчиненную роль. Подход, заложенный еще в XVI веке Питером Длинным (Артсеном) и его племянником Иоахимом Бейкеларом и развитый Снейдерсом, нашел особое выражение в работах ван Утрехта.


Лавка383
Утрехт, Адриан ван
Рыбная лавка
Музей изящных искусств, Гент


Одним из примеров подобного влияния может служить его картина «Рыбная лавка». Как и у Снейдерса, композиционное решение здесь обеспечивается равновесием горизонтали стола, вертикалей человеческих фигур и висящих тушек и ломтей рыб. Для подчеркивания изобилия и смягчения «сухой геометрии» композиции ван Утрехт вводит диагонали в виде приставной скамейки к рыбному столу и лежащих на земле тушек рыб, скатов и омаров.

Есть предположение, что фигуры в этой картине написаны Герардом Сегерсом (1591-1651), мастером исторического, религиозного и мифологического жанров, чья работа «Распятие с донаторами» представлена в БСИИ ASG.

В то время как рыночные сцены, созданные в XVI веке, отражают идею протестантской этики праведности увеличения богатства и материального изобилия, произведения ван Утрехта больше рассчитаны на эстетический эффект. Хотя именно в данном произведении искусствоведы считывают историю с оттенком морализаторства: яркий наряд женщины намекает на ее нестрогий нрав и свободу поведения, эротический контекст усиливается видом и формой рыбных туш на переднем плане. Пока женщина торгуется, она становится жертвой юного воришки, срезающего кошелек с пояса ее платья.


Любовники384
Утрехт, Адриан ван
Натюрморт с любовниками (1631)
Музей Боуз, Великобритания


Кухонные сцены ван Утрехта часто включают в себя мужскую и женскую фигуры в процессе интимного общения. Картины с их обилием продуктов словно намекают на избыток чревоугодия и похоти, связанных с чувствами вкуса и осязания. Примером может служить «Натюрморт с любовниками», в котором женщина уклоняется от молодого человека, пытающегося положить руку ей на грудь. Пара стоит перед столом, переполненным корзинами и блюдами с фруктами, пучками спаржи, артишоками, капустой, луком-пореем и птицей. С левой стороны картины на пару смотрит скалящаяся обезьянка, примостившись на прутьях оконной решетки. Обезьяны обычно были символами безудержной похоти, что подчеркивает моральный смысл этой кухонной сцены, который современникам ван Утрехта был ясен и из набора овощей и птиц.

Картины, созданные Франсом Снейдерсом и Адрианом ван Утрехтом в 1640-х годах, положили начало жанру роскошных натюрмортов, все содержание которых – снедь, посуда – намекало на избранность тех, для кого это было приготовлено.


Попугай385
Утрехт, Адриан ван
Банкет с попугаем (1644)
Холст, масло, 185х242,5 см
Рейксмузеум


Типичным примером этого жанра служит картина «Банкет с попугаем», в которой изобилие выражается диковинными привозными фруктами, экзотическим южноамериканским попугаем и другими предметами роскоши, такими, как музыкальные инструменты и дорогая столовая посуда. Здесь художник демонстрирует и виртуозность своих навыков в передаче фактуры самых различных предметов: тусклого сияния древесины, отполированной человеческими руками, холодного блеска металла, теплой бархатистости плодов, невесомости полотняной скатерти и т.п. Учитывая размеры картины, она служила украшением парадной столовой богатого дома.


Череп386
Утрехт, Адриан ван
Натюрморт с букетом и черепом (1643)
Частная коллекция


Натюрморт в стиле ванитас, проданный на Сотбис 29 мая 2003 года, доказывает, что ван Утрехту были подвластны все вариации этого жанра, хотя художник прибегал к подобным сюжетам нечасто. Интересно само соединение цветочного натюрморта и ванитас в одной картине, доказывающее, что ван Утрехту не чужды были и новаторские устремления, хотя пока это еще не осмыслено исследователями его творчества.

Как уже отмечалось, ван Утрехт сотрудничал со многими художниками, выписывая в их картинах элементы натюрморта и используя их навыки в изображении человеческих фигур и животных в своих картинах. В числе его соавторов, кроме Герарда Сегерса, – Якоб Йорданс, Теодор Ромбоутс и многие другие.


Кухня387
Утрехт, Адриан ван, Ромбоутс, Теодор
Кухня (1630-е гг.)
Государственный Эрмитаж


Рассмотрев череду произведений Адриана ван Утрехта, а он создавал и цветочные натюрморты, и элементы натюрморта в картонах для шпалер, становится очевидной универсальность его дарования. В довольно тесных рамках избранного жанра ему удалось не только выразить основные идеи своего времени, но изящно обличить социальные пороки, не скатываясь в морализаторство.

Сегодня произведения ван Утрехта представлены в лучших музейных собраниях – Лувре, Эрмитаже, музее Гетти, Рейксмузеуме и многих других.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org

Поделиться: