decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

НАСЛЕДНИК ШКОЛЫ СНАЙДЕРСА

18.06.2020

В коллекции фламандской живописи Большого собрания изящных искусств ASG хранится работа одного из самых талантливых учеников великого анималиста Франса Снайдерса – Никасиуса Бернарта. Бернарт, со дня рождения которого исполнилось 400 лет, во многом определил стиль развития натюрморта во Франции, воспитав самого видного представителя жанра охотничьего натюрморта Франсуа Депорта.

Начиная с XVI века в Европе расцветают новые науки – описательная ботаника и зоология, что явилось следствием великих географических открытий: европейцы познакомились с новыми видами растений и животных, попавшими к ним из далеких стран. Экзотика сподвигла ученых обратить внимание и на местные флору и фауну. Фламандцы сыграли огромную роль в зоологическом буме, охватившем Европу, при этом, в отличие от голландцев, их больше привлекала не научная, а эстетическая сторона.

В XVII веке здесь появились художники, которые занимались рисованием почти исключительно животных: Франс Снайдерс (1579-1657), Поль де Вос (1595-1678), Ян Фейт (1611-1661) и другие. Великие живописцы барокко, такие как Питер Пауль Рубенс (1577-1640) и Якоб Йорданс (1593-1678) часто включали в свои полотна изображения фруктов, растений и животных, и не всегда это делали их подмастерья. И Йорданс, и Рубенс показали, какие животные им нравились более всего: у первого была склонность к коровам, в образах которых он подчеркивал кажущуюся ему гигантскую безобидную глупость, Рубенс писал практически всех возможных животных, включая львов и верблюдов, которых он скорее всего вживую никогда не видел.

И хотя гений Рубенса практически заслоняет всю фламандскую живопись XVII века, являясь, по выражению историка искусства Б.Р. Виппера, ее началом и концом, так как она строится на созданных им предпосылках, некоторым ее представителям удалось сказать в искусстве свое слово. В числе таковых Франс Снайдерс.

В мастерской Рубенса было принято, чтобы несколько художников работали над одной картиной, Снайдерс отвечал обычно за животных, цветы и бутафорию. Но и как самостоятельный художник Франс Снайдерс имел громкую славу, он писал сцены охоты, зоологические сады, птичьи дворы, но чаще всего натюрморты.

Во второй половине XVII века центром анималистики была уже не Фландрия, а Нидерланды, где начинают творить Альберт Кейп (1620-1691), Паулюс Поттер (1625-1654), Филипс Вуверман (1619-1668), Николас Берхем (1620-1683), Ян Веникс (1640-1719), Мельхиор де Хондекутер (1636-1695) и Авраам Хондий (1625/30-ок.1695), при этом последние три явно находились под влиянием фламандской школы.

Моды на изображение животных не избежало и прикладное искусство, например, серия брюссельских гобеленов, сохранившихся в Кракове, отражает целый зоопарк. Среди животных, которые были идентифицированы, упоминаются: сурикат, павиан, обезьяна-капуцин, белохвостая мартышка, дикобраз, гигантская индийская белка, лев, тигр, леопард, оцелот, африканская и индийская цивета, африканский слон, индийский носорог, сирийская овца... «Работники ног» (ткачи) мастерски превратили образы, созданные художниками-картонщиками, в шерстяную, шелковую, золотую и серебряную ткань. Поскольку о такой богатой коллекции животных по месту пребывания художников-авторов картонов ничего не известно, логично предположить, что они сами ездили в зарубежные зоопарки или имели доступ к обширному альбому портретов животных.

В XVII столетии, когда этот молодой жанр европейского искусства переживал пору первого расцвета, оформились его основные типы, называемые сегодня европейским «классическим» натюрмортом. Самого термина «nature morte» («мертвая природа») тогда еще не существовало, он появился лишь век спустя во Франции (хотя в искусствоведческой литературе можно встретить утверждение, что термином «nature morte» обозначалась не мертвая, а неподвижная модель). А в XVII веке картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов, кухонных и рыночных сцен и так далее именовали описательно – по главному мотиву композиции. В нидерландских инвентарях того времени можно встретить следующие названия: «keucken» (кухня), «banketje» (завтрак), «vis ontbijt» (завтрак с рыбой), «fruytagie» или «fruytstuck» (фрукты), «blompot» (горшок с цветами) и «blommencrans» (венок из цветов), «wijnkannetgenschilderijtge» (натюрморт с графином), «toebackje» (курительные принадлежности), наконец, «doodshoofd» (череп) или «vanitas» (суета сует).

Особо декоративными считались композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века. Картины, демонстрирующие битую дичь, получили распространение в ряде европейских художественных школ (прежде всего, в Голландии) со второй половины XVII столетия, но особым спросом стали пользоваться на рубеже XVII и XVIII веков в аристократических кругах как жанр придворного искусства.

Снайдерс является инициатором фламандского натюрморта, художники-соотечественники, даже очень даровитые, шли его путями. Изображенные на его гигантских полотнах предметы находятся в такой активной динамике, что это уже совсем не «тихая жизнь», как у голландцев, а скорее «героические будни предметов». Тем более, что почти во всех фламандских натюрмортах присутствуют живые существа, вносящие сумбур и хаос: дерущиеся коты, вороватые мальчишки, злобные собаки, хитрые обезьянки и т.д.

Никасиус Бернарт или просто Никасиус (1620-1678) был фламандским живописцем-анималистом, писавшим сцены охоты и цветочные натюрморты, снискавшим признание помимо родной Фландрии в Италии и Париже. Он работал при французском дворе в качестве помощника Шарля Лебрена и создавал картоны для гобеленов и варианты декора для дворца Тюильри.

Бернарт родился в Антверпене. Он изучал живопись под руководством Франса Снайдерса, а после завершения обучения отправился в Италию. Здесь его работы были высоко оценены Фердинандо II Медичи, великим князем Тосканы.

Около 1643 года Бернарт отправился во Францию, где работал в течение ряда лет, прежде чем вернуться в Антверпен. На родине в 1654 году он стал мастером гильдии Святого Луки. В 1659 году художник вернулся в Париж, как оказалось потом, уже навсегда. Спустя четыре года, в 1663 году, Бернарт был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже.

В 1673 году Людовик XIV поручил Бернарту отобразить всех новых обитателей своего зверинца в Версале, и художник представил 46 зарисовок 52 видов животных. Некоторые из этих картин впоследствии были использованы для украшения павильонов зверинца, в их числе олень из долины индийского Ганга с красивой двенадцатирогой короной.

Олень690
Бернарт, Никасиус
Гангский олень (1664-1668)
Холст, масло. 46×61,5 см
Лувр

Страус691
Бернарт, Никасиус
Изучение страуса
Лувр

Бернарт изображал животных с явной просветительской целью: даже свирепые хищники предстают в спокойных позах, как правило, в профиль или в три четверти в антураже родного для них ландшафта, а глаза, как на портретах, часто обращены к зрителю. Эта поза позволяет зрителю точнее воспринимать анатомию каждого животного. В настоящее время картины Бернарта являются лучшими источниками для уяснения точной популяции животных версальского зверинца, описанной Николасом Бейли в его инвентарной книге от 1709-1710 годов (впервые опубликована в 1899 году).

Впоследствии Бернарт вступил в штат королевского двора и создавал рисунки животных для нужд мануфактуры гобеленов и оформления королевских покоев.

Художник известен также своими многочисленными сценами жестоких схваток между хищными, а также домашними животными. Он продолжил традицию, основанную его великим учителем, в частности, широко тиражированные хищные птицы Бернарта непосредственно вдохновлены работой Снайдерса.

Драка692
Бернарт, Никасиус
Драка кошек и собак
Музей изобразительных искусств Каркассона

Сражение693
Бернарт, Никасиус
Кот смотрит, как сражается спаниель с другим котом
Холст, масло. 73,4×92,7 см

Существует неопределенность относительно фактического авторства многочисленных неподписанных эскизов маслом, попавших в Лувр во время Французской революции, а затем переданных во французские провинциальные музеи. Старый инвентарь мануфактуры гобеленов, который был найден в 1967 году, доказывает, что ряд работ был создан Никасиусом Бернартом, скорее всего, это серия тщательно выполненных изображений птиц доисторической эпохи.


Собака694
Бернарт, Никасиус
Портрет Тамбона, собаки герцога Вандомского
Холст, масло. 129×94 см


Бернарт также писал портреты домашних животных, в частности широко известен «Портрет Тамбона, собаки герцога Вандомского»(1865, выставлен на аукционе Christie's 28-29 сентября 2015 года в Париже, лот 386).

Для подтверждения авторства Никазиуса Бернарта много делает партнер Международного института антиквариата Фред Мейер, старший научный сотрудник отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств (RKD) в Гааге.

Несмотря на признание сильных мира сего и обилие заказов умер Никасиус Бернарт в бедности, причиной этого стал алкоголизм. Это произошло в 1678 году.

С 1676 года Никасиус Бернарт взял в ученики Александра-Франсуа Деспорта, и их творческий союз распался только из-за смерти учителя. Франсуа Деспорт (1661-1743) и Жан-Батист Удри (1686-1755) и являлись наиболее сильными анималистами во французской живописи XVIII века. Своими драматическими образами животных они показали себя прямыми наследниками школы Снайдерса, что не удивительно, учитывая, какую роль сыграл Снайдерс в становлении творческой манеры Бернарта.

Схватка695
Бернарт, Никасиус
Схватка котов

Дичь696
Бернарт, Никасиус
Дичь на деревянной лавке, связанные ягнята,
гончая и кошка (ок.1660-1678)
Холст, масло. 88,4×119,2 см
Атрибутирована Фредом Мейером

Фламандцы и голландцы писали как монументальные полотна, так и камерные картины, в которых нередко группировали вместе битую дичь и фрукты, подчас оживляя композицию изображением живых животных, также выступавших в них в первую очередь как будущая снедь.


3341
Бернарт, Никасиус
Охотничьи трофеи
Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 47×71 см
БСИИ ASG, инв. №04-3341


В работе из БСИИ ASG мы видим как обычные мотивы охотничьих натюрмортов второй половины XVII века: разнообразную стреляную пернатую дичь, некрупных битых зверей, например, – зайца, лисицу, барсука, так и выполненных в стиле Снайдерса пару оленей, загнанную сворой собак, одна из которых охраняет добычу, а другая приводит в порядок свою шкуру после жаркой схватки. Все это показано на фоне сумеречного пейзажа с ясно звучащим призывом «memento mori» (помни о смерти).

Охота была любимым видом спорта европейцев еще с раннего Средневековья, это позволяло мужчинам сохранять хорошую форму в период, когда не было войны. В XVII веке охота во Фландрии и Голландии, казалось бы, потеряла свое общественное значение: феодальное право на лесные угодья было отменено, за лесами строго следил лесничий со стражниками. В частности, запрещалась охота на кроликов, отчего заяц теперь в натюрмортах воспринимается как трофей аристократической охоты. Зато охота на птиц велась безо всяких ограничений, что объясняет обилие в натюрмортах пернатой дичи.

Впрочем, в XVIII веке декоративные тенденции одерживают верх, и в содержании двух охотничьих картин ученика Бернарта французского живописца Франсуа Депорта – «Натюрморт с битым зайцем и фруктами» и «Собака и дичь» – нет уже ничего символического.

С двенадцати лет Франсуа Депорт обучался в Париже у Никасиуса Бернарта, и хотя учение продлилось всего два года, он успел обрести сильную живописную технику и направление, определившее его дальнейший творческий путь. Его основной темой так же стали животные, натюрморты, сцены охоты. Именно его считают создателем натюрморта и анималистического жанра во Франции.

Со временем он сделался первым французским живописцем, избравшим основным предметом своего творчества животных, охотничьи трофеи и сцены охоты. В 1699 году он стал членом Королевской академии, выставлялся в парижском Салоне, получил квартиру в Лувре и королевскую пенсию. В 1700 году Депорт получил первый королевский заказ для Версаля, и с этого момента долгие годы работал преимущественно для Людовика XIV, который называл его художником своего охотничьего двора. Это прозвище вполне соответствует действительности, поскольку мастер написал множество «портретов» собак королевской своры, редких животных из зверинца в Версале и сцен королевских охот, украсивших почти все королевские резиденции. После смерти Людовика XIV Депорт продолжал получать заказы на такую же тему от Дофина для его замка в Медоне и от регента Филиппа Орлеанского для Пале Рояль и замка Шантильи; в течение двух лет он работал в Англии для лорда Болингброка.

Последние двенадцать лет своей долгой жизни он по-прежнему продолжал писать декоративные полотна с изображением собак, охот и натюрмортов для замков Людовика XV в Версале и Компьене.

Заяц697
Депорт, Франсуа
Натюрморт с битым зайцем и фруктами (1711)
Холст, масло. 115×99 см
Государственный Эрмитаж

Натюрморт698
Депорт, Франсуа
Собака и дичь (1711)
Холст, масло. 114,5×99 см
Государственный Эрмитаж

Парная композиция «Натюрморт с битым зайцем и фруктами» и «Собака и дичь», представленные на выставке Государственного Эрмитажа «Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков» (2015 год), написаны в пору его расцвета, в 1711 году, то есть еще во времена Людовика XIV. «Натюрморт с битым зайцем и фруктами» – типичное произведение художника, в котором гармонично сочетаются анималистический жанр, пейзаж и натюрморт. Подобные композиции, несомненно, вдохновлены его знаменитыми фламандскими предшественниками – Снайдерсом и, особенно, Яном Фейтом, чье творчество наложило отпечаток на несколько поколений последователей. Вслед за фламандцами Депорт тщательно изучал и умел передать облик и повадки животных. Кроме того, он был прекрасным рисовальщиком: сохранилось значительное количество сделанных с натуры набросков, которые впоследствии использовались в живописных полотнах. Из всех животных лучше всего ему удавались охотничьи собаки всевозможных пород, без которых не обходится почти ни одна картина Депорта.

Как и у Снайдерса, живописные полотна Депорта кажутся живыми и яркими благодаря умелой передаче разнообразных фактур: гладкого собачьего или пушистого заячьего меха, радужных птичьих перьев, дымчатой прозрачности винограда, бархатистых персиков и шершавости дынной корки... Но как пейзажист Депорт значительно уступает своему учителю Никасиусу Бернарту, природа в его произведениях разработана лишь в самых общих чертах, являя собой лишь театральную декорацию, назначение которой – подчеркнуть яркий передний план и уравновесить композиционный строй картины.




Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М., 1970. - 591 с.
  2. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта: [Пер. с фр. М. В. Глаголева]. - М., 2001. – 389с.
  3. Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа: каталог выставки в выставочном центре «Эрмитаж–Выборг» 6 февраля – 10 сентября 2015 года. – СПб., 2015. – 96с.
  4. wikipedia.org
  5. wikipedia.org
  6. peoplepill.com
  7. invaluable.com
  8. musees.ville-senlis.fr
  9. okv.be
  10. galleryofthemasters.com
  11. jeanmoust.com
Поделиться: