decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Изящество кисти и превосходство пера

31.07.2018

В XVII веке путь женщины в изобразительное искусство был непрост: для этого нужно было не только иметь талант, но и родиться в семье художника, что подтверждают судьбы Мариэтты Тинторетто, Лавинии Фонтана, Артемизии Джентилески, мадам Виже-Лебрен и Анжелики Кауфман. Не была исключением и Элизабет-Софи Шерон, со дня рождения которой исполняется 370 лет.

Софи262
Шерон, Элизабет-Софи
Автопортрет (1672)
Холст, масло, 88х73 см
Лувр


Элизабет-Софи Шерон, в замужестве мадам Леге, родилась в Париже 3 октября 1648 года в семье художника Анри Шерона (умер в 1677 году), который с раннего детства обучал дочь искусству миниатюры и эмалирования.

Анри Шерон был ревностным кальвинистом и пытался повлиять на свою дочь, чтобы она приняла его вероисповедание, но мать, Мари Лефевр, страстная католичка, убедила Элизабет провести год в монастыре, где она приняла католичество.

В 22 года Элизабет Шерон была принята в Королевскую академию живописи и скульптуры в качестве портретиста под руководством влиятельного художника Шарля Лебрена. Она стала четвертой женщиной-художницей, поступившей в Академию через девять лет после Екатерины Жирардон и три года после Мадлен и Женевьевы, дочерей Луи де Булоня.

Шерон регулярно выставлялась в Салоне, а одновременно сочиняла стихи и переводила. Она свободно говорила на иврите, греческом и латыни, была неплохой музыкантшей, играя на лютне. Ее литературный талант был признан в 1699 году, когда она стала членом Академии Риковрати в Падуе под именем академика Эрато или новой Сафо. Ее стихи были позднее положены на музыку Жаном-Батистом Друаром де Буссе и Антонией Бембо.

Элизабет умело лавировала между различными религиозными воззрениями родителей и была ласковой дочерью и заботливой сестрой. Все свои заработки она отдавала брату Луи, чтобы он мог изучать искусство в Италии. После отмены Нантского эдикта Луи Шерон (1655-1713) бежал в Лондон. Элизабет даже планировала оставить ему часть своего имущества, при условии, что он обратится в католичество, но после его отказа в 1711 году назначает единственной наследницей свою племянницу Энн Делакруа.

Многие из блестящих мужчин высшего света искали руки Шерон, но она была равнодушна ко всем предложениям. И вдруг в 1692 году, в возрасте 44 лет, к удивлению своих друзей, она вышла замуж за инженера короля Жака Леге. Ходили слухи, что брак был формальным, якобы по выходе из церкви новоиспеченная жена дала слово уважать супруга, но просила не говорить о любви, в которой только что поклялась перед Богом.

В период с 1700 по 1710 год она получила 400 ливров вознаграждения от короля.

Мадам Леге умерла в возрасте шестидесяти трех лет, оставив наследнице 24 800 ливров, коллекцию старинных картин, рисунков, медалей и гравюр. Похоронена в церкви Сен-Сюльпис, под ее портретом высечены следующие строки: «Необычное владение двумя изысканными талантами делает Шерон украшением Франции на все времена. Ничто, кроме изящества ее кисти, не могло сравниться с превосходством ее пера». Творческое наследие Элизабет-Софи сегодня невелико, одной из самых известных работ является портрет поэтессы и светской львицы Антуанетты Дезульер.


Шерон263
Шерон, Элизабет-Софи
Портрет поэтессы Антуанетты Дезульер


Элизабет-Софи Шерон была не только преданной дочерью и сестрой, но и ученицей. Во время соперничества ее учителя Шарля Лебрена с Пьером Миньяром она безоговорочно принимает сторону Лебрена и даже использует как оружие свое литературное дарование. Так, анонимно Шерон создает пародию на поэму Мольера «Валь-де-Грас», воспевавшую живописное творчество Миньяра.


Миньяр264
Миньяр, Пьер
Автопортрет (1690)
Холст, масло, 235х188 см
Лувр


Пьер Миньяр (1612-1695) вместе с Лебреном учился в мастерской Симона Вуэ, а потом уехал в Италию, где пробыл около 20 лет, познакомился с Пуссеном. Став знаменитым в Италии портретистом, Миньяр в 1657 году был вызван ко двору Людовика XIV. Соперничая с Лебреном, Миньяр становится главой Академии Святого Луки в Париже, противостоящей Королевской Академии. В 1687 году король жалует ему дворянское достоинство.

Изысканный гармоничный колорит составляет главное достоинство портретов Миньяра, но, следуя вкусам времени, он слишком печется о внешнем блеске, из-за чего композиция становится театральной, а поза персонажа вычурной, что демонстрирует его автопортрет. Тем не менее по части портретов Миньяр считается одним из лучших мастеров во всей французской школе. Его кисти принадлежат многочисленные портреты придворных, фавориток короля и самого Людовика XIV, которого он писал около десяти раз.

После смерти Лебрена Пьеру Миньяру был передан титул «первого живописца короля». Принадлежавший к лагерю «пуссенистов», Миньяр был любимым придворным живописцем, ему благоволили и король Людовик XIV и кардинал Мазарини. В числе его близких друзей был не только Мольер, но и Лафонтен, Расин и Буало.

Судьбоносная встреча драматурга и художника произошла в 1657 году в Авиньоне, Миньяр, возвращаясь из Италии, задержался там, чтобы написать триумфальную арку и портрет одной маркизы. Познакомившись, Миньяр и Мольер быстро сошлись, понравились друг другу чрезвычайно, и блестящий портретист написал несколько портретов талантливого драматурга, а годы спустя, после смерти Мольера, помогал его вдове.


Мольер265
Миньяр, Пьер
Мольер (1658)
Холст, масло
Музей Конде, Шантийи


В Большом собрании изящных искусств ASG имеется женский портрет круга Пьера Миньяра, на котором, в соответствии с манерой этого виртуоза-портретиста, изображена нарядная, красивая, элегантная и изящная молодая женщина.


0835
Миньяр, Пьер, круг
Портрет дамы
Франция, ок. 1690 г.
Холст, масло, 69×51 см
БСИИ ASG, инв. №01-0835


Ключом к пониманию притягательности этого портрета и трактовки психологического состояния модели, одновременно аристократически-выдержанного и сентиментально-поэтического, могут служить слова самого Миньяра. Он подчеркивал, что большинство женщин не желает, чтобы их изображали такими, какие они есть. Достоинство парадного портрета в XVII веке видели в сознательной идеализации внешнего облика модели, подчеркивании ее социального статуса с помощью костюма, деталей обстановки, жестов… Сохранить и передать при этом живость характера, наделить персонаж индивидуальностью внутреннего мира удавалось не всем портретистам, но Миньяр владел этим искусством вполне.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
wikipedia.org
siefar.org
liveinternet.ru
artchive.ru

Поделиться: