decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Художник, равнодушный к красоте

29.12.2017

На июльских торгах Сотбис картина испанского художника эпохи барокко Хуана де Вальдеса Леаля «Спор Святого Иеронима» была продана за £ 125 тыс. В 2017 году Леалю исполнилось 395 лет. Мы неоднократно представляли одно из самых загадочных полотен Большого собрания изящных искусств ASG «В мгновение ока» последователя художника, а теперь пришел черед рассказать о нем самом.

Леаль180
Хуан де Вальдес Леаль (1622-1690)

Хуан де Вальдес Леаль родился в Севилье в семье ювелира Фернандо де Ниса, португальца по происхождению, а в историю искусства вошел под именем матери, уроженки Андалусии Антонии де Вальдес. Фамилию матери взял и великий земляк Леаля Диего Веласкес, в то время это было в порядке вещей.

Документированных сведений о детстве и юных годах художника не сохранилось. Скорее всего, живописи он стал обучаться в Кордове, где поселилось его семья. Именно в этом городе состоялось судьбоносное знакомство Вальдеса Леаля с Антонио дель Кастильо, который и стал его учителем по части живописи. Здесь же в 1647 году он женился на девушке благородного происхождения по имени Елизавета.

Двумя годами позже в Кордове вспыхнула эпидемия чумы, и семья художника переехала в его родной город – Севилью. Брак был, вероятно, счастливым, у супругов родилось пятеро детей. Жена Леаля также была художницей, по стопам родителей пошли и все дети, а сын Лука стал его учеником и последователем, однако каких-либо значительных успехов не достиг.

В 1657 году Вальдес Леаль получает заказ от монастыря иеронимитов Буэнависта близ Севильи на цикл картин из жизни их покровителя Святого Иеронима и большие фигуры монахов-иеронимитов. Этот труд стал одним из главных дел его жизни, Леаль работал над ним несколько лет. Сцены из жизни Святого отмечены богатством колорита, так же, как и картина, выставленная на аукционе.

Она повествует об одном из эпизодов борьбы Святого Иеронима, создателя канонического текста Библии, с еретиками. Художников привлекали в Иерониме его суровый стоицизм, отказ от привычного и желанного для большинства людей комфорта. На картине Святой Иероним изображен в простом монашеском одеянии, в отличие от его оппонентов. Они оторвали его от ученых занятий, он вносит пометы в какой-то текст и одновременно диктует сидящему за столом монаху. Единомышленники Иеронима, располагающиеся за его спиной, хотя и несколько небрежны по рисунку, зато индивидуализированы. Картина озарена ровным ярким, но не ослепляющим светом, эпицентром которого является Святой, что должно символизировать истинность его учения.

Картина сильно пострадала во время нашествия французской армии и была восстановлена после ее изгнания в 1812 году в Сан-Херонимо.

Святой181
Хуан де Вальдес Леаль (1622-1690)
Спор Святого Иеронима
Холст, масло, 226,5х252 см
Окончательная цена картины превысила нижнюю границу эстимейта на £15 тыс.

В этом же году Леаль создает еще одно произведение, посвященное Святому Иерониму.

Иероним182
Вальдес Леаль, Хуан де
Святой Иероним (1656-1657)
Холст, масло, 133х252 см
Музей Прадо

Здесь Леаль придерживается второй версии его художественно-символического изображения, которая помимо простого одеяния, включала представление его в красной сутане кардинала с обязательным включением в картину Библии и льва. Хотя титул кардинала был создан позднее, при жизни Иероним был папским советником, так что художники, можно сказать, присвоили ему этот титул посмертно.

В 1658 году художник начинает большой алтарь для монастыря кармелитов в Кордове, очень барочный по духу, где воссозданы живописные многофигурные композиции со сценами из жизни святого Илии, бюстами святых и отрезанными головами мучеников. В БСИИ ASG также имеется произведение Леаля «Голова Иоанна Крестителя».

2231
Вальдес Леаль, Хуан де
Голова Иоанна Крестителя
Испания, XVII в.
Холст, масло, 65,5×91,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-2231

Иоанн Креститель – предтеча Христа, совершивший над ним обряд крещения. Сын Захарии и Елисаветы. Был проповедником и вел аскетичную жизнь в пустыне, крестил в водах Иордана всех, кто приходил к нему в духовном раскаянии. За укоры царя Ирода по поводу его женитьбы на Иродиаде, жене его брата, был заточен в темницу. Дочь Иродиады Саломея, по наущению своей матери, ненавидевшей святого за обличение ее брака, попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя на блюде. Ее просьба была удовлетворена.

На столе – блюдо с головой Иоанна Крестителя. У левой кромки – подсвечник с зажженной свечой и тростниковый крест, обвитый картушем с надписью: «Ecce Agnus Dei, ecce qui tollit peccata mundi» (лат. «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» (Ин., 1:29).

В 1660 году художник оказывается одним из основателей Академии в Севилье, а в 1664-м становится её президентом.

В 1672 году вместе с Мурильо он работает в госпитале Ла Каридад в Севилье, основанном доном Мигелем де Маньяра; здесь он пишет свои шедевры, в частности знаменитые «Иероглифы смерти», свидетельство макабрического реализма в самом мрачном его проявлении.

Венец183
Вальдес Леаль, Хуан де
Венец славы земной (серия «Иероглифы смерти»)

Современник великого Мурильо, Вальдес Леаль был по духу прямо противоположен ему. Равнодушное к физической красоте, к соблазну созерцания тела, его искусство пронизано драматизмом и экспрессией; передача патетического напряжения интересует его гораздо больше, чем равновесие и гармония. Вместе с тем художник обладал исключительным даром изображения конкретной реальности вещей, что доказывают его мрачные натюрморты на тему «ванитас».

Александр Бенуа в своей «Истории искусств» отмечает, что в истории севильской школы сохранилось предание о неприязненных чувствах, которые питал Вальдес Леаль к Мурильо, и о тех интригах, которыми этот мастер отравлял существование своего знаменитого собрата. В этом хотят видеть проявление зависти Леаля, действительно пользовавшегося менее громкой славой и меньшим почетом, нежели Мурильо. Однако настоящую причину неприязни Леаля к Мурильо проще видеть в громадной разнице между характерами и дарованиями обоих мастеров. Нервный, резкий, вечно возбужденный, глубокий пессимист Леаль действительно не должен был выносить живопись мягкого, элегично настроенного Мурильо.

При всей разнице в творчестве, оба мастера, однако, принадлежат к одному моменту истории испанской живописи — к «началу упадка», только реагировали на него художники по-разному: Мурильо сентиментализмом и преувеличенным изяществом, а Леаль – выбором мрачных тем и мелочностью форм.

Тема «Vanitas vanitatum» была вообще очень популярной в XVII и даже еще в XVIII веке. И все же никто и нигде не подошел к этой теме так смело и просто, как Вальдес, и его две картины в госпитале «Caridad» в Севилье действительно с ужасающим красноречием говорят об обратной стороне медали человеческого существования.

Об этих страшных картинах Мурильо выразился, что они издают зловоние, настолько они погружают зрителя в лицезрение всей той мерзости тления, которую Леаль выписал с каким-то энтузиастским мастерством — лучше, нежели что-либо им написанное.



Светлана БОРОДИНА

Елена ВЛАСОВА

Источники:

  1. Словарь сюжетов и символов, с. 272
  2. hermetism.narod.ru
  3. peoples.ru
  4. newsspain.ru
  5. christofor.ru
  6. benua-history.ru

Поделиться: