decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Странный гений» Мастеллетта

28.10.2019

Коллекция живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG включает произведение художника, чье творчество демонстрирует стойкость маньеристических традиций в искусстве Италии. Джованни Андреа Дондуччи, более известный как Мастеллетта, родился почти одновременно с Караваджо, а умер намного позже его, но ни академизм, ни барокко не коснулись его творчества. Ближе всего по стилю его работы к эмилианским маньеристам, и, в частности – к Никколо дель Аббате, наверное, крупнейшему маньеристу Болоньи, творившему за полвека до Мастеллетты.

Джованни Андреа Дондуччи родился в Болонье 14 февраля 1575 года в семье ремесленника. Отец его делал жестяные чаны – mastelli, отсюда и прозвище художника – Мастеллетта.

Сведений о детстве и юности художника не сохранилось, но точно установлено, что он обучался в академии братьев Карраччи примерно в 1690-1695 годах, после чего Агостино и Аннибале Карраччи переехали в Рим. Когда Дондуччи сам перебрался в этот город, он возобновил близкое знакомство со своими наставниками. В Риме он подружился также с Агостино Тасси (в их работах ощущается некоторая близость), но вообще характер имел невротический и замкнутый.

В Болонье, чтобы продолжать работу академии Карраччи, оставался только Людовико, и именно его влияние заметнее всего сказалось на творческой манере Дондуччи. Причем Дондуччи усвоил не формальную, а идейно-стилистическую манеру Карраччи, которая из юношеской экзальтации трансформировалась в спокойную религиозную чувствительность зрелого периода.

Не менее решающим влиянием для становления Дондуччи как живописца было его тесное общение в период обучения с Пьетро Фаччини (1562-1602), соединившим в своем творчестве стиль Карраччи с находками Тинторетто, Корреджо и Бассано.


Фаччини488
Фаччини, Пьетро
Христос и Дева Мария предстают перед святым Франциском Ассизским (1600)
Лувр


Впоследствии Фаччини основал в Болонье собственную академию, из которой вышли Аннибале Костелли и Агостино Мазуччи (1690-1768).

Дондуччи не воспринял обновлений, которые внесли Карраччи в традиции маньеризма, и, не страшась обвинений в архаике, демонстративно работал в стиле так называемого эмилианского (в отличие от римского и болонского) маньеризма, восходящего к его основателю Франческо Маццоле (1503-1540), более известному как Пармиджанино. Дондуччи ставил этого художника выше всех других и, как он, намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение. Вслед за Пармиджанино и Фаччини, Дондуччи отвергал точность рисунка и реальные пропорции человеческого тела, предпочитая условность и закрученность поз, вносящие в произведение ноту беспокойства. В этом заключалась одна из особенностей его стиля, намеренно уводящего зрителя от ясных классических образцов Ренессанса.

Первым результатом его творческих поисков можно считать раннюю работу «Мистическое обручение Святой Екатерины», в которой близость к творческой манере Людовико Карраччи и Пьетро Фаччини наиболее ощутима.


Спада489
Дондуччи, Джованни
Мистическое обручение Святой Екатерины
Холст, масло, 71×27 см
Рим, Галерея Спада


Две работы на сюжет из жизни Моисея были заказаны Дондуччи семьей Спада около 1600 года – время, когда болонские художники массово стали ориентироваться на художественные принципы мастеров Рима, прежде всего, современник и друг Дондуччи – Гвидо Рени.

То, что потом станет тяжелой болезнью, пока все еще расценивается как особенности характера художника. Так, в начале 1600-х годов в поисках тихого места, где можно целиком сосредоточиться на работе, Мастеллетта провел некоторое время в деревне Тинтория. Но здесь его раздражали звуки зуфоло – маленьких деревянных флейт, на которых играли пастухи. После бесплодных протестов он решил скупить их, надеясь, что игра прекратится, в результате чего местные крестьяне устремились к его дому в надежде продать ему свои флейты. Затем он попытался переехать в соседний дом на берегу Рено, но здесь его беспокоили квакающие лягушки, которых он тщетно пытался отпугнуть, ударяя по воде висящей палкой…


Триумф490
Дондуччи, Джованни
Триумф Клеопатры и Антония (1613-1614)


В биографии Дондуччи, написанной влиятельным искусствоведом и коллекционером, «болонским Вазари» графом Карло Мальвазиа, указывается, что Дондуччи тесно общался с Аннибале Карраччи (умер в 1609 году) и с Агостино Тасси, который прибыл в Рим только в 1611 году. Следовательно, пребывание художника в этом городе продолжалось долгое время, или, по крайней мере, его поездки туда были неоднократными, так что его личность была хорошо известна римским клиентам.

В Риме Дондуччи знакомится с Адамом Эльсхаймером, другом Рубенса, который в первое десятилетие XVII века собрал вокруг себя плеяду ярких художников – Якоба и Яна Пинасов, будущего учителя Рембрандта Питера Ластмана, Пауля Бриля, с которыми Дондуччи мог тесно общаться благодаря Агостино Тасси. Их работы развили его интерес к цветовой гамме с преобладанием холодных голубых и зелёных оттенков, не типичной для итальянской живописи того времени.

Итальянским образцом для творчества Дондуччи служил Никколо дель Аббате (1509/12-1571). У него он позаимствовал схему построения ландшафта, на котором разворачивается сюжет: светящиеся радужные оттенки и контраст холодного света на тенях растворяются вместе с листвой.

Аббате491
Аббате, Никколо, дель
Пейзаж с дамами и кавалерами

Пейзаж492
Дондуччи, Джованни
Пейзаж с добрым самаритянином

В отличие от Эльсхаймера Дондуччи создавал искусственные, даже призрачные картины природы, которые смело можно отнести к предвестникам романтического стиля. Его религиозные композиции вплоть до 1618-1620 годов характеризуются таким преобладанием ландшафта, что могут быть названы пейзажами.


Грот493
Дондуччи, Джованни
Мария Магдалина в гроте (около 1610)
Холст, масло, 62×40 см


Начиная со второго десятилетия XVII века, Дондуччи постоянно находится в Болонье, где выполняет важный заказ для церкви Сан-Франческо. Присутствие в Болонье Бенедетто Джустиниани в качестве апостольского легата примерно в 1611 году предполагает, что эта семья, в которой Дондуччи работал в Риме, поддерживала кандидатуру художника в конкурсе.

Сразу после этого он получает заказ на украшение часовни Ковчега в церкви Сан-Доменико с двумя большими боковыми навесами и куполами, предназначенными для празднования главы отцов Доминиканской Республики, которым Дондуччи вместе с большей частью болонской живописной среды: Гвидо Рени, Алессандро Тиарини, Лионелло Спада занимался до 1616 года.

Уже в конце 1620-х годов современники и биограф все чаще отмечают странности натуры художника: скрытность, подозрительность и приступы мизантропии.

В 1625 году Дондуччи было поручено изготовить двухсторонние полотна для часовни, принадлежащей семье Спада в церкви Санта-Паоло Маджоре в Болонье, что еще раз подтверждает авторитет художника у влиятельных римских заказчиков и его длительное пребывание в Риме в первом десятилетии XVII века.

Около этого времени трактовка художником религиозных сюжетов изменяется, предпочтение отдается событию и действующим лицам, роль ландшафта перестает быть главной и самоценной. В конце третьего десятилетия начинается инволюционный период творчества Дондуччи, когда он начинает искать стилистически-новую образность своих работ, обращаясь к творчеству Людовико или Аннибале Карраччи, Гвидо Рени.

Интерес к проблеме передачи в картине пространства обратил Дондуччи к изучению выразительных возможностей, обнаруженных им в работах Бартоломео Венето (1502-1530). Благодаря творческому прочтению принципов маньеризма он пришел к своей оригинальной манере, отличающейся яркой образностью, предвосхитившей величественность барокко и повлиявшей на многих художников XVIII века, в том числе Джузеппе Креспи (1665-1747) и Джованни Буррини (1656-1727).

Язык Дондуччи сформировался из не традиционной для того времени техники с преобладанием энергичных, даже нервных мазков, обогащающих хроматический диапазон его живописи и делающих цвет важнейшим элементом композиции.

Последнее десятилетие жизни Дондуччи малоизвестно, вероятно, он был измучен приступами душевной болезни, заставившей его в 1655 году покончить с собой.


Праздник494
Дондуччи, Джованни
Праздник на берегу реки
Холст, масло, 99×120,5 см


Необычность произведений Дондуччи, их художественная новизна подчас ставят искусствоведов в тупик: являются ли его образы иллюстрацией Ветхого Завета, или они вызваны современным художнику контекстом? В трактовке сюжета одной из самых известных картин художника «Праздник на берегу реки» большинство склоняется ко второй версии: художник отразил жизнь аристократического света второй половины XVI века, когда дворяне предлагали роскошные развлечения в своих загородных виллах.

В сумерках, обозначенных мрачным небом и сильными тенями, которые пересекают холст, группа дворян в шляпах, некоторые из них верхом на лошадях, собрались у берега реки возле большой рыболовной артели. На поверхности воды отчетливо видны несколько поплавков рыболовной сети, а также лодки с людьми, пересекающими реку, чтобы добраться до другого берега. Играет музыка, на переднем плане рыбак достает из ведра крупную рыбу и предлагает ее знатной даме. На заднем плане стройные фигуры суетятся вокруг котла, привезенного на вечеринку на спине мула. Мастеллетта выражает здесь ту концепцию маньеризма, которая становится мрачной и похожей на волшебный сон, передаваемый редкими оттенками красного, желтого и розового.

В манере, близкой к этой, создано произведение из Большого собрания изящных искусств ASG. Те же необычные оттенки красного и желтого и густые тени, растворяющиеся в буйной растительности. В отличие от ранних работ Дондуччи пейзаж здесь не занимает главенствующего места, композиция картины определяется ветхозаветным сюжетом, популярным в живописи XVII века.


4202
Дондуччи, Джованни
Поклонение золотому тельцу
Холст, масло, 51×66 см
БСИИ ASG, инв. №04-4202


Во время Исхода, когда Моисей был на горе Синай, оставшийся без него народ стал роптать. Тогда его старший брат Аарон для успокоения евреев сделал из их золотых украшений идола в виде золотого тельца (Исх. 32:1-4).

Спустившись с Синая, Моисей увидел, как его народ поклоняется тельцу. В гневе он разбил священные Скрижали Завета, врученные ему Богом, а затем уничтожил и золотого идола.

В левой части композиции мы видим Моисея вместе с Аароном и Иисусом Навином в воинских доспехах. Из-за деревьев они наблюдают за сценой поклонения золотому тельцу, изображенному справа на пьедестале, вокруг которого танцуют девушки. Фоном служит пейзаж с шатрами, архитектурными постройками и птицей, парящей в небе.

Книга495
В 2007 году в Болонье вышла книга
«Мастеллетта «…странный гений»

Крещение496
Дондуччи, Джованни
Крещение Христа
Холст, масло, 32,3×38,8 см
Аукцион Кристи, 7 июля 2000 года, лот 207
Цена реализации £ 54,05 тыс.

Сегодня творчество Дондуччи рассматривается как одно из последних проявлений европейского маньеризма, что сказывается на популярности имени художника на ведущих европейских аукционах и высокой стоимости его работ.

Своей славой он обязан прежде всего пейзажам, оживленным персонажами, в которых его фантастический и взволнованный дух полностью раскрепощен. Новаторство стиля художника, проявившееся в болонской пейзажной живописи, осталось непревзойденным в течение всего XVII века. Оригинальность сочетания пейзажей и ярких, не больших, но значимых для понимания произведения фигур, часто расставленных вокруг столов с едой, близка к экспрессионизму.



Светлана БОРОДИНА

Источники:
treccani.it
sothebys.com
amazon.it
christies.com
maurizionobile.com
gettyimages.co.uk

Поделиться: