decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Представители одной из самых древних и знатных династий Италии в Большом собрании изящных искусств ASG

08.06.2020

29 октября 2013 года на французском аукционе Fraysse&Associes Международным институтом антиквариата были приобретены мужские парные портреты испанской школы конца XVII века. Авторство работ, как и личности портретируемых, экспертами аукционного дома установлены не были. На основании искусствоведческого анализа работ итальянского художника XVII века Санто Перанды искусствовед Международного института антиквариата Алина БУЛГАКОВА атрибутировала работы как принадлежащие его кисти.

Принадлежность испанской школе XVII века была, по-видимому, определена на основании характерных предметов одежды моделей – гофрированных белых воротников, которые в Испании назывались горгера (исп. gorguera) или «мельничный жернов», а также по форме бороды-эспаньолки у одного из персонажей.

3993
Санто Перанда
Портрет Чезаре д’Эсте
Италия, первая четверть XVII века
Холст, масло. 59×46 см
БСИИ ASG, инв. №02-3993

3994
Санто Перанда
Портрет Альфонсо III д'Эсте
Италия, первая четверть XVII века
Холст, масло. 59×46 см
БСИИ ASG, инв. №02-3994

В верхних частях портретов присутствуют надписи на итальянском языке с именами портретируемых и датами их жизни. После их перевода было установлено, что старший является герцогом Феррары, Модены и Реджо по имени Чезаре д’Эсте (1562-1628), а другой – его сыном, Альфонсо III д'Эсте (1591-1644).

Надпись на портрете гласит: «CESARE I DUCA DI MOD. F. DI D. ALF. D. ESTE DE D. GIULIA DELLA ROVERE N 1562 SPOSO VIRGINIA DE MEDICI M 1628» (рус. «Чезаре I герцог Модены Феррары отец Альфонсо д' Эсте сын Джулии делла Роверы родился в 1562 жених Вирджинии Медичи умер в 1628»).

3993надпись
Санто Перанда
Портрет Чезаре д’Эсте (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №02-3993

3994надпись
Санто Перанда
Портрет Альфонсо III д'Эсте (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №02-3994

Надпись на портрете гласит: «ALF. III DUCA DI MOD. F. DE D. CESARE N 1591 SPOSO L’INFANTA D. ISABELA DI SAVOIA SI BESE RELIGIO CAPPUCCINO NEL 1609 М 1644» (рус. «Альфонсо III герцог Модены Феррары сын Чезаре родился в 1591 жених инфанты Изабеллы Савойской стал монахом капуцином первый ребёнок родился в 1609 году умер в 1644»).

Династия д'Эсте – один из самых древних и знатных родов Италии. Её представители более 500 лет правили Феррарой и Моденой, по степени интриганства и жестокости их можно сравнить с дворянским родом Борджиа, чьё имя стало синонимом вероломства и распущенности. В XVI веке линии этих родов пересекутся.

Немецкой, австрийской и даже, условно, русской ветви (Иван VI происходит от немецкой линии) дома д' Эсте в нашей статье мы касаться не будем. Портретируемые из Большого собрания изящных искусств ASG относятся к итальянской линии рода. Д’Эсте ведут происхождение от каролингских наместников в Северной Италии. Они рано получили титул маркграфов (маркизов). Вскоре приобрели и сеньориальные права на северо-итальянские города и территории (преимущественно в Веронской области): Эсте (отсюда их имя), Ровиго, Монтаньяну, Казале-Маджоре и Понтремоли. В 1035 году Альберто Аццо II – граф Луниджаны и Милана, синьор Ровиго, первый из династии, носивший титул сеньора д’Эсте – женился на Кунигунде Альтдорфской, сестре одного из влиятельных германских князей Вельфа III. Их сыновья, Вельф IV, ставший герцогом Баварии, и Фулько I, стали родоначальниками двух ветвей фамилии д’Эсте – германской (Вельфы) и итальянской (собственно д’Эсте).

На протяжении тысячелетия представители рода д’Эсте были настоящими «героями» своего времени: одни ради скорейшего вступления в наследство душили родителей подушкой, другие получали утонченно-литературное образование и были храбрыми воинами, коллекционерами и меценатами.

При Ипполито II и Эрколе II д’Эсте сформировались две главные резиденции рода д’Эсте, дошедшие до нашего времени. Период правления братьев был ознаменован последним подъёмом искусств герцогства: в Ферраре работали Тициан, Пеллегрино, Джулио Романо, устраивались пышные приёмы и праздники, расцвели художественное ковроткачество и производство обоев. Но вскоре, уже при сыне Эрколе II – Альфонсо II (1533-1597) – появились первые признаки политического и культурного упадка Феррары. Альфонсо пытался занять польский престол, ввязывался в многочисленные политические авантюры, тратил огромные суммы на турниры и охоту, подорвав тем самым экономическое состояние герцогства.

Умер Альфонсо II бездетным, сразу вслед за этим начинается период упадка и смут. Первым его плоды стал пожинать герцог Чезаре д’Эсте, портрет которого хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.

Аретус669
Аретус Чезаре
Портрет герцога Чезаре д’Эсте
1598 год
Холст, масло
Галерея Эстенсе, Модена

Герб670
Герб рода Д'Эсте с 1534 года

Чезаре д’Эсте – побочный внук Альфонсо I и незаконнорожденный сын Альфонсо д’Эсте, маркиза Монтеккио от дочери герцога Урбино Джулии делла Роверы. После смерти Альфонсо II законная линия династии д’Эсте прервалась, и император Священной Римской империи Рудольф II признал наследником Чезаре д’Эсте, которому на тот момент было 24 года. Однако Чезаре был бастардом, и легитимность его власть не была признана Папой римским Климентом VIII. В результате в 1598 году Феррарское герцогство прекратило своё существование и стало частью Папской Области.

Молодой Чезаре, не обладавший политической дальновидностью, пытался найти поддержку у ведущих европейских держав, но получил резкий отказ от французского короля Генриха IV, который пригрозил Италии войной. 30 января 1598 года Чезаре прибыл в Модену, куда и перенёс столицу герцогства.

К этому времени в Модене проживало около 20 000 жителей. Основная часть населения трудилась на текстильных мануфактурах. Шелка, произведённые в Модене и Реджо, славились по всей Европе. На экспорт шли также вино, мясо и скот. С потерей плодоносных земель Феррары сильно ухудшилась ситуация с зерновыми – каждый третий год был голодным. К началу XVII века положение в герцогстве осложнилось и сильной инфляцией, продукция, предназначенная на экспорт, стала менее конкурентоспособной. Благодаря переносу столицы в Модену здесь развернулись строительные работы, началась реконструкция и снос зданий, что способствовало созданию рабочих мест для каменщиков и чернорабочих.

Помимо проблем в экономике, Чезаре столкнулся с политическими распрями между дворянами Модены и Феррары, а также войной против Лукки за обладание областью Гарфаньяна. Неудачи постигли герцога и в личной жизни. 6 февраля 1586 он женился на Вирджинии Медичи (1568-1615), дочери великого герцога Тосканы Козимо I Медичи и Камиллы Мартелли. Около 1596 года у его жены впервые стали заметны признаки безумия, которые сопровождали её до самой смерти.

Вирджиния671
Автор неизвестен
Портрет Вирджинии Медичи [7]

Альфонсо672
Автор неизвестен
Портрет Альфонсо III д’Эсте [8]

В семье Вирджинии Медичи и Чезаре д’Эсте родились шестеро сыновей и четыре дочери. После смерти Чезаре во главе герцогства стал его старший сын, Альфонсо III, чей портрет из собрания ASG является парным к портрету отца.

Результат союза родов д’Эсте и Медичи, Альфонсо уже в детстве проявлял черты вспыльчивости и жестокости. В возрасте семи лет он был взят в заложники в Болонье как гарант подписания конвенции, согласно которой Феррара перешла во владения Церкви. В Модене воспитателем юноши был граф Людовико Рончи, культивировавший в Альфонсо задатки будущего правителя. Вскоре, воспользовавшись слабохарактерностью отца, он начал вмешиваться в политические дела. 10 марта 1608 года в Турине он женился на Изабелле Савойской, дочери герцога Карла Эммануила I Савойского. В браке родилось 14 детей, девять из которых пережили детский возраст.

Изабелла673
Пурбус Франс Младший
Портрет Изабеллы Савойской,1612 год
Холст, масло. 124×100 см
Коллекция театра Олимпико, Виченца

Монах674
Автор неизвестен
Портрет Альфонсо III д’Эсте
в монашеском облачении [9]

В 1613 году Альфонсо принял участие в войне против Лукки и играл главную роль в убийстве в Ферраре графа Эрколе Пеполи, в 1617 году оспаривавшего у Чезаре д' Эсте власть над герцогством. Молодой Альфонсо рвался к власти, но преждевременная смерть любимой супруги в 1626 году заставила его задуматься о принятии монашества. После смерти герцога Чезаре в декабре 1628 года, Альфонсо стал правителем Модены и Реджо, однако уже в июле 1629 в замке Сассуоло он объявил о своем отречении в пользу сына Франческо. 8 сентября того же года бывший герцог стал монахом ордена капуцинов с именем фра Джамбаттиста да Модена.

Альфонсо обучался теологии и риторике в Риме, основал монастырь в Гориции и был приглашен проповедовать в Инсбрук и Вену. Его смирение и образцовая религиозная жизнь вызывали восхищение у современников. В 1632 году Альфонсо вернулся в Модену, где вскоре превратился в персону нон грата из-за своих настойчивых попыток обращения евреев в христианство. 24 мая 1644 года он умер в монастыре Гарфаньяна, который сам основал.


Монастырь675
Монастырь Гарфаньяна
Основан Альфонсо III д’Эсте в 1632 году


Таким образом в первой части нашей статьи мы установили личности портретируемых. Во второй её части речь пойдёт об атрибуции авторства и датировке. Живописных портретов д’Эсте – Чезаре и Альфонса III – известно мало. Самым знаменитым портретом Чезаре является работа итальянского мастера позднего Ренессанса Чезаре Аретуса (1549-1612). Данный портрет, написанный в 1589 году, ныне хранится в галерее Эстенсе в Модене. На нём герцог запечатлён в возрасте 36 лет в военных доспехах.

Чезаре Аретус родился в Модене, обучался у Бартоломео Раменги (1484-1542), работал в религиозном и портретном жанрах. Совместно с Джованни Баттиста Фиорини расписал купол Собора Святого Петра в Болонье. Восстановил фрески Корреджо в Пармском соборе и написал копию его знаменитой картины «Поклонение пастухов» для церкви Сан-Джованни Евангелиста в Парме.

Эстенсе676
Аретус Чезаре
Портрет герцога Чезаре д’Эсте, 1598 год
Холст, масло
Галерея Эстенсе, Модена

Модена677
Авторство работы не установлено
Портрет герцога Чезаре д’Эсте,1605 года
Холст, масло. 74×55 см
Коллекция Пьетро Канторе, Модена

В 2010 году знаменитый итальянский антиквар и галерист из Модены Пьетро Канторе приобрёл во Франции в частной коллекции портрет Чезаре д’Эсте начала XVII века. Убедительной авторской атрибуции у работы не было. После реставрации и удаления поздних записей XIX века, проведенных Мариной Пармиджани и директором Государственного музея искусств Модены Франческой Пиччинини, портрету был возвращен его первоначальный авторский вид, отличающийся высоким уровнем исполнения. Атрибуцией произведения занимались такие видные искусствоведы Италии, как Анджело Мазза и Грациелла Мартинелли Бралья. Ими было высказано мнение о том, что данный портрет написан тем же Чезаре Аретусом в 1605 году по случаю награждения герцога орденом Золотого руна (его мы видим на груди Чезаре д’Эсте). Существует так же версия, что картина могла быть написана и выдающимся фламандским портретистом Франсом Пурбусом Младшим (1569-1622), который долгое время работал в Италии [10]. К единому мнению исследователи так и не пришли.

Версия с Пурбусом выглядит крайне заманчивой, однако данные исследователи оставили без внимания вариант авторства его современника итальянца Санто Перанды (1566-1638), который в 1609-1614 годах создал парадные портреты Чезаре и Альфонсо III д’Эсте, ныне хранящиеся в Палаццо Дукале («Герцогский дворец») в Мантуе.

Перанда678
Перанда Санто
Портрет герцога Чезаре д’Эсте
1609-1614 годы
Холст, масло. 219×142 см
Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

Дукале679
Перанда Санто
Портрет герцога Альфонсо III д’Эсте
1609-1614 годы
Холст, масло. 219×142 см
Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

Санто Перанда обучался живописи у Паоло Фламинго, Леонардо Короны и Якопо Пальмы Младшего. Самая ранняя работа Перанды – «Святой Мартин и бедняк» – датируется 1585 годом (церковь Рио Сан Мартино ди Скорце, Венеция). В 1592 году он работал в Риме по заказам венецианского дожа Марино Гримани. В 1594 художник вернулся в Венецию, где написал «Святого Роха, исцеляющего больных чумой» и «Смерть Святого Роха» для церкви Сан-Джулиано. В 1604 году Перанда создал свои лучшие религиозные и исторические композиции: «Caduta della manna» (церковь Сан-Бартоломео), «Святого Диего, исцеляющего больных (церковь Сан-Франческа делла Винья), «Битву при Яффе» (Дворец Дожей, Венеция).

Битва680
Перанда Санто
Битва при Яффе
Дворец Дожей, Венеция

Пико681
Перанда Санто
Портрет герцога Алессандро I
Пико делла Мирандолы (до 1637 года)
Палаццо Дукале («Герцогский дворец»),
Мантуя

В период с 1608 по 1627 годы художник в основном занимался портретной живописью. В Мирандоле он работал при дворе герцога Алессандро I Пико делла Мирандолы (1566-1637). В Палаццо Дукале в Мантуе хранится парадный ростовой портрет Алессандро I работы Перанды, который близок парным композициям, изображающим Чезаре и Альфонсо III д’Эсте из того же дворца.

Для портрета Алессандро I живописец выбрал тот же фон, что и для изображения Альфонсо III д’Эсте: в углу расположен стол, покрытый красной драпировкой, у ног герцога – собака, на заднем плане большое прямоугольное окно (проём). Писал он их, скорее всего в одно и тоже время – 1609-1614 годы, когда Алессандро I было уже за сорок. Герцог Мирандолы породнился с д’Эсте в 1603 году (по другим источникам в 1607 году). Во время карнавала в Модене Алессандро I сочетался браком с Лаурой д’Эсте (1594-1630), дочерью Чезаре д’Эсте и Вирджинии Медичи. В 1620-х годах Перанда написал их семейный портрет.

Лаура682
Перанда Санто
Портрет Лауры д’Эсте и
герцога Алессандро I Пико делла Мирандолы [11]

Савойская683
Санто Перанда
Портрет Изабеллы Савойской
1620 годы
Галерея Эстенсе, Модена

Перанда неоднократно писал представителей рода д’Эсте. Им исполнены портреты Джулии д’Эсте (местонахождение композиции неизвестно) и Изабеллы Савойской – жены Альфонсо III д’Эсте.

Погрудные изображения Чезаре и Альфонсо III д’Эсте из Большого собрания изящных искусств ASG воспроизводят их парадные портреты работы Санто Перанды из Палаццо Дукале в Мантуе. При этом их нельзя рассматривать просто как подготовительные эскизы (наброски), поскольку работы отличает высокий уровень живописного мастерства. Тщательно выписаны глубокие морщины, припухлости под цепкими карими глазами, седеющие волосы на висках и бородке у Чезаре д’Эсте, а также детали костюма, ямка на подбородке и взбитые наверх волосы у его сына Альфонсо.

39931
Перанда Санто
Портрет Чезаре д’Эсте
БСИИ ASG, инв. №02-3993

Чезаре684
Перанда Санто
Портрет Чезаре д’Эсте (фрагмент)
Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

39941
Перанда Санто
Портрет Альфонсо III д'Эсте
БСИИ ASG, инв. №02-3994

Санто685
Перанда Санто
Портрет Альфонсо III д'Эсте (фрагмент)
Палаццо Дукале («Герцогский дворец»), Мантуя

Портреты из Большого собрания изящных искусств ASG отличаются от парадных несколькими деталями. Так, на портрете Альфонсо III из собрания ASG нет изображения длинной цепочки, за которую герцог держится большим пальцем руки на картине из Палаццо Дукале. У Чезаре в одном случае мы видим отложной белый воротник, а в другом – «мельничный жернов». Видимо, Санто Перанда несколько изменил свой замысел. Однако тот же «мельничный жернов», что и на картине из собрания ASG, изображён на шее у Чезаре д’Эсте на неатрибутированном полотне из коллекции Пьетро Канторе (Модена). В этом же воротнике Чезаре предстаёт и на гравюре итальянца Джузеппе Калетти (1600-1660), который часто портретировал герцогов Феррары и однажды изобразил его вместе со своим кузеном Альфонсо II д’Эсте. Кроме этого на портрете Чезаре из коллекции Канторе в верхней части есть так же надпись золотой краской с информацией об изображённом («Чезаре, сын герцога Альфонсо, герцог Феррары…»), как и на полотне из собрания ASG.


Калетти686
Джузеппе Калетти
Портрет Альфонсо II д’Эсте и Чезаре д’Эсте
18×14 см [12]


Надпись на портрете из коллекции Канторе сделана крупно, красивым шрифтом. И это не единственный случай, когда Перанда делал подобные надписи на своих портретах. Так, надпись с именем портретируемого есть над головой графа Федерико II Пико делла Мирандолы (около 1565-1602). На оборотной стороне этого портрета есть запись об авторстве: «Sante Peranda pittore venesiano» (рус. «Санто Перанда венецианский художник»).

Канторе687
Авторство работы не установлено
Портрет герцога Чезаре д’Эсте
Коллекция Пьетро Канторе, Модена

Граф688
Санто Перанда
Портрет графа Федерико II Пико делла Мирандолы
До 1602 года
Холст, масло. 33,5×24,5 см
Замок Пико, Мирандола

Надписи на портретах Федерико II Пико и Чезаре д’Эсте из коллекции Канторе вписываются в изображение весьма гармонично, тогда как надписи на портретах из Большого собрания изящных искусств ASG явно нарушают общую композицию – небольшие буквы теснятся в верхней части, наслаивается друг на друга, диссонируют, огибая макушки голов герцогов. В связи с этим мы полагаем, что сделаны они позднее первой половины XVII века, уже после смерти Санто Перанды и Альфонсо III (умер в 1644 году). На основании этих надписей французские эксперты аукционного дома «Fraysse & Associes» и дали первоначальную датировку портретов, атрибутировав их концом XVII века. Хотя подобная практика нанесения на портреты надписей с именами изображённых уже после их смерти весьма распространена. Так, например, в собрании ASG есть «Портрет архитектора Жана Доржбре» французской школы XVIII века. В его левом верхнем углу есть надпись с именем портретируемого и информацией о том, что он родился в 1676 году, а умер в 1754 году. Сама же надпись была сделана в 1780 году потомками архитектора. Мы так же склонны полагать, что надписи на парных композициях были сделаны во второй половине XVII века потомками рода д’Эсте.


1821
Французская школа XVIII века
Портрет архитектора Жана Доржбре
Холст, масло. 81×65 см
БСИИ ASG, инв. №02-1821


Для портретов из собрания ASG Перанда выбрал зелёный (болотный) фон, не включая в него никаких предметов антуража. В аналогичный цвет выкрашены стены на полотнах с изображениями Чезаре и Альфонсо III д’Эсте из Палаццо Дукале. Всё тот же зеленый оттенок присутствует в фонах на портретах Чезаре д’Эсте из коллекции Пьетро Канторе и Федерико II Пико из Мирандолы. Перанда не единожды писал Федерико II Пико. В том же Замке Пико хранится еще один небольшой портрет Федерико II кисти Перанды, который по качеству исполнения, характеру погрудной компоновки, грязно-зеленоватому фону и световым бликам на лбу и щеках графа очень близок портретам Чезаре и Альфонсо III д’Эсте из Большого собрания изящных искусств ASG.

Замок689
Перанда Санто
Портрет графа Федерико II Пико делла Мирандолы
До 1602 года
Холст, масло. 57×45,5 см
Замок Пико, Мирандола

39932
Перанда Санто
Портрет Чезаре д’Эсте
Италия, первая четверть XVII века
Холст, масло. 59×46 см
БСИИ ASG, инв. №02-3993

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что на ранее анонимных портретах из Большого собрания изящных искусств ASG изображены феррарские герцоги – отец и сын – Чезаре и Альфонсо III д’Эсте. Данное заключение мы сделали на основе расшифровки надписей в верхней части полотен. Далее нами был выявлен ряд их портретных изображений. Авторство некоторых из них по сей день не известно, другие исполнены именитыми мастерами – Чезаре Аретусом, Джузеппе Калетти и Санто Перандой. Последним написаны парные парадные ростовые портреты Чезаре и Альфонсо III д’Эсте (ныне находятся в Палаццо Дукале, Мантуя), которые в погрудном варианте воспроизводят работы из собрания ASG, хотя и с некоторым отступлениями в элементах одежды. В коллекции Пьетро Канторе из Модены хранится портрет Чезаре д’Эсте в воротнике «мельничный жернов», авторство которого не установлено. Однако несомненно в этом портрете есть живописные черты, которые роднят его с другими портретами Санто Перанды.

Мы атрибутируем портреты Чезаре и Альфонсо III д’Эсте из собрания ASG авторством самого Санто Перанды, а не его кругом. Безусловно, в жанре парадного портрета этот живописец проявил себя как большой и незаурядный мастер уровня Франса Пурбуса Младшего. Но в его же творчестве есть небольшие погрудные портреты графа Федерико II Пико делла Мирандолы, которым в мастерстве исполнения ничем не уступают парные работы из собрания ASG. Картины эти имеют много общих черт, а потому мы имеем все основания говорить о том, что портреты Чезаре и Альфонсо III д’Эсте из собрания ASG написаны самим Перандой.

При установлении датировки портретов мы отталкиваемся от 1605 года. В этот год Чезаре д’Эсте был награжден орденом Золотого руна, а именно с ним он изображен на портрете из собрания ASG. Санто Перанда стал активно заниматься портретной живописью в 1608 году, когда прибыл в качестве придворного живописца ко двору Алессандро I Пико. В 1609-1614 годах он написал парадные портреты тестя Алессандро I Пико – Чезаре д’Эсте, а так же его сына – Альфонсо III д’Эсте. До 1627 года он активно создавал портреты представителей рода д’Эсте, после чего работал в Венеции. Следовательно, портреты из собрания ASG мы можем датировать периодом с 1605 по 1627 годы. Что касается надписей в верхней части композиций, то они сделаны позднее – во второй половине XVII века потомками рода д’Эсте.




Алина БУЛГАКОВА
публикуется в сокращении

Источники:

  1. Ferrara tra nebbia magia e storia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lorettabweb.net
  2. Обиццо II д’Эсте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia.org
  3. Ferrara tra nebbia magia e storia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: lorettabweb.net
  4. Villa d'Este [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia.org
  5. Замок Эстенсе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia.org
  6. Castello Estense [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia.org
  7. Virginia de' Medici [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikipedia.org
  8. Alfonso III d'Este [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikimedia.org
  9. Alfonso III d'Este monaco [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikimedia.org
  10. Il Ritratto del duca Cesare d’Este di Frans Pourbus il Giovane - Il Teatro Ducale Grande di Modena [Электронный ресурс]. – Режим доступа: comune.modena.it
  11. Dipinto Raffigurante il Duca Alessandro I Pico della Mirandola con la Moglie Laura D'Este [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wikimedia.org
  12. Portrait of Alfonso II d’Este and Cesare d’Este [Электронный ресурс]. – Режим доступа: arthistoryreference.com
Поделиться: