decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«В тени великих...»: развитие анималистического жанра в творчестве Пауля де Воса

02.11.2020

Главной фигурой фламандского анималистического жанра XVII века является Франс Снейдерс. Его динамичные, часто кровавые, сцены охоты, а также комичные острохарактерные изображения животных, сражающихся за еду, стали для художников эпохи Барокко образцом для подражания. Мастерские Снейдерса были обширны, многочисленные ученики часто выполняли за мэтра крупные заказы, а сам Снейдерс часто лишь вносил последние штрихи. Среди учеников живописца было немало талантливых художников, которые впоследствии смогли «перерасти» статус мастеровых и самостоятельно добиться громкого успеха. В числе их следует назвать Пауля де Воса, полный масштаб творчества которого заслоняют «тени великих» — коллег-анималистов Рубенса и Снейдерса и брата — великого портретиста Корнелиса де Воса. Между тем, обширное наследие де Воса позволяет увидеть в нем не только продолжателя традиций, но и новатора, значительно расширившего границы жанра.

Пауль де Вос специализировался на натюрмортном и анималистическом жанре. Среди его заказчиков были исключительно представители знати. Он сотрудничал с Антонисом ван Дейком (1599 – 1641) и Питером Паулем Рубенсом (1577 – 1640). Де Вос родился в Хюлсте (Нидерланды). В 1596 году семья переехала в Антверпен. C 1604 года художник обучался в мастерской Денейса ван Хове. В 1605 году вместе со своим братом выдающимся портретистом Корнелисом де Восом (1585 – 1651) они поступили в мастерскую Давида Ремеуса (1559 – 1626), а затем Эдуарда Снайерса. Но по-настоящему творческий потенциал де Воса раскрылся в сотрудничестве со Снейдерсом. Работа с маэстро позволила ему вскоре вступить в гильдию Святого Луки (1620 год).

Paul_de_Vos_Staghunt.jpg
Вос, Пауль де
Охота на оленей
Первая половина XVII
века
Холст, масло. 212×347 см
Национальный музей
Прадо, Мадрид


15 ноября 1624 года де Вос женился на дочери нотариуса Изабелле Вербек. У пары было 10 детей. Рубенс был крёстным отцом мальчика по имени Питер Пауль, родившегося в 1628 году. Живописец пользовался покровительством испанского политика и военачальника Диего Фелипеса де Гусмана первого маркиза Леганеса (1580 – 1655) и государственного деятеля Испанских Нидерландов – Филиппа-Шарля д' Аренберга (1587 – 1640). С 1633 по 1640 годы по заказу графа д' Аренберга он исполнил не менее 36 полотен с изображениями животных, птиц и сцен охоты. В 1637 – 1638 годах де Вос работал над оформлением интерьеров охотничьего домика Торре-де-ла-Парада. В этот же период мастерские художника посетил инфант Испании Фердинанд Австрийский (1609/1610 – 1641).

Paul_de_Vos,_Jan_Wildens_-_Paradise.jpg
Вос, Пауль де
Вильденс, Ян (1585/1586 – 1653)
Рай (до 1653 года).
Холст, масло. 219×309 см
Музей истории искусств, Вена


Де Вос оставил обширное творческое наследие – большое количество монументальных картин на холстах, рисунков и набросков маслом. Он часто подписывал свои работы, но никогда не датировал их, что затрудняет точную атрибуцию хронологии их создания. Тематика его композиций весьма разнообразна: сцены в кладовых, схватки животных, птичьи дворы и концерты. Но чаще всего – это изображения охоты, в которых заметно влияние живописи Снейдерса. Картины учителя и его ученика по сей день путают. Близки сцена охоты на оленей, созданная де Восом в сотрудничестве с Яном Вильденсом, из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и «Олени, загнанные сворой собак» мастерской Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG. На заключительном этапе Снейдерс сам принимал участие в написании композиции из собрания ASG – дорабатывал детали и совершенствовал колорит. Не исключено, что под «мастерской Снейдерса» в данном случае можно предположить самого Пауля де Воса. Вероятно, де Восом была написана собака в правой части полотна из собрания ASG, частично скрытая рогами оленя. Такая же собака в этом же ракурсе изображена де Восом слева (перед копытами оленя) в эрмитажной композиции.


'Stag_Hunt'_by_Pauwel_de_Vos_and_Jan_Wildens,_1630s,_The_Hermitage.JPG
Вос, Пауль де
Вильденс, Ян (пейзаж)
Охота на оленя
(до 1653 года).
Холст, масло. 196,5×330 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

2.png
Снейдерс, Франс, мастерская
Олени, загнанные сворой собак
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 330×200 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0495


 er.png
Снейдерс, Франс, мастерская
Олени, загнанные сворой собак (фрагмент с
изображением собаки в правой части,
выполненный Паулем де Восом (?))
БСИИ ASG, инв. № 04-0495

 ok.png
Вос, Пауль де
Вильденс, Ян (пейзаж)
Охота на оленя (фрагмент с изображением собаки
в левой части)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

По сравнению со стилем Снейдерса, манера де Воса более резкая, его занимает агрессия животных, момент кровопролития в схватке. Цветовая палитра де Воса теплее, а мазок шире. Кроме этого он также обогатил сюжетику анималистического жанра, впервые изобразив сцепившихся кошек и лошадей, на которых напали волки.

800px-Paul_de_Vos_Cheval_dévoré_par_des_loups_DSCF2658.jpg
Пауль де Вос
Волки, напавшие на лошадь
Музей изобразительных
искусств, Кан (Нормандия)


Помимо таких именитых мастеров, как Рубенс, ван Дейк и Снейдерс, де Вос также часто сотрудничал с такими художниками, как Эразм Квеллин Младший (1607 – 1678), Томас Виллебортс Босхарт (1613 – 1654), Адриан ван Утрехт (1599 – 1652) и Ян Вильденс. Он обычно изображал животных или предметы натюрморта в композициях этих художников, а иногда привлекал пейзажистов, таких, как Ян Вильденс, к написанию ландшафтов в собственных работах («Эдем»; Холст, масло. 167×234 см. Проходила на аукционе Sotheby’s 28 января 2016 года в Нью-Йорке. Эстимейт $ 300,000 – 500,000. Продана за $ 658,000). Их совместные картины напоминают сцены в Раю Яна Брейгеля Бархатного (1568 – 1625). В интернете существуют целые электронные ресурсы, в которых картины Пауля де Воса классифицируются по группам в зависимости от того, какие животные на них изображены: «Картины с птицами», «Картины с кошками», «Картины с собаками», «Картины с оленями» и т.д. [1]. В отдельную группу вынесена «Охота на кабана». Нами выявлено шесть полотен де Воса с изображением травли этого животного. На трёх полотнах кабан изображён в движении – он ещё пытается убежать от своры разгорячённых псов. Таким он предстаёт на работах из Старой пинакотеки Мюнхена, Баварского государственного собрания картин и Музея изобразительных искусств Будапешта.

Paul_de_Vos_-_Eberjagd_-_4811_-_Bavarian_State_Painting_Collections.jpg
Вос, Пауль де
Охота на кабана
Холст, масло. 213×349 см
Старая пинакотека,
Мюнхен


В трёх других вариантах – кабан уже загнан собаками. Он ещё бьется, с клыков капает пена. Во всех случаях животные изображены на фоне деревьев. Работы эти хранятся в Музее истории искусств Вены, в Институте коллекций Нидерландов (ICN) и в Художественно-историческом музее Шомона (Франция).


 Paul_de_Vos_-_Boar_hunt.jpg
Вос, Пауль де
Охота на кабана
Холст, масло. 210×330 см
Музей истории искусств, Вена

  P._de_Vos_-_Een_wildzwijn_aangevallen_door_honden_-_NK2418_-_Cultural_Heritage_Agency_of_the_Netherlands_Art_Collection.jpg
Вос, Пауль де
Охота на кабана
Холст, масло. 125×183 см
Институт коллекций Нидерландов

1280px-Chasse_au_sanglier_Paul_van_de_vos_301443.jpg
Вос, Пауль де
Охота на кабана
Холст, масло
Художественно-
исторический музей,
Шомон


В Большом собрании изящных искусств ASG находится работа мастерской Пауля де Воса, изображающая травлю кабана аналогичным образом. Эксперт аукционного дома Claude Aguttes SAS Стефан Пинта атрибутировал картину мастерской де Воса поскольку её живописные качества, безусловно, уступают полотнам самого живописца – упрощена и менее детализирована композиция, колорит не столь изыскан и не так богат нюансами и оттенками, визуальное воплощение фактуры шерсти животных уступает произведениям прославленного анималиста.

бу.png
Вос, Пауль де, мастерская
Травля кабана
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 145×247 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2297


Примечательно, что в правой части композиции из собрания ASG художник повторяет изображение собаки в ошейнике с картины де Воса «Охота на кабана» из Художественно-исторического музея Шомона. Здесь она представлена слева на переднем плане с кровоточащей раной. В обоих случаях собака повернула голову влево от зрителя и раскрыла пасть. Точно такая же собака написана справа и на картине «Олени, загнанные сворой собак» мастерской Снейдерса из собрания ASG.


 эт.png
Вос, Пауль де, мастерская
Травля кабана (фрагмент с
изображением собаки в правой части)
БСИИ ASG, инв. № 04-2297

 эт2.png
Вос, Пауль де
Охота на кабана (фрагмент с
изображением собаки в левом нижнем
углу)
Художественно-исторический музей,
Шомон

кек.png
Снейдерс, Франс, мастерская
Олени, загнанные сворой собак (фрагмент с
изображением собаки в правой части)
БСИИ ASG, инв. № 04-0495


Таким образом, в работе «Олени, загнанные сворой собак» из собрания ASG мы выявили уже два изображения псов, которые, по всей вероятности, были написаны Паулем де Восом. Это даёт возможность уточнить атрибуцию данной картины и заменить «обезличенную» мастерскую на имя конкретного художника. Однако вопрос этот сложен и требует дополнительного изучения и публикаций. Мы ни в коем случае не станем отменять авторство Снейдерса. Картина из собрания ASG исполнена на высочайшем уровне живописного мастерства. Де Вос всё-таки менее точен в передаче анатомии животных и не столь успешен в трактовке их психологического состояния. Тем не менее сцены охоты де Воса более экспрессивны по сравнению с произведениями Снейдерса, который большего успеха добился в натюрмортном жанре. Сотрудничая с Рубенсом, Снейдерс и де Вос часто работали по его эскизам, но иногда им предоставлялась свобода творчества, когда они могли реализовать собственные идеи. Выразительный стиль Рубенса и его манера изображения животных оказали заметное влияние как на Снейдерса, так и на де Воса. Аналог «Оленей, загнанных сворой собак» с некоторыми вариациями хранится в Национальном музее Прадо (Мадрид). Здесь полотно так же значится под авторством Снейдерса и его учеников. Для того, чтобы ввести в атрибуцию картины из собрания ASG имя Пауля де Воса, нами будет продолжено изучение работ учителя и ученика, с результатами которого мы будем знакомить читателей в следующих статьях.

268107.jpg
Снейдерс, Франс и
ученики
Олени, загнанные
сворой собак
Холст, масло. 112×58
см
Национальный музей
Прадо, Мадрид


Как мы уже сказали выше, де Вос одним из первых начал изображать анималистические сцены со сцепившимися кошками. Его лучшей работой в этой области является «Драка кошек в кладовой» из Национального музея Прадо. В ней кошки, одна за другой, проникают через окно в кладовую. Три из них уже опрокинули корзину со снедью и схватились из-за связки с дичью. Картина замечательна не только изображениями кошек, но и по-фламандски роскошным натюрмортом с фруктами, овощами, хлебом, птицей и столовыми приборами.

Paul_de_Vos_-_Cats_Fighting_in_a_Larder (1).jpg
Вос, Пауль де
Драка кошек в
кладовой
(1630 – 1640 годы).
Холст, масло.
116×172 см
Национальный музей
Прадо, Мадрид


В живописи де Воса кошки не всегда противостояли друг другу – дрались они и с собаками. На картине мастера «Собака и кошки» из частной коллекции две кошки из-за угла пытаются украсть у пса кусок мяса, но встречают ожесточённое сопротивление. Собака оскалила острые зубы, а кошка светлого окраса выгнула спину.

upload-f6497930-edd7-11e5-a940-b12b46ad417c.jpg
Вос, Пауль де
Собака и кошки
Дерево, масло
68×109 см
Частная коллекция


У этой картины прослеживается провенанс. Ранее она находилась в частной коллекции в Швейцарии. В 2013 году экспонировалась в Цюрихе на выставке «Старые мастера из частных коллекций», а в 2015 году – в Таллине (выставка Art Rules) [2]. Прекрасно воспроизведена шерсть животных, особенно собаки. Выписаны все когти и мягкие подушечки на лапах. При всем натурализме и господстве звериного нутра в данном изображении выражение глаз, особенно кошачьих, не просто антропоморфно, но полностью повторяет человеческий взгляд. Хотя в XVII веке говорить об антропоморфизме ещё рано, он возникнет в искусстве XIX столетия, когда живописцы станут писать животных с почти человеческой мимикой и взглядом. Фактически де Вос коснулся важной темы в искусстве и философии – наличия души и разума у животных. В мае 2012 года в Лиссабоне на аукционных торгах восточным и европейским изобразительным искусством проходила картина «Сцена с животными и дичью на фоне пейзажа», атрибутированная авторством самого Пауля де Воса [3]. На сайте аукциона (AuctionZip) не приводится никаких данных о работе. Авторство непосредственно де Воса вызывает сомнения и множество вопросов. Композиция значительно уступает картинам художника из Национального музея Прадо или из частной коллекции. Художник слабо владеет анатомией животных, не убедителен в изображении фактуры их шерсти и эмоций.


 H4892-L28274289.jpg
Вос, Пауль де
Сцена с животными и дичью на фоне пейзажа
Холст, масло. 96,5×133 см
8 мая 2012 г., Лиссабон, аукцион AuctionZip, лот 296
Эстимейт € 4,000 – 6,000

H4892-L28505206.jpg
Вос, Пауль де
Сцена с животными и дичью на
фоне пейзажа (фрагмент с
изображением собаки)
8 мая 2012 г., Лиссабон,
аукцион AuctionZip, лот 296

H4892-L28505209.jpg
Вос, Пауль де
Сцена с животными и дичью на
фоне пейзажа (фрагмент с
изображением кошек)
8 мая 2012 г., Лиссабон, аукцион
AuctionZip, лот 296


Фабула и характер изображения позволяют отнести данную композицию к фламандской анималистической школе XVII века, но скорее к мастерской, кругу или последователям де Воса, чьи работы в разное время выставлялись на многих европейских аукционах. В частности, на сайте www.artnet.com воспроизводится картина круга Пауля де Воса «Драка гончего пса с дикими кошками» [4]. На ней борзая атаковала орущую кошку. Другая кошка лежит на земле вверх лапами. Причём данная композиция является фрагментом не сохранившейся работы. О её первоначальном замысле можно судить по работе последователя Пауля де Воса под названием «Сцена схватки собак и кошек на фоне пейзажа». Она продавалось в 2016 году на аукционе «TREASURESEEKER AUCTIONS LLC» в Пасадене (Калифорния) [5].


 выв.png
Вос, Пауль де, круг
Драка гончего пса с дикими
кошками
Холст, масло. 95×118 см

 вав.png
Вос, Пауль де, последователь
Сцена схватки собак и кошек на фоне
пейзажа (фрагмент левой нижней
части с изображением собаки и двух
кошек)
12 июня 2016 г., Пасадена, аукцион
TREASURESEEKER AUCTIONS
LLC, лот 1191

ббу.png
Вос, Пауль де, последователь
Сцена схватки собак и кошек
на фоне пейзажа
Холст, масло. 66×84,5 см
12 июня 2016 г., Пасадена,
аукцион TREASURESEEKER
AUCTIONS LLC, лот 1191


В обоих случаях атрибуция авторства кругом и последователем де Воса выглядит вполне приемлемо в контексте качества живописи. И мы не случайно рассматриваем примеры лишь с изображениями кошек и собак, т.к. в Большом собрании изящных искусств ASG есть картина «Схватка собаки с кошками», которую мы также атрибутируем кругом Пауля де Воса.

IMG-20200805-WA0013_01.jpg
Вос, Пауль де, круг
Схватка собаки с кошками
Фландрия, XVII век
Холст, масло. 119×164 см
БСИИ ASG, инв. № 03-0759


Работа эта поступила в собрание ASG в 2010 году без каких-либо данных о ней. В центре на переднем плане изображён итальянский бракк (итальянская легавая), использовавшийся для охоты на пернатую дичь. По одной из версий эта собака была выведена еще до IV века. Итальянские бракки были популярны в Средние века, их содержали при дворах родов Медичи и Гонзага, использовали в аристократических охотах на дичь. Бело-оранжевых бракков можно увидеть на фресках XIV века. Существовали две разновидности породы: более лёгкие, приспособленные к охоте в горах бело-оранжевые бракки происходили из Пьемонта, а более крупные бело-каштановые (представлен на картине круга де Воса) – из Ломбардии. Со временем в результате внутрипородных скрещиваний различия между этими двумя разновидностями стёрлись. Согласно другой версии, итальянские бракки были выведены в XVII веке на основе нескольких пород охотничьих собак. Возможно, итальянский бракк – общий предок всех европейских легавых. На рубеже XIX – XX веков итальянские бракки практически исчезли.

 08409898.jpg
Итальянский бракк
сегодня

 апа.png
Вос, Пауль де, круг
Схватка собаки с кошками
(фрагмент с изображением бракка)
БСИИ ASG, инв. № 03-0759

На полотне круга Пауля де Воса бракк удерживает лапой кота. У всех кошек тщательно прописана мускулатура, особенно напряжённые лапы. Они угрожающе выгнули спины. Их выразительно открытые рты свидетельствуют о том, что кошки противостоят сопернику ещё и криком. Все кошки имеют тигровый (серый с белым) окрас. Кошки именно такой масти чаще всего встречаются на картинах де Воса, а также художников из его окружения, мастерской и последователей. Мы видим их в работах де Воса из Национального музея Прадо («Драка кошек в кладовой») и аукциона AuctionZip («Сцена с животными и дичью на фоне пейзажа»), его круга – «Драка гончего пса с дикими кошками», и последователя «Сцена схватки собак и кошек на фоне пейзажа» (аукцион «TREASURESEEKER AUCTIONS LLC»). На картине из Большого собрания изящных искусств ASG по центру в верхней части изображена кошка на возвышении. Она выгнулась влево. Подобным образом изображена кошка и в композиции последователя де Воса с аукциона «TREASURESEEKER AUCTIONS LLC» – она также выгнулась влево, стоя на возвышении.

 вавп.png
Вос, Пауль де, круг
Схватка собаки с кошками (фрагмент с
изображением кошки по центру в верхней части
композиции)
БСИИ ASG, инв. № 03-0759

 ыаыв.png
Вос, Пауль де, последователь
Сцена схватки собак и кошек на фоне пейзажа
(фрагмент с изображением кошки в левой части
композиции)
12 июня 2016 г., Пасадена, аукцион
TREASURESEEKER AUCTIONS LLC, лот 1191

В сравнении с работой с аукциона, картина из собрания ASG выполнена на более высоком уровне. В связи с этим мы атрибутировали её не последователем де Воса, а художником из его окружения. Искуснее здесь написан и пейзаж. Ландшафт, в котором изображены животные, представляет собой склон. Рядом в низменности, по-видимому, расположен родник и влажный луг. Слева представлена крона дерева, справа – ветки дуба. В правом нижнем углу художник изобразил жёлтый цветок (возможно крестовник) и осоку. В работах де Воса пейзаж часто писал Ян Вильденс. Анализируя картину круга живописца из собрания ASG, нет оснований полагать, что животные и пейзаж исполнены разными живописцами – картина полностью написана рукой одного мастера.

66.png
Вос, Пауль де, круг
Схватка собаки с кошками
(фрагмент с изображением крестовника (?) в
правом нижнем углу)
БСИИ ASG, инв. № 03-0759


Есть в Большом собрании изящных искусств ASG и картины других учеников Франса Снейдерса – парные композиции «Кошка на кухне» и «Собака на кухне», «Натюрморт с рыбой», «Натюрморт с битой дичью» Питера ван Букле, а также «Нападение на птичий двор» круга Яна Фейта и «Птичий двор» последователя Адриана Утрехта. Интересно проследить преемственность поколений во фламандском анималистическом жанре XVII века: от Рубенса к Франсу Снейдерсу и далее к его ученикам. Следующее поколение фламандских анималистов не проявило себя столь ярко, и жанр начал постепенно угасать. Среди учеников Пауля де Воса можно выделить два имени – Алекс Дампс и Ланцелот ван Дален. Дампс работал с де Восом с 1627 года, ван Дален – с 1636 [6]. Картины из собрания ASG мастерской и круга де Воса предположительно могут быть исследованы на предмет их авторства этими живописцами. Но сделать это довольно сложно, поскольку нами не был выявлен ни один источник с биографическими данными или воспроизведениями работ этих художников.





Алина БУЛГАКОВА

Ссылки:
Category: Paintings of hunting by Paul de Vos
Дата доступа: 14.09.2020.
PAUL DE VOS
Дата доступа17.09.2020.
Lot 296: PAUL DE VOS (1591 – 1678), ASSIGNED TO FLAMENCO SCHOOL
Дата доступа17.09.2020.
Circle of Paul de Vos (Flemish, 1595 – 1678)
Дата доступа23.09.2020.
DOGS AND CATS FIGHTING SCENE IN LANDSCAPE ANTIQUE PAINTING BY FOLLOWER OF PAUL DE VOS
Дата доступа: 25.09.2020.
Paul de Vos
Дата доступа: 28.09.2020.

Поделиться: