decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Панорама войны во фламандской батальной живописи XVII века

29.01.2019

Один из ведущих баталистов Фландрии XVII века Питер Снайерс является автором уникального метода, благодаря которому его картины воспринимаются как реалистичная хроника Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войн. Топографо-аналитический метод изображения исторических битв обеспечил художнику, произведение которого представлено в Большом собрании изящных искусств ASG, мировую славу баталиста-новатора.

Середина XVI века – начало длительной ожесточенной борьбы Нидерландов против гнета феодально-католической испанской монархии, в которой северные провинции обрели независимость и стали именоваться по одной из них Голландией, а Фландрия, занявшая территорию примерно равную современной Бельгии, в течение следующих ста лет то активно сражалась, то оказывалась втянутой в военные действия. Сначала фламандцы участвовали в войне между Испанией и Голландией, которую поддерживали Англия и Франция. Позже Фландрия была включилась и в общеевропейскую Тридцатилетнюю войну (1618-1648), а затем еще в течение одиннадцати лет помогала Испании в ее борьбе с Францией. В конце концов Испания уступила Франции часть территории испанских Нидерландов, где и велись военные действия.

Результатом этих событий стало то, что фламандская батальная живопись возникла раньше голландской на целые полвека. При этом фламандцы видели в войне абслолютно аномальное социальное явление, которому не должно быть места в жизни общества. Великий фламандец Рубенс так высказался о своей Родине: «Фландрия была местом военных действий и театром, где разыгрывается Трагедия». Ненавидя ужасы войны, в своих произведениях Рубенс на высоком языке аллегории обращался к власть предержащим с призывом к миру.

Тему войны можно назвать одной из главенствующих во фламандской живописи XVII века, и в творчестве Питера Снайерса она также стала ведущей.

Дейк370
Дейк, Антонис, ван
Портрет Питера Снайерса
Холст, масло
Старая пинакотека, Мюнхен

Рубенс371
Рубенс, Питер Пауль
Портрет Питера Снайерса (1626)

Питер Снайерс (1592-1667) более всего отличился своими панорамными боевыми сценами, изображениями кавалерийских стычек, нападений неприятеля на мирных крестьян, военных маневров и охоты. При этом для художника характерно сдержанное отношение к неизбежным жестокостям войны: мы не увидим в его картинах непосредственно актов убийства, кровоточащих ран и иных натуралистических деталей. Гораздо больше Снайерса увлекает изображение эффектных и масштабных боевых действий или приготовлений к ним. Поэтому в сценах битв он часто использовал элементы топографии, обеспечивающие возможность рассматривать их как бы с высоты птичьего полета.

Снайерс известен и как пейзажист и портретист, он был постоянным соавтором исторических живописцев, в том числе и своего великого соотечественника – Рубенса, а также во множестве оставил после себя изображения общественных процессий гильдий и гражданской милиции.

Родился он в Антверпене, где был крещен 24 ноября 1592 года. Его отец Лодвейк был городским посланником Антверпена в Брюсселе. В 1612 году художник был зачислен в гильдию Святого Луки как ученик Себастьяна Вранкса, а уже через год стал самостоятельным мастером.

Учитель Снайерса Себастьян Вранкс (1573-1647) был выдающимся жанровым художником и баталистом, первым утвердив самостоятельность этого жанра в искусстве Северной Европы. Вероятно, на заинтересованность в развитии этого жанра повлиял его опыт офицера гражданской милиции Антверпена. Примерно половина известных работ Вранкса посвящены военным сценам.


Вранкс372
Вранкс, Себастьян
Битва Леккербетье (между 1600-1647)
Дерево, масло, 55 см
Музей Грунинге, Бельгия


Одна из них воспроизводит эталонный в плане воспевания патриотизма и героики фламандцев сюжет – битву Леккербетье. Это была коллективная дуэль, состоявшаяся 5 февраля 1600 года в окрестностях Хертогенбоса, который виднеется на заднем плане картины, на пустоши между городскими виселицами (неизбежными атрибутами войны) и мельницей. В дуэли участвовали наемники голландцев – французы и брабантцы как представители испано-фламандской армии, с каждой стороны по 22 человека, вооруженных мечами и пистолетами.

Зачинщиками поединка были французский аристократ де Бре и командир кавалерии южан лейтенант Леккербетье. Поводом к дуэли послужило пленение солдата из полка де Бре, а причиной – презрение французского маркиза к дворянам-фламандцам. В действительности дуэлянта от южан звали Жерар Абрахамс ван Хоулинген, Леккербетье – это прозвище, на древнеголландском означающее «ублюдок» или «подлый» (в значении низкого происхождения) парень. Тем самым в свойственной им грубовато-язвительной манере фламандцы еще раз посрамили чванливого аристократа, дравшегося на дуэли с простолюдином.

Популярность в батальном жанре кавалерийских боев объясняется не только значимостью этих родов войск. Это была еще и дань ушедшему рыцарству с его приверженностью к честному поединку, в котором холодное оружие – лишь дополнение к ловкости и бесстрашию. Так, в центре композиции Вранкса мы видим Леккербетье и де Бре, убранство которых – кираса, шлем с забралом – напоминает рыцарские доспехи. В то же время остальные участники дуэли воспроизводят ход современной Вранксу кавалерийской стычки, где успех приносит не личное мужество, а коллективные усилия, слаженность действий, единоначалие, огневая мощь и т.д. История гласит, что Леккербетье был убит выстрелом из пистолета в самом начале дуэли, но фламандцы одержали победу, уничтожив 19 французов, а затем поймав и убив бежавшего де Бре.

По мере развития мастерства Вранкс все более точно объединял в своих произведениях выразительность пейзажа и динамизм военной стычки. Большие и сложные группы участников действуют в обширном пространстве, полностью подчиненном воле художника и при этом узнаваемом и реальном. Типично в этой картине и колористическое решение, начиная с 1630-х годов Вранкс добивается в своих произведениях изысканных серо-жемчужных тональностей в изображении атмосферы, низкого облачного фламандского неба, на фоне которых запечатлены выразительные силуэты деревьев.


Битва373
Вранкс, Себастьян
Битва при Вимпфене 6 мая 1622 года
Холст, масло, 115х199 см
Государственный Эрмитаж


Вранкс был строгим и взыскательным мастером, у него всегда было много работы, но он отказывался нанимать помощников, поэтому заказы исполнялись долго; не разрешал он и копировать свои работы.

Как уже отмечалось, Снайерс достаточно быстро, уже в 21 год, стал самостоятельным мастером. В 1618 году он женился на Анне Схют, двоюродной сестре художника Корнелиса Схюта (1597-1655), ученика Рубенса. Их первый ребенок Корнелис был крещен 8 сентября 1620 года.

Как художник Снайерс быстро добился успеха. В Антверпене семья жила в роскоши, и Снайерс ежегодно принимал участие в престижном банкете палаты риторики «Violieren» (желтофиоль или левкой), тесно связанной с гильдией Святого Луки. Одним из предводителей палаты был его учитель Себастьян Вранкс. Выросшие из средневековых обществ исключительно религиозного характера, «палаты» переросли в товарищества, члены которых упражнялись в стихосложении, устраивали литературные состязания и занимались любительскими театральными постановками.

Как его учитель и многие соотечественники, Снайерс не мог не обратиться к сюжетам Тридцатилетней войны, называемой иногда «нулевой мировой», 370-летие окончания которой мир отметил осенью этого года. Его картина «Битва у Белой горы» посвящена знаменитому сражению близ Праги 8 ноября 1620 года, где 15-тысячная армия протестантов потерпела сокрушительное поражение от 20-тысячной католической.

Снайерс увековечил победу, тщательно воспроизведя боевые порядки сторон, маневры войсковых частей и представив зрителю некое подобие гигантской шахматной партии.


Белая374
Снайерс, Питер
Битва у Белой горы (1620)


Работа была выполнена для венского двора и эрцгерцога Леопольда. Как и у Вранкса, на переднем плане изображены католики, радующиеся триумфальной победе. Это – не сцена кровавого побоища, мы не увидим здесь разорванных пушечными ядрами тел, страдающих солдат, хотя при такой бойне их не могло не быть. Идеологическая подоплека картины – манифестация правоты католицизма, что подчеркивают реющие в небе ангелы с боевыми трубами и стягом, на котором начертано, что 8 ноября 1620 года Бог помог Фердинанду Второму разбить своих врагов.

Интерпретация войны как к политического феномена, а не массового убийства проистекала из обязанностей Снайерса – придворного батального живописца дома Габсбургов. Не присутствуя при сражениях, художник создавал целые циклы широкомасштабных полотен, воспевающих победы имперских войск, по заказу испанского королевского двора, эрцгерцога Леопольда Вильгельма, испанского фельдмаршала графа Бонавентуры де Бюкуа и др.


Осада375
Снайерс, Питер
Осада Эр-сюр-ла-Лиса (1653)
Холст, масло, 184х263 см
Национальный музей Прадо, Мадрид


Крупномасштабные исторические сцены битв, созданные Снайерсом, демонстрируют пристальное внимание к топографической точности. Часто они показывают мелкий передний план, который резко отступает, чтобы показать осажденный город с высоты птичьего полета. Снайерс уделял особое внимание возможно более точной и жизненной передаче боевых сцен. Как уже отмечалось, он не присутствовал ни в одном из сражений, которые изобразил, но для достижения реалистичной и точной композиции художник обращался к официальным военным картам, боевым донесениям и произведениям баталистов – Георга Брауна, Франса Хогенберга, Жака Калло и того же Питера Пауля Рубенса.


Клара376
Снайерс, Питер
Изабелла Клара Евгения при осаде Бреды (1628)
Холст, масло, 200х265 см
Национальный музей Прадо, Мадрид


Все картины делятся на три зоны: на переднем плане – в основном жанровая фигура и / или командующий генерал. В центре картины – запись тактических маневров отдельных военных подразделений, а в последней трети картины пейзаж переходит в голубоватые полосы спокойного неба. Размер этих трех зон может варьироваться в зависимости от того, сколько места занимает основное действие в средней зоне. На переднем плане Питер Снайерс изображает почти все разнообразие эпизодов военной жизни своего времени: солдат, раненых, победоносных генералов, паникеров, дезертиров и т.д.

Художник обычно не включал в свои композиции пояснительные знаки и символы, которые помогли бы зрителю определить, какое сражение было изображено. Отсутствие объясняющих элементов сохраняло реалистичность картины, но предполагало наличие у зрителя достаточной осведомленности, чтобы понять предмет изображения. Причина в том, что большинство работ Снайерса были официальными заказами высшего командования габсбургской армии, хорошо знакомого с историей воспроизведенных сражений.

Поскольку произведения Снайерса являлись собственностью испанского двора, на его известности негативно сказался распад династии Габсбургов во второй половине XVII века.

В Венском военно-историческом музее хранится «серия Пикколомини» – 12 крупноформатных полотен, написанных между 1639 и 1651 годами и иллюстрирующих ключевые моменты походов фельдмаршала Оттавио Пикколомини в Лотарингии и Франции в последний период Тридцатилетней войны.

В одиночку было невозможно справиться с таким объемом работ и Снайерс нанял множество помощников. Считается, что, живя в Антверпене, он работал в качестве придворного художника эрцгерцога Альберта, после его смерти Снайерсы переехали в Брюссель, вероятно, в надежде снискать расположение Изабеллы Клары Евгении, вдовы эрцгерцога и покровительницы Южных Нидерландов. Здесь некоторое время он работал рисовальщиком в суде.

При этом Снайерса нельзя отнести только лишь к исполнителю воли высших классов по прославлению войны, исследователь его творчества Д. Кунцле относит его и к художникам реалистического направления, для которых Восьмидесятилетняя война была в первую очередь «массовым убийством невинных».

Примером является фламандский пейзаж с путешественниками, на которых нападают разбойники (аукцион Koller Zürich от 23 марта 2018 года, лот 3026). На картине рассказывается о путешественниках, пытающихся отразить нападение разбойников. Сцена изображает ключевой момент, когда конные разбойники, спрятавшись в лощине, обстреляли мирных путников, а теперь наступил момент грабежа. Один из путников убит, его жена опустилась на колени перед телом, ломая в горе руки. Один из разбойников обшаривает карманы путницы, которая умоляет предводителя шайки в красном камзоле о милости.


Грабители377
Снайерс, Питер
Пейзаж с путешественниками, атакованными грабителями (между 1639-1649)
Холст, масло, 60х91 см
Аукцион Коллера, Цюрих, 23.03.2018, лот 3026


Снайерс присоединился к гильдии живописцев в Брюсселе 16 июня 1628 года, одновременно став гражданином города. Работая в Брюсселе, он регулярно посещал свой родной Антверпен, но так и не вернулся туда на жительство. В родном городе Снайерс неоднократно работал в соавторстве с Питером Паулем Рубенсом. Их самые известные совместные работы – неоконченная серия картин о жизни Генриха IV (1628-1630) и серия для украшения интерьеров королевского охотничьего домика Торре де ла Парада (ок. 1637-1640).


Генрих378
Рубенс, Питер Пауль, Снайерс Питер
Генрих IV в битве при Мартен-Энглиз (ок. 1628)
Холст, масло, 340х273 см
Мюнхен, Старая пинакотека


Серия «Жизнь Генриха» была заказана Рубенсу Марией Медичи в феврале 1622 года вместе с циклом картин о ее собственной жизни. Произведения были предназначены для украшения Люксембургского дворца, возводившегося тогда в Париже. Серия, посвященная жизни Генриха IV, должна была украсить Восточную галерею дворца. Рубенс работал над жизнью Генриха IV с 1628 по 1630 год. Из запланированных 24 картин 16 должны были изображать ключевые битвы, в которых участвовал сам король. Рубенс завершил шесть картин, когда королева потеряла свою власть в 1630 году и через год была вынуждена покинуть страну. С потерей влиятельной заказчицы Рубенс был вынужден прекратить работу. Пять картин сохранились, на них изображены военные подвиги короля. Питер Снайерс писал верхнюю часть картин, показывающую перспективы боевых сцен, состоящих из множества кропотливо созданных мелких фигур. Они контрастируют с письмом Рубенса в нижней части композиций, где расположены значительно большие фигуры, в том числе короля Генрих IV на лошади, полностью заполняющие передний план. Фрагменты, выписанные Рубенсом, довольно отрывочны, и некоторые историки искусства считают, что они незакончены. Еще один соавтор, вероятно, пейзажист Лодевейк де Ваддер (1605-1655), писал большие деревья, которые появляются на некоторых холстах. Несмотря на контраст между верхней половиной, написанной Снейерсом, и нижней половиной, написанной Рубенсом, в композиции царит ощущение единства.


Охота379
Снайерс, Питер
Охота Филиппа IV (1637)
Холст, масло, 180x149 см
Национальный музей Прадо, Мадрид


Торре-де-ла-Парада была охотничьим домиком испанского короля под Мадридом. Рубенс получил заказ от испанского короля Филиппа IV на его украшение. Большинство картин воспроизводит мифологические сцены, в значительной степени навеянные сюжетами «Метаморфоз» Овидия. Рубенс выполнил этот важный заказ при помощи большого числа антверпенских художников, таких как Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Ян Коссиер, Томас Вилбоиртс Боссхарт, Теодор ван Тулден, Ян Бекхорст, Ян Баптист Боррекенс, Петера Саймона и других. Питер Снайерс не просто участвовал в этом проекте, ему приписывают два большие полотна, показывающие короля Филиппа IV на охоте.

Как было распространено в художественной практике XVII века в Антверпене, Снайерс часто сотрудничал с другими художниками. Он был постоянным соавтором пейзажистов Йоса де Момпера, Яна Брейгеля Младшего и Александра Кейринкса.

В совместной работе Снайерс отвечал за фигуры, а его соавторы – за городские и сельские пейзажи. Примером сотрудничества с Момпером, который пришелся на 1613-1620 годы, является городской зимний пейзаж, предположительно воспроизводящий улицу Антверпена.


Пейзаж380
Момпер, Йос, де, Снайерс, Питер
Зимний пейзаж
Аукцион Artcurial, Париж, 19 июня 2012 г., лот 14


На картине изображена городская улица по обеим сторонам замерзшего канала. Живость композиции придают множество фигур, заполняющих улицу в разгар дня: солидная публика спешит по делам, дети наслаждаются радостями зимы, возможностью кататься на коньках, бегать наперегонки с собаками, торговцы в магазинах и киосках, распахнувших витрины прямо на улицу, зазывают покупателей. В отличие от топографических планов военных баталий эта картина представляет собой яркий образ повседневной жизни фламандского города XVII века.

Где бы Снайерс ни находился, он легко ассимилировался с элитой своего времени. Ему удалось высоко подняться по социальной лестнице и вести аристократический образ жизни. Тем самым он воплотил в жизнь популярную идею буржуазного общества XVII века о возможности «аристократизации» не по происхождению, а благодаря собственному таланту.

Его учениками были пейзажист Шильям ван Шур (1653-1676) и Адам Франс ван дер Мейлен (1632-1690), ставший ведущим художником-баталистом и придворным художником Людовика XIV.

Нет точных сведений, когда Снайерс умер, но считается, что это произошло в Брюсселе в 1667 году.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется картина Питера Снайерса «Всадники у постоялого двора». Ее сюжет посвящен одному из будничных эпизодов бурного для Фландрии XVII века: воинское подразделение пикинёров и кавалерии отдыхает на постоялом дворе по пути в действующую армию. Об этом свидетельствуют свежесть воинов, чистота их мундиров и бодрое расположение духа. При этом багровые лучи закатного солнца, подсвечивающие на переднем плане красные плащи и кушаки воинов, вносят в атмосферу картину отчетливое ощущение тревоги. Сполохи солнца на небе напоминают свет от разрыва артиллерийских ядер, что делает оживление воинов перед последним броском к фронту деланным. Здесь у Снайерса, как и у Рубенса, аллегорически выражено неприятие войны.


2883
Снайерс, Питер
Всадники у постоялого двора
Фландрия, XVII в.
Холст, масло, 75×127 см
БСИИ ASG, инв. №04-2883


Стилистически колорит картин Снайерса менее изыскан, чем у его учителя Вранкса, что отражает современные ему тенденции во фламандской и голландской живописи и делает их более жизненными.

Топографо-аналитический метод изображения батальных сцен, перенятый Снайерсом у его учителя С. Вранкса и доведенный до совершенства, в истории мирового искусства оказался непревзойденным. Сегодня его произведения украшают лучшие мировые коллекции, реалистично повествуя о Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войнах, и о кратких промежутках мирного времени.



Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта: Пер. с фр. М. В. Глаголева. - М., 2001. – 389 с.

  2. Строганов С.А. Проблемы генезиса батального жанра голландской живописи первой половины XVII века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / С.-Петерб. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Рос. акад. художеств. - Санкт-Петербург, 2004. - 19 с.

  3. Kunzle D. From Criminal to Courtier: The Soldier in Netherlandish Art 1550-1672.-Лейден-Бостон: Brill, 2002.-664 р.

  4. Sennewald R., Hrncirik P Pieter Snayers Battle Painter 1592-1667.- Zeughaus Verlag GmbH, 2018.-424 р.

  5. hermitage.ru

Поделиться: