decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Природный гений» пейзажа

23.04.2020

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется пейзажная работа кисти Джакомо Франческо Дзуккарелли. Художник считается самым значительным пейзажистом, работавшим в Венеции в середине XVIII века, его творческая манера стала популярной во всей Европе, особенно в Англии, где он прожил более 20 лет. Он дружил с Гейнсборо и оказал влияние на родоначальника собственно английской школы живописи Джошуа Рейнольдса.
Иллюзорный мир пастушеской жизни с утонченной чувствительностью героев отвечал гедонистическим рокайльным вкусам первой половины XVIII столетия и стремлению к уединению на природе.
Во многие свои работы Дзуккарелли в качестве своеобразной подписи-виньетки вставлял изображение маленькой тыквы, поскольку его фамилия дословно переводится с итальянского как «маленькая тыква».

Третий, младший из четырех сыновей Бартоломео Дзуккарелли – Джакомо Франческо (1702-1788) – родился на юге Тосканы в городке Питильяно. Его отцу принадлежало несколько виноградников, кроме того он торговал специями в магазине на северо-западе недалеко от Пизы. Торговля пряностями – перцем, корицей и другими приправами к пресной пище европейцев – была особенно прибыльной. Пряности взвешивали на аптекарских весах и продавали небольшими порциями; ценили их на вес золота. Недаром в средние века очень богатого человека в Италии шутливо называли «мешком перца».


Лондон655
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Автопортрет (1736/38)
Мел
Королевская академия художеств, Лондон


Начав обучение в мастерской пейзажиста Паоло Анези во Флоренции в возрасте примерно одиннадцати или двенадцати лет, Франческо продолжил его в Риме у художников-портретистов Джованни Марии Моранди (1622-1717) и его ученика Пьетро Нелли (1672-1740). Здесь он впитал уроки римского классицизма. Поначалу Дзуккарелли намеревался посвятить себя исторической живописи, но, случайно обратившись к жанру пейзажа, нашел в этом своё настоящее призвание. На следующем этапе, уже в Венеции, художник стал склоняться к живописи в духе идиллического пейзажа Джузеппе Дзаиса (1709-1784), где пасторальная интонация превалирует над натуралистической точностью.

В 1725-27 годах Дзуккарелли исполнил свой первый заказ в родном городе Питильяно, создав пару алтарных работ для часовни одной из городских церквей. При поддержке флорентийского ценителя искусства Франческо Габбурри (1676-1742) он с 1728 по 1731 год занимался в основном гравюрой, увековечивая фрески Джованни да Сан Джованни (1592-1636) и Андреа дель Сарто (1486-1531), пришедшие к тому времени в упадок. В течение пяти лет, проведенных во Флоренции, Дзуккарелли постоянно экспериментировал в жанре пейзажа, о чем свидетельствуют виды столицы Тосканы, хранящиеся ныне в отделе гравюр и рисунков в Уффици. По словам историка искусства Луиджи Ланци, главным наставником Дзуккарелли в этом жанре в 1790-х годах был его учитель – пейзажист и гравер Паоло Анези (1697-1773), перебравшийся к тому времени в Рим.

В 1732 году после нескольких месяцев пребывания в Болонье Франческо переехал в Венецию. Со смертью Марко Риччи в 1730 году на венецианском художественном рынке образовалась лакуна в области пейзажной живописи, поскольку подавляющее большинство художников специализировались в более престижном историческом жанре. Продолжая создавать религиозные и мифологические произведения, Дзуккарелли все больше внимания уделял пейзажам, черпая вдохновение в классицизме Клода Лоррена и других художников римской школы. Его картины 1730-х годов свидетельствуют и об определенном влиянии Алессандро Маньяско, но в гораздо большей степени на Дзуккарелли воздействовало творчество Марко Риччи. При этом художника нельзя обвинить в банальном эпигонстве, в типично венецианский колорит он привнес мягкую и воздушную палитру и благодаря оттенкам с более высоким, чем у Риччи, содержанием света фигуры в его пейзажах «ожили». В пейзажах Дзуккарелли гораздо больше идеализации, им присуще более светлое и оптимистическое видение природы, воспроизведенной в грациозной идиллической манере.

Идиллический пейзаж теснее всего связан именно с венецианской живописной традицией, в нем проявилась созерцательная и поэтическая оценка мира, присущая творческой элите этого неповторимого города. Лирический склад мировоззрения венецианцев ярче всего выражен в поэтическом жанре пасторали и в музыке, плавная мелодичность которой раскрывает тончайшие душевные волнения. Мифологический стаффаж в виде нимф, сатиров, пастушков и пастушек существовал в этой поэзии рядом с описанием реальных красот итальянской природы. Франческо Дзукарелли получал заказы от владельцев лучших дворцовых комплексов Италии, так им выполнены панно для залов виллы Пизани в Стра, а десюдепортами с изображением танцующих крестьянок на поляне или отдыхающими у фонтана декорировано палаццо Борромео на острове Изола Белла.

Снискать почти мгновенный успех в Венеции Дзуккарелли помогли не только талант, но также покровительство сильных мира сего: маршала Шуленбурга, консула Джозефа Смита и крупнейшего авторитета в области искусства Франческо Альгаротти, который рекомендовал его курфюрсту Саксонии Августу III.

В 1735 году Дзуккарелли женился на Джустине Агате Симонетти, в браке родились четыре дочери (первые две умерли в младенчестве) и двое сыновей. Дзуккарелли часто сотрудничал с другими художниками, включая Бернардо Беллотто и Антонио Висентини. По настоянию консула Смита в середине 1740-х он впервые побывал в Лондоне, где вместе с Висентини создал серию архитектурных пейзажей с английскими виллами Андреа Палладио, сегодня их можно увидеть в «витрине палладиантства» – Берлингтон-хаусе (Лондон).

Самой интересной совместной работой Дзуккарелли и Висентини стал набор из 52 игральных карт с сюжетами Ветхого Завета, отпечатанный в Венеции в 1748 году. Сцены, раскрашенные вручную, начинались с создания Адама и заканчивались битвой со слоном, несущим замок. Выдающимся достижением его первого венецианского периода была серия из семи полотен, в настоящее время находящихся в Виндзорском замке, представляющим согласно примечаниям в каталоге рукописей XVIII века библейских персонажей – Ребекку с Иаковом и Исавом. Большие полотна написаны с особым изяществом и, скорее всего, изначально располагались на вилле Смита в Мольяно.

В 1748-1751 годах Дзуккарелли совершал частые поездки в Бергамо по приглашению своего друга историка искусства Франческо Марии Тасси (1716-1782). При посредничестве Тасси он познакомился с Чезаре Феми, учеником портретиста Фра Гальгарио, и под его влиянием создал три портрета, которые сейчас хранятся в Академии Каррара.

Примерно в это же время тональность работ Дзуккарелли становится более эмоциональной, он начинает использовать яркие цвета, оживлявшие его картины даже при самом тонком нанесении красочного слоя.


Ричард656
Уилсон, Ричард
Портрет Джакомо Ф. Дзуккарелли (1751)


Художник Ричард Уилсон написал портрет Дзуккарелли в 1751 году в Венеции, возможно, в знак признательности за то, что Дзуккарелли переориентировал Уилсона с портретов на пейзажную живопись, пользующуюся во времена Гранд-тура гораздо более высоким спросом. Дзуккарелли интересовала и история живописи. Известно, в частности, что он подробно разбирал технику итальянских художников эпохи Возрождения с Джошуа Рейнольдсом, утверждая, что Паоло Веронезе и Тинторетто рисовали на основе моделей из гипса, а Тициан – нет. Встречаются утверждения, что на становление живописной манеры этого родоначальника настоящей английской школы живописи творчество Дзуккарелли оказало определенное влияние.

По словам Генри Анджело, поехать в Англию Дзуккарелли убедил королевский библиотекарь Ричард Далтон. Консул Смит также, вероятно, был каким-то образом подключен к этой затее.

Вторая поездка в Англию продлилась более чем на 20 лет, Дзуккарелли оставался там с 1752 по 1773 годы, став в 1768 году одним из основателей Королевской Академии художеств. Также Дзуккарелли писал декорации для Лондонского оперного театра и виды Темзы.

Визитной карточкой Дзуккарелли в Англии стал аркадский стиль, когда природа преображается в приятные пейзажи, представляющие платонический золотой век, пронизанный красотой и любовью.


Пастораль657
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Пастораль (1755)
Дворец Ка-Реццонико, Венеция


Вот, например, великолепное полотно начала английского периода в творчестве художника, подписанное и датированное 1755 годом, изображает крестьян, пасущих домашний скот на берегу шумной речки, прохладной горной водой которой так приятно освежиться в знойный итальянский полдень.

Универсальное дарование живописца позволяло откликаться на разнообразные предложения, включая создание картонов для гобеленов. Основываясь на эскизах для гобеленов, в 1758 году Томас Кок, граф Лестерский, сделал Дзуккарелли заказ на создание соответствующих картин восточной тематики, таких как «Пара с дромадером».


Пара658
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Пара с дромадером (1756-58)
Палаццо Тьене, Виченца


В ноябре 1757 года Дзуккарелли стал членом Общества дилетантов, созданного британскими дворянами и учеными для сбора предметов античного искусства, его изучения, а также поддержки распространения античных идеалов в искусстве XVIII века (общество функционирует до настоящего времени).

В 1760 году Дзуккарелли иллюстрировал сцену из «Макбета» Шекспира, где Макбет и Банко сталкиваются с тремя ведьмами, что стало одной из первых картин, изображающих театральных персонажей на фоне реального пейзажа.


Макбет659
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Макбет и ведьмы (1760)
Панель, масло. 33×44,5 см
Частная коллекция


В этот период Дзуккарелли писал также ведуты, новый для него жанр, например, вид на Темзу из Ричмонда-Хилл и вид Виченцы с древними памятниками.


Вид660
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Вид на Темзу с холма Ричмонд в сторону Твикенхема (1760)
Холст, масло. 80×122,6 см
Галерея Дикинсона, Лондон и Нью-Йорк


В 1762 году, собираясь вернуться в Италию, Дзуккарелли устроил распродажу своих работ всех жанров – ведуты, библейские сцены, портреты, пейзажи. Сам король Георг III приобрел 30 его произведений, выкупив также большую часть обширной коллекции произведений искусства и библиотеки консула Смита в Венеции.

Дзуккарелли прибыл в Венецию в сентябре этого же года, и уже через несколько месяцев стал членом Венецианской академии. Есть только одна известная картина этого периода, довольно академический «Иоанн Креститель», созданный для приема в членство.

В 1764 году Франческо Дзуккарелли ненадолго вернулся в Лондон, чтобы вступить в наследство своего скончавшегося друга Альгаротти. Во время этого визита художника расхваливали как английская знать, так и критики, заваливая его приглашениями выступить в ведущих художественных обществах. Он продолжал получать заказы от самых разных обществ и частных лиц. Крестьяне и крестьянки, отдыхающие у воды, выпасающие скот на лугу или идущие по своим делам, молодые матери, кормящие грудью ребенка и т.д., окруженные традиционной для Дзуккарелли пейзажной сценой, демонстрируют влияние как фламандско-голландских художников, так и Томаса Гейнсборо, любимого собеседника Дзуккарелли в 1760-х годах.

В течение почти 20 лет (1765-1782) художник создавал работы для показов, проводимых Свободным обществом художников. В 1767 году там была выставлена его картина «Макбет и ведьмы», вероятно, уже в ее третьей версии, она соседствовала с работой на религиозный сюжет – «Путешествие Иакова». Две картины имели абсолютно разные композиционные стили, в то время как «Макбет…» был написан быстрыми и почти не оформленными мазками, в «Иакове…», как и поздней работе «Преображение Христа», проявлено пристальное внимание к деталям, что более свойственно флорентийской школе.


Христа661
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Преображение Христа (ближе к 1788)
Холст, масло. 64×76 см


В 1768 году при основании Королевской академии художеств король Георг III заказал ему картину «Речной пейзаж с найденным Моисеем», привилегия, которой кроме Дзуккарелли не удостоился ни один из итальянских художников. Картина, безупречная с формальной точки зрения, ясно показывает влияние на живописца Гаспара Дюге, а также Клода Лоррена.


Моисей662
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Речной пейзаж с найденным Моисеем (1768)
Виндзорский замок


В 1769 году художник участвовал в выставке, посвященной открытию Королевской академии, двумя пейзажными работами; в 1770 году подготовил три пейзажа, «Проповедь Св. Иоанна в пустыне» и «Святое семейство»; и, наконец, в 1771 году еще одно «Святое Семейство». «Моисей…» был показан публике только в 1773 году, через два года после отъезда Дзуккарелли в Италию.

По возвращении на родину всеевропейская слава Дзуккарелли не уменьшилась, он продолжал писать пейзажи, сбывая многие из них в Вене и Дрездене. В Венеции Дзуккарелли был принят с любовью и гордостью, и в сентябре того же года художественное сообщество назначило его директором Венецианской академии изящных искусств, а в следующем месяце – президентом. Вступая в восьмое десятилетие, он отошел от своих привычных аркадских пейзажей и переключился на более близкий на тот момент венецианскому вкусу неоклассический стиль, что означало как бы возврат к подражанию Риччи, увлечение которым он пережил в юношеском возрасте.

Пейзаж663
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Скалистый речной пейзаж с каменным мостом,
фигурами, овцами и рыболовом

Фонтан664
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Пейзаж с крестьянами, фонтаном и всадником
Холст, масло. 45×24 см

Шедевры его последнего этапа, необычный «Скалистый речной пейзаж с каменным мостом, фигурами, овцами и рыболовом» и «Пейзаж с крестьянами, фонтаном и всадником» композиционно и техникой живописи подобны работам Франческо Гварди, который трансформировал каприччио, соединив его с доромантическими настроениями. В то же время пейзажи Дзуккарелли мягко иронизируют над работами Гварди, например, отдавая композиционный центр античной полуразрушенной статуе. На картине много элементов, типичных для Дзуккарелли, таких как рыбак, водопад, мост с животными, путешественник и крестьянин, но она выполнена характерной для этого периода техникой – быстрыми мазками, а атмосфера – одна из самых пафосных, залитых почти театральным светом, – напоминает его «Макбета и ведьм».


Праздник665
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Деревенский праздник


Другой выразительный холст Дзуккарелли – «Деревенский праздник», на котором подгулявшие участники танцуют, любезничают и откровенно флиртуют, отличает реалистическая манера, напоминающая венецианца Пьетро Лонги. Дзуккарелли изображает здесь для любящих картины венецианцев их жизнь во всех будничных проявлениях, там нет трагической ноты, все красивы, довольны собой и своим положением.

Это постоянное желание и способность откликаться всему новому, даже когда он состарился, возможно, помогает объяснить, почему Дзуккарелли мало интересовался ролью президента окостеневшей венецианской академии, заседания которой он посещал так редко. В 1774 году, не давая никаких объяснений, и к ужасному огорчению всех ее членов, он навсегда уехал во Флоренцию.

Очевидно, что Дзуккарелли никогда не терял связи с Великобританией, поскольку в 1775 году ему было поручено восстановить четыре картины, предназначенные для шотландской резиденции замка Уэддерберн, на основе гравюр руин Пальмиры, впервые опубликованных Робертом Вудом в 1753 году. Маленькие фигурки в турецких костюмах, стоящие среди классических руин, соответствуют другим восточным сценам позднего этапа его творчества, некоторые из них похожи на картины, написанные Джованни Антонио Гварди в 1746-1747 годах.

Будучи членом Флорентийской академии художеств еще с юности, в 1777 году Дзуккарелли разработал для нее курс «Мастерство обнаженного тела», предназначенный для более престижных, нежели пейзаж, жанров – мифологической и исторической живописи. Дзуккарелли продолжал преподавать в академии вплоть до ее реорганизации в 1784 году.

В своем завещании 1787 года Дзуккарелли сделал своей единственной наследницей «любимую жену» Джустину, а через полтора года – 30 декабря 1788 года – он скончался. Пространный некролог, появившийся в центральной тосканской газете, описал его как «простого, скромного, благодарного, сострадательного, щедрого, объединяющего эти незыблемые добродетели самым вежливым и тактичным образом, с большой грацией речи», также отмечалось, что с юности он обладал «природным гением» для создания пейзажей.

В Англии творчество Дзуккарелли продолжали ценить и после его кончины. Государственная гостиная королевы в Виндзорском замке в 1816 году была украшена семью пейзажами Франческо Дзуккарелли, а потолочная фреска выполнена историческим живописцем, более 30 лет работавшим на британских монархов Антонио Веррио (1639-1707). В викторианскую эпоху комната была широко известна как комната Дзуккарелли.


Гостиная666
Государственная гостиная королевы в Виндзорском замке в 1816 году,
украшенная семью пейзажами Франческо Дзуккарелли. Акварель Чарльза Вильда, XIX век


Франческо Дзукарелли стал одним из немногих венецианских художников, завоевавших всеобщее признание даже у критиков, отвергавших идиллическую живопись. Особенно популярен он был среди последователей Руссо. Франческо Мария Тасси в своей книге о художниках, скульпторах и архитекторах Бергамо отмечает, что Дзуккарелли пишет «пейзажи с самыми очаровательными фигурами» и поэтому превосходит не только художников современности, но и соперничает с великими гениями прошлого, потому что никто раньше не знал, как сочетать прелести гармоничной земли с фигурами, грациозно поставленными и представленными в самых естественных позах.

С переходом в XIX веке к более реалистичным способам изображения ландшафта в адрес художника начала звучать критика, особенно ядовитая в работах историка искусства Майкла Леви. Оценка Тернера была более сдержанной, он отмечал, что хотя работы Дзуккарелли лишены очарования и изящества Ватто, все же его фигуры были «иногда прекрасны». В то же самое время викторианские историки искусства, ревнуя его к славе, превосходящей известность их фаворита Ричарда Уилсона, называли творчество Дзуккарелли театральным и неискренним. Леви внес свой вклад в переоценку наследия художника, объяснив своим современникам привлекательность для них Дзуккарелли, проведя параллель с любовью англичан XVII века к пасторальной балладной поэзии, воспевающей сказочную страну, где «небеса всегда голубые, деревья вечно зеленые». Хотя на родине художника на протяжении большей части XIX и начала XX веков его творчество редко удостаивалось внимания, он никогда не впадал в немилость. В последние несколько десятилетий наблюдается возрождение интереса к Дзуккарелли со стороны итальянских искусствоведов, в частности, в 1994 году Федерико Дал Форно опубликовал его биографию, проиллюстрировав ее шестьюдесятью картинами, а Федерика Спадотто выпустила в 2007 году его персональный каталог. Интерес к творчеству Дзуккарелли у теоретиков поддерживается еще и тем, что любовь художника к эскапизму – намеренному уходу от реальности – считается нетипичной для позднего барокко.

В середине и конце XVIII века Франческо Дзуккарелли активно подражали, сходство с его аркадскими пейзажами можно найти в работах Ричарда Уилсона, Джузеппе Зайса, Джованни Баттиста Чимароли и Витторио Амедео Чиньяроли.


0687
Дзуккарелли, Франческо
Пастораль
Италия, XVIII в.
Холст, масло, 67×99 см
БСИИ ASG, инв. №04-0687


В Большом собрании изящных искусств ASG хранится пасторальный пейзаж Франческо Джакомо Дзуккарелли, в котором явлены все сильные стороны его творчества: изящная композиция, великолепный пейзаж, органичность и уместность стаффажных групп и даже их некоторая индивидуализация. Свет золотит верхушки кудрявых, как у Марко Риччи, деревьев, заливает лужайку на речном берегу и превращается в розоватую призрачную дымку на горизонте. Общая изысканно-нежная колористическая гамма картины подчеркнута яркими пятнами одежд отдельных персонажей. Пейзаж может быть отнесен к наиболее характерным и удачным образцам ведуты аркадия – жанра, в котором у Дзуккарелли в Венеции не было соперников.

Прозрачное сфумато и мягкие оттенки розового, зеленого и голубоватого цветов рокайльной палитры художника нравились заказчикам, мечтающим иметь его холсты наряду с ведутами Каналетто, Беллотто, пейзажами и каприччо Марко Риччи.

В России имеются всего три работы Дзуккарелли, одна в БСИИ и две в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В июне 2015 года в центре Эрмитаж-Казань была открыта выставка «Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа», где почетное место заняли работы Франческо Дзуккарелли.

Искусствоведы считают, что эта картина создана в 1740-е годы, когда индивидуальность мастера раскрылась в полной мере.

Корова667
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Пейзаж с женщиной, ведущей корову (ранее 1774)
Холст, масло. 60×88 см
Государственный Эрмитаж

Ребенок668
Дзуккарелли, Джакомо Франческо
Пейзаж с женщиной, несущей ребенка
Холст, масло. 69,5×51 см
Государственный Эрмитаж

В эрмитажную коллекцию пейзаж приобретен у графа М.А. Милорадовича. Он также исполнен Дзуккарелли в пору творческой зрелости – возможно, в период первого путешествия в Англию (1751-1762).

В первом рукописном каталоге Эрмитажа о Франческо Дзуккарелли было сказано так: «современный художник с очень высокой репутацией» – свидетельство европейской известности живописца, искусство которого счастливо соединило в себе как уроки «классицизирующего» пейзажа римской школы (особенно очевидны параллели с творчеством Андреа Локателли), так и более поздние, уже венецианские, впечатления от работ Марко Риччи. Равнинный ландшафт с далекими, подернутыми дымкой холмами, поднимающимися у самой линии горизонта, плавные изгибы реки с тенистыми берегами, ясное прозрачное небо, с которого льется мягкий ровный свет, – постоянная ничем не нарушаемая сельская идиллия и есть главный герой Дзуккарелли. Фигурки стаффажа – крестьяне в красочных костюмах, мирно пасущиеся стада – легко вписываются в эту удачно найденную композиционную формулу, всегда решенную в эмоционально позитивном духе и, по сути своей, декоративную. В картине заметны признаки очевидного влияния французской пасторальной живописи – пастушеская сцена на переднем плане напоминает о фигурках Ланкре, не лишенных изящества и сентиментальной грации.

Хотя Дзуккарелли и родился в Тоскане, он принадлежит к венецианской школе, и не только потому, что почти всю жизнь, за исключением 20 лет, проведенных в Англии, работал в Венеции. Любимые им темы не смогли бы развиться в суровом и разреженном воздухе флорентийского интеллектуализма. Только анонимные флорентийские мастера, художники второго ряда, к которым Дзуккарелли отнести невозможно, отдавали дань малым радостям простого существования. Благодаря этим малым флорентийцам увековечены тысячи вещей, составляющих зрелище тогдашней жизни и до сих пор хранящих ее говор и улыбку.

В то же время венецианец Дзуккарелли воплотил в своем творчестве и высшие достижения флорентийской школы – твердую законченную линию, тонкость и сложность рисунка, изысканность формы, решение всего пространства картины тонко продуманными и тщательно проработанными деталями.

Несмотря на всеевропейскую славу и работу во многих странах творчество Дзуккарелли глубоко национально. В колорите его картин на века сохранены лучи южного солнца, а в отчетливой изолированности красочных пятен и чистоте линий сказалась прозрачность атмосферы Италии.




Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Бухгейм Б. По Италии: [Впечатления, настроения, размышления]. – М.: тип. т-ва И.Н. Кушнерев и К°,1914. -308 с.
  2. Муратов П.П. Образы Италии: Т. 1.- М.: Научное слово, 1911.- 265 с.
  3. Образы Италии. Западноевропейское искусство XVII-XX веков из собрания Эрмитажа: каталог выставки.-СПб.: Славия, 2015.-239с.
  4. art.niv.ru
Поделиться: