decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Маринистика в изобразительном искусстве морских держав XVII века

04.09.2018

Освоение морского пространства является важнейшей вехой в истории человечества. Эволюция способов мореплавания, строительство кораблей, маяков – важная часть истории материальной культуры, а воспроизведение моря в различных видах искусства, его интерпретация вызвали к жизни особый жанр литературы и изобразительного искусства – маринистику. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется несколько марин, отражающих различие подходов к интерпретации моря у голландских, французских и итальянских художников XVII века – времени становления их как самостоятельного жанра. В их числе произведение Жана-Анри д'Арля, прозванного за подражание мэтру маринистики «Обезьяной Верне».

В изобразительном искусстве марина (от латинского marinus – морской) – изображение морского пейзажа или сцены морских сражений. Изображения кораблей, лодок встречаются, начиная уже с древнейшего времени, но как самостоятельный жанр морской пейзаж появился в Европе в начале XVII века. В Голландии морские образы эпохи барокко воплощает в своем творчестве Якоб ван Рёйсдал (1628/29-1682).


Рёйсдал282
Рёйсдал, Якоб Исаакс, ван
Морской пейзаж
Холст, масло, 61х49 см
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид


Во Франции морские пейзажи, проникнутые духом гармонии, появляются в творчестве классициста Клода Лоррена (1600-1682).


Порт283
Лоррен, Клод
Морской порт (1674)
Старая пинакотека, Мюнхен


Излюбленным объектом изображения море становится на рубеже XVIII-XIX в эпоху романтизма. У романтиков морская бушующая, как правило, стихия противопоставляется спокойной земле, море уподобляется мятежной человеческой душе, буре мирских страстей, олицетворяет вечное и непостижимое божественное начало. Художественный образ человека в море воплощает идею противостояния стихии, силу воли, что наиболее ярко проявилось в творчестве английского художника Джозефа Уильяма Тёрнера (1775-1851). Хотя нередко романтики вносили в свои картины ноты пессимизма, неукротимое море противостоит человеку, на фоне необъятной и неукротимой стихии очевиднее ничтожность земного существа. Корабль становится метафорой человеческой жизни, а прибытие в порт или отплытие, крушение и т.д. символизируют благополучное или трагическое начало/конец земного пути.


Рыбаки284
Тёрнер, Джозеф
Рыбаки в море (1796)
Холст, масло, 91×122 см
Тейт Британ, Лондон, Великобритания


Тёрнер был выдающимся маринистом, море в его картинах всегда грозное и непокорное, которому человек отваживается противостоять. Отсюда множество картин имеет трагический сюжет: ломающиеся мачты, гигантские волны, нависающие над лодкой, гибнущие корабли… Особенность этого художника, чья жизнь пришлась на период бурных общественных перемен, заключается в том, что даже тихие морские виды, напоенные светом, несут трагическое начало предощущения бури.

Значительный вклад в становление жанра маринистики внесли голландцы. Голландия – одна из самых первых морских держав. Именно в этой стране в XVII веке морской пейзаж сформировался как отдельный жанр, а до этого он существовал только как элемент религиозной живописи. Море кормило голландцев, они были ему благодарны, поэтому море часто изображалось на полотнах «малых голландцев», их картины украшали стены каждого приличного дома той поры. Не склонные к фантазиям, голландцы добросовестно отображали то, что видели в жизни. Например, голландский маринист Адам Сило (1674-1760), до 30 лет занимавшийся кораблестроением и ходивший по морю на судах в качестве капитана, изображал корабли так подробно и точно, что Петр I (бравший у Сило уроки рисования) обучал российских моряков по этим изображениям мореходному делу.


Суда285
Сило, Адам
Парусные суда во время волнения (1730-е гг.)
Холст, масло, 36х52 см
Государственный Эрмитаж


Одним из самых известных голландских маринистов является Ян Порселлис (ок. 1584-1632), фламандец, с 1620 года обосновавшийся в Голландии. Историк искусства Борис Виппер считает его первым маринистом европейской живописи, изобразившим море не ради какой-нибудь исторической битвы или подробного изображения большого корабля, а ради него самого: его прелести, его жизни, единства с облачным небом, ради создания впечатления атмосферы, напоенной влагой.


Корабли286
Порселлис, Ян
Голландские корабли во время шторма (1620)
Холст, масло, 30х40 см
Национальный морской музей, Лондон


Порселлис был виртуозом в передаче прозрачной, пенистой холодной волны северного моря, постепенно его, как впоследствии Тёрнера, увлекает образ не спокойного, а разбушевавшегося моря.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется марина Питера Мулира Младшего, отец которого, художник-маринист, был современником Порселлиса. Мулир родился в Харлеме, учился в мастерской отца, а затем перебрался в Антверпен, где поступил в мастерскую выдающегося анималиста Франса Снайдерса, и сам рисовал животных. Примерно в 19 лет Мулир уехал в Италию и больше никогда не посещал родину. Он жил в Риме, Венеции, Генуе, Милане, был весьма колоритной личностью, сибаритствовал, но при этом восемь лет провел в тюрьме якобы за убийство первой жены. Заключение не сломило, а отточило мастерство художника. Мулир писал пейзажи, в которых изображал бурное море, за что получил прозвище Темпеста (ит. tempesta – «буря, шторм, гроза»), которым гордился.

Пейзаж из БСИИ изображает трагический момент бури, когда корабли, носимые по морю штормовым ветром, почти потеряли управление. На переднем плане один корабль почти прижат к молу, только удача и высшие силы могут помочь команде переправиться на сушу, а вероятнее всего в следующую секунду ветер снова отнесет корабль в открытое море или бросит на прибрежные камни. Черные волны сливаются с черным небом, а белый мертвый цвет солнца, видного в редких разрывах туч, делает картину еще мрачнее.


3700
Мулир Младший, Питер
Корабли в бушующем море
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 59×84 см
БСИИ ASG, инв. №04-3700


Совсем другим изображал море французский художник, ученик непревзойденного мариниста Франции Клода Жозефа Верне (1714-1789) Жан-Анри д'Арль.

Жан-Анри (1734-1784) родился в семье клерка в Провансе в Арле, некогда могущественном сопернике Марселя в борьбе за торговые пути. Он был увлечен рисованием с самого раннего возраста и познакомился с художником Жаном Жозефом Каппелером (1706-1790), который приехал в Арль, чтобы украсить гостиную отеля, где работал его отец. К жанру маринистики Каппелер также пристрастился под влиянием Верне.

Каппелер оценил юное дарование и отвез Жана-Анри в Марсель, взяв его на учебу в Академию скульптуры и живописи в Марселе, одним из основателей которой он стал в 1752 году. Жану-Анри уготовано было стать его лучшим учеником, в 1753 году он стал победителем первого же конкурса. Знакомство д'Арля и Верне состоялось в Марселе, куда знаменитый маринист прибыл, чтобы нарисовать его порт в рамках заказа, сделанного Людовиком XV для всех портов Франции. Он просит Капеллера добавить в помощь одного из своих учеников. Анри получает это место, и на него в значительной степени влияет мастер морских картин, что принесет ему колкое прозвище «Обезьяна Верне».


Марсель287
Верне, Клод Жозеф
Вид на порта Марселя (между 1754-1762)
Холст, масло
Лувр, Париж


Анри часто посещает порт Марселя, набережные, строительные площадки и, не колеблясь, отправляется туда в бурный день, чтобы лучше проникать в великие явления природы.

Благодаря своему благодетелю, богатому любителю живописи Жану-Батисту Рею, Анри смог пробыть два года в Риме, чтобы улучшить искусство живописи. Он вернулся из Италии в полной зрелости своего таланта с прозвищем Жана-Анри д'Арля. В 1755 году он был принят в Академию живописи, через двадцать лет, в 1776 году, был назначен на должность профессора. Он украшал не только дом своего благодетеля, но и Гийома де Пола, генерал-лейтенанта из Марселя, которому принадлежали несколько его картин.


Флот288
д'Арль, Жан-Анри
Флот с солдатами у подножия древних руин (1760)
Холст, масло, 212х126 см
Из коллекции Гийома де Пола, Марсель


Гавань1_289

Гавань2_290

д'Арль, Жан-Анри. Пара сцен в гавани (1768). Холст, масло, 53,2х76,8 см


В апреле 2018 года пара картин этого мариниста была продана на аукционе Доротеум (Вена) за 61,447 тыс. евро при эстимейте 40 тыс. Обе картины имеют тщательно сбалансированную композицию, фланкированную с одной стороны крутым обрывистым берегом, поросшим растительностью. Архитектурное сооружение, скорее всего, маяк, идеально вписано в ландшафт, залитый неярким рассеянным светом, переходящим в туманную даль, где на горизонте море и небо сливаются в единое целое. В данных работах ощутима традиция франко-итальянской пейзажной живописи.

Работы этого художника часто можно встретить на европейских аукционах. Так, еще одно его произведение, изображающее кораблекрушение возле скалистого берега, было продано за 77,39 тыс. евро.


Побережье291
д' Арль, Жан-Анри
Кораблекрушение у побережья (1758)
Холст, масло, 223х135,5 см


Кораблекрушение292
д'Арль, Жан-Анри
Кораблекрушение
Холст, масло, 97х129 см

Марина293
Жан-Анри д’Арль
Марина
Музей Энгра, Монтобан

Сравнение картин Жана-Анри д'Арля с произведениями Рёйсдала, Порселлиса, Сило и Мулира доказывает, что он был чисто французским пейзажистом, чьи несколько театрально освещенные марины демонстрируют тем не менее глубокое знание мельчайших деталей явлений природы. Некоторые его итальянские сцены на море следуют традициям классических пейзажей, созданных Клодом Лорреном. Французский вкус того времени не простирался дальше идеализированных сцен, чуждых собственному опыту и зрителя, и художника. Спросом пользовались ласкающие взгляд виды заливов и Неаполя, горы, пещеры, штормы, кораблекрушения, потому что горожане вряд ли когда-либо бывали свидетелями этих вещей в жизни. Кроме того, итальянские сцены были популярны среди аристократических клиентов, поскольку они отражали места, которые те посещали во время своих путешествий. К числу таких произведений относится картина из БСИИ ASG, в которой очевидное желание понравиться зрителю искупается виртуозностью исполнения.


2050
д’Арль, Жан-Анри
Руина в порту
Франция, 1768 г.
Холст, масло, 212×126 см
БСИИ ASG, инв. №04-2050




Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Статьи об искусстве / Б. Р. Виппер; вступительная статья Т. Н. Ливановой. – Москва: Искусство, 1970. – 591 с.
  2. Терещенко Е.Ю. Искусство в системе морской культуры // Общество: философия, история, культура. – 2016. – №2. – С. 108-111.
  3. sothebys.com
  4. antiquairemarine.blogspot.com
  5. dorotheum.com
  6. blouinartsalesindex.com
  7. leparaquasistain.over-blog.com
  8. artnet.fr
  9. wikipedia.org

Поделиться: