decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Загадка полотна Сементи из БСИИ ASG

15.10.2020

В коллекции итальянской живописи XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG одним из лучших произведений является картина «Сусанна и старцы», которая, по мнению экспертов аукционного дома Christophe Morel, была написана мастерской итальянского живописца раннего периода Барокко – Джованни Джакомо Сементи (1580 – 1636). Работа была приобретена на аукционе в 2013 году. На тот момент её состояние требовало срочного реставрационного вмешательства: красочный слой во многих местах отставал от грунта, в нижней части картины наблюдались многочисленные осыпи вплоть до холста. Присутствовали и некачественные реставрационные вмешательства, поздние записи хорошо просматривались в ультрафиолетовых лучах. Именно они привели к непропорциональному телосложению центрального персонажа – Сусанны. Видимо, на основании грубого искажения авторской живописи одного из лучших учеников Гвидо Рени, специалисты с осторожностью атрибутировали полотно его мастерской. Однако, после того как в 2017 году в мастерских Международного института антиквариата была проведена реставрация полотна, стало понятно – перед нами превосходный образец барочной живописи крупного мастера, коим и являлся Джованни Джакомо Сементи.

IMG_3323_01.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Сусанна и старцы
Италия, XVII век
Холст, масло. 130×161 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3839


Сементи обучался в Болонье у Дениса Калверта (около 1540 – 1619) и Гвидо Рени (1575 – 1642). Долгое время Сементи рассматривали лишь как подражателя Рени, копирующего манеру великого живописца при написании драпировок и типажей лиц. Это весьма поверхностный подход, Рени часто поручал Сементи снимать копии со своих работ. Художник делал это довольно точно, но иногда неожиданный хмурый взгляд персонажа, его кричащий рот или улыбка ангела, возникавшие там, где у Рени их не было, выдавали поиски собственного пути и творческую сублимационную работу, происходившую в живописце. Одна из ранних работ Сементи – «Смерть Иосифа Обручника» – имеет острое трагичное настроение и ясный композиционный замысел. Долгое время она была неверно атрибутирована. Сначала её автором считали Джакомо Каведоне (1577 – 1660), затем – Карло Бонони (1569 – 1630), и, наконец – Эмилио Савонанзи (1580 – 1666). В недавнем прошлом авторство всё-таки было признано за Сементи. Фигуры персонажей на картине резко выступают из темноты, их яркие одежды буквально «горят» на чёрном фоне. В этом проявляется явное влияние искусства Караваджо.

1-Sementi-Medicina.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Смерть Иосифа Обручника
Церковь ди Сан Маманте, Болонья


Умирающему святому помогает преклонившая колени Дева Мария, а Христос успокаивает и обнимает Иосифа, как если бы он поднимал его с постели для последнего причастия. Сементи не изображает ложа Иосифа, чтобы не перегружать картину по горизонтали. Помимо основных персонажей художник вводит в композицию двух ангелов и фрагмент незанавешенного окна с изображением серого неба. Вслед за «Смертью Иосифа Обручника» Сементи создаёт «Мученичество святой Екатерины» и, пожалуй, самую знаменитую свою работу «Мученичество святой Евгении» (обе находятся в Национальной пинакотеке Болоньи). Картины эти были написаны между 1612 и 1614 годами. Трактовка складок на тяжёлых одеждах святых близка драпировкам с полотна «Смерть Иосифа Обручника».


3-S_-Caterina.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Мученичество святой Екатерины
Между 1612 и 1614 годами
Национальная пинакотека, Болонья

Sementi_Martirio_di_sant'Eugenia.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Мученичество святой Евгении
Между 1612 и 1614 годами
Национальная пинакотека, Болонья

Истоки геометризма этих складок не следует искать лишь в подражании манере Рени. Искусство Сементи находилось под влиянием и других визуальных культур. Во многом на него повлияла живопись Бартоломео Скидони (1578 – 1615), который в своих поздних работах доводил тщательно продуманную ритмику геометрии драпировок одежд до абсолюта.

The-Deposition-1613-Bartolomeo-Schedoni-Oil-Painting.jpg
Бартоломео Скидони
Положение во гроб
1613 год
Национальная галерея, Парма


В картине «Христос, исцеляющий больных» Сементи пишет Иисуса, простирающим вперед левую руку с отведённым указательным пальцем. Этот жест он копирует с картины Скидони «Положение во гроб», где мужской персонаж в правой части аналогичным движением руки указывает другому участнику сцены на интересующий его объект или направление.


1.png
Бартоломео Скидони
Положение во гроб (фрагмент)
Национальная галерея, Парма

2.png
Джованни Джакомо Сементи
Христос, исцеляющий больных
Частная коллекция, Флоренция

В свою очередь Бартоломео Скидони «подсмотрел» этот жест у гения Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи. В его «Мадонне в скалах» (вариант из Лувра) ангел таким же образом направил руку на Иоанна Крестителя.

Leonardo_Da_Vinci_-_Vergine_delle_Rocce_(Louvre).jpg
Леонардо да Винчи
Мадонна в скалах
1483 – 1486 годы
Дерево, переведённое на холст, масло.
199×122 см
Лувр, Париж


Сементи также копировал образы Микеланджело и Гвидо Рени. В его росписи плафонов Палаццо Дукале (Мантуя) 1618 года мы видим сивилл, очень близких пророчицам Микеланджело из Сикстинской капеллы. В нижней части одной из этих фресок Сементи пишет молодого мужчину, чей внешний облик и поворот головы списаны с легендарного «Сотворения Адама» Микеланджело. Источником вдохновения для «Квадриги Аполлона» Сементи из того же палаццо стала фреска Гвидо Рени «Аврора» с золотым фоном из Палаццо Паллавичини-Роспильози (Рим). В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно XVIII века последователя Гвидо Рени, воспроизводящее «Аврору».

800px-Gian_giacomo_sementi,_allegorie,_1618_ca__01.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Роспись плафона в Палаццо Дукале (Мантуя)
1618 год


gg.png
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент росписи плафона в Палаццо Дукале
(Мантуя) с изображением юноши, чей внешний
облик списан с Адама Микеланджело

hkhk.png
Микеланджело Буонарроти
Сотворение Адама (фрагмент)
1511 год
Сикстинская капелла, Ватикан

1280px-Gian_giacomo_sementi,_carro_del_giorno,_1618_ca__apollo.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Квадрига Аполлона
1618 год
Палаццо Дукале, Мантуя


 1280px-Guido_Reni_008.jpg
Гвидо Рени
Аврора
1614 год Палаццо Паллавичини-
Роспильози, Рим

 gthy.png
Гвидо Рени, последователь
Аврора
Италия, XVIII век
Холст, масло. 109×204 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0983

Но не только гениальным творцам подражал Сементи. Часто он повторял образы своего современника Джакомо Каведоне. Любимый ученик братьев Карраччи, свои лучшие произведения этот художник создал между 1610 и 1615 годами. В 1623 году он упал с лесов в церкви, что значительно подорвало физическое здоровье мастера. А в 1630 году от чумы скончалась жена и дети Каведоне. После этого художник не создал ничего выдающегося и умер нищим в Болонье в 1660 году. В нашей статье мы воспроизведём работу Каведоне «Поклонение пастухов» 1612 года, поскольку в ней внешний облик Иосифа, изображённого у правой кромки, указывающим на Младенца, близок одному из старцев (справа) с всклокоченной седой бородой и волосами с картины из собрания ASG. Схоже с ними и изображение святого Петра того же Каведоне.


 12.jpg
Джакомо Каведоне
Поклонение пастухов
1612 год
Базилика Сан-Паоло Маджоре,
Болонья

 hj.png
Джакомо Каведоне
Поклонение пастухов (фрагмент с
изображением Иосифа)
Базилика Сан-Паоло Маджоре,
Болонья


 kki.png
Джованни Джакомо Сементи
Сусанна и старцы (фрагмент с изображением
старца справа)
БСИИ ASG, инв. № 04-3839

 untitled.png
Джакомо Каведоне
Святой Пётр [1]

Позднее Сементи написал «Апостола Матфея с ангелом», где святой имеет тот же самый облик седовласого старца. Сохранился подготовительный рисунок к этой картине, находящийся в Библиотеке Моргана (Нью-Йорк).


 14-Sementi-Roma-Concezione-188x300.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Апостол Матфей с ангелом
Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим

 15-Sementi-New-York-244x300.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Апостол Матфей с ангелом (подготовительный
рисунок)
Библиотека Моргана, Нью-Йорк

Раннее творчество Бартоломео Скидони, Джакомо Каведоне и Джованни Джакомо Сементи можно рассматривать как чудесный гибрид, которому не суждено было долго существовать. В их искусстве переплелись красота колорита и мощь живописи Гвидо Рени, сентиментальный натурализм Лодовико Карраччи и первые восторженные импульсы от увиденного на полотнах Караваджо. В дальнейшем этот симбиоз традиций разных живописных школ выльется у Сементи в подражание Караваджо. Причём подражание это было таким мастерским, что в 1987 году уже упомянутую нами картину Сементи «Христос, исцеляющий больных» приняли за работу самого Караваджо. Затем, до установления авторства Сементи, картина долгое время была атрибутирована как полотно неизвестного караваджиста. Как во времена ученичества Сементи копировал произведения Рени, так и затем он переписывал картины Караваджо, в частности его знаменитый «Поцелуй Иуды».

 1280px-Caravaggio_-_Taking_of_Christ_-_Dublin.jpg
Караваджо
Поцелуй Иуды
Около 1602 года
Национальная галерея Ирландии, Дублин

 7-Sementi-New-York-Steigrad.jpg
Джованни Джакомо
Сементи
Поцелуй Иуды Lawrence Steigrad Fine Arts,
Нью-Йорк

Сементи исполнил данную кавер-версию шедевра Караваджо во время своего пребывания в Риме. Но её нельзя рассматривать как простую копию – слишком силён стилистический фильтр выразительных средств, направленный у Сементи в сторону академизма. По сравнению с неистовым натуралистом Караваджо, который не боялся неэстетичных сторон жизни, реальность в живописи Сементи сглажена, идеализирована, жесты персонажей благородны, а лица задумчиво озарены. В работе Сементи «Отречение Петра», где действие происходит в римской таверне, ощущается влияние крупнейшего караваджиста Бартоломео Манфреди (около 1580 – 1622). Здесь очевидный караваджизм говорит на своём собственном языке, что выражается в сухости мазка и цвета, рассуждающей и несколько повествовательной манере трактовки сюжета. Сознательно или нет, но Сементи нарушает гармонию пуризма караваджистов.

8-Sementi-Milano-Koelliker-300x214.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Отречение Петра
Коллекция Луиджи Коеллике,
Милан


Другое примечательное полотно Сементи данного периода – «Смерть Иосифа Обручника», которое впервые было ошибочно продано на аукционе как произведение Бартоломео Кавароцци (1587 – 1625). Сементи уже второй раз обращается к данной теме. Здесь она более драматична, по сравнению с картиной из церкви ди Сан Маманте в Болонье. Иосиф уже мёртв. Христос осторожно кладёт тело своего земного отца на кровать. Дева Мария смотрит на зрителей задумчивым и растерянным взглядом.

10Sementi-mercato.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Смерть Иосифа Обручника
Работа проходила на аукционе Londra Phillips 

Тогда же была написана «Мадонна с младенцем» из Падуанской епархии, «Обучение Девы Марии» (частная коллекция, Довадола), «Святое семейство» (частная коллекция) и «Сусанна и старцы» из «Vivian Art Gallery» Лондон. По поводу последней работы до сих пор не утихают споры об авторстве: некоторые исследователи полагают, что она написана самим Гвидо Рени.


 22-Sementi-Susanna-1-300x239.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Сусанна и старцы
Vivian Art Gallery, Лондон

 IMG_3323_01.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Сусанна и старцы
Италия, XVII век
Холст, масло. 130×161 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3839

Картина Сементи с этим сюжетом из Большого собрания изящных искусств ASG была создана в то же самое время, что и работа из лондонской галереи. Хотя их роднит только сюжет, тогда как средства выразительности и интерпретация образов в них совершенно различны. Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению, кем же написана «Сусанна и старцы» из Vivian Art Gallery – Рени или Сементи? В случае с полотном из собрания ASG о такой постановке вопроса не может идти и речи, но в ней, безусловно, ощущается сильное влияние Рени. Сам Рени написал «Сусанну и старцев» из Лондонской национальной галереи в 1620 году. С 1616 по 1626 годы Сементи работал в мастерской Рени и не мог не впасть в искушение, повторив в чём-то его персонажей. Особенно это касается Сусанны. Трактовка её фигуры в картине из собрания ASG – крупные объемы, небольшая грудь, характерные горизонтальные складки над пупком, белизна кожи, поворот корпуса, бедра, скрытые драпировкой – близка той, что мы видим в композиции Рени.


535125.jpg
Гвидо Рени
Сусанна и старцы
1620 год
Холст, масло. 117×150,5 см
Лондонская национальная галерея

67.png
Гвидо Рени
Сусанна и старцы (фрагмент с изображением
Сусанны)
Лондонская национальная галерея

57.png
Джованни Джакомо Сементи
Сусанна и старцы (фрагмент с изображением
Сусанны)
БСИИ ASG, инв. № 04-3839


Модель, с которой исполнена Сусанна на картине из собрания ASG, Сементи писал неоднократно. Вот она предстаёт в образе умирающей Клеопатры со змеёй на груди, а вот она же в виде благочестивой девы, принявшей мученическую смерть вместе со святой Урсулой.

cleopatr.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Смерть Клеопатры
Галерея Сабауда, Турин



Giovan_giacomo_sementi,_martirio_di_s__orsola,_xvi_sec.JPG
Джованни Джакомо Сементи
Мученичество святой Урсулы
Церковь Сан-Мартино, Болонья

66.png
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент картины «Мученичество святой
Урсулы» с изображением благочестивой девы
Церковь Сан-Мартино, Болонья
Эта же самая натурщица позировала для
образа Клеопатры (Галерея Сабауда, Турин) и
Сусанны из Большого собрания изящных искусств ASG

Если мы обратим внимание на правую руку девы с полотна «Мученичество святой Урсулы», то увидим особое изящное положение пальцев, когда средний и безымянный соединены, а указательный и мизинец отведены в стороны. Подобный жест руки Сементи писал не единожды. Вот Дева Мария придерживает голову Иисуса, разместив пальцы схожим образом, Антоний Великий идентично прижал ладонь к груди и точно так же один из старцев (слева) на полотне из собрания ASG прикасается к Сусанне.


17-IMG_5808-253x300.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Мадонна с младенцем
Падуанская епархия

30-Sementi-Imola-191x300.jpg
Джованни Джакомо Сементи
Распятие со святым Иеронимом и Антонием
Великим
Епархиальный музей, Милан


вп.png
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент картины «Распятие со святым Иеронимом
и Антонием Великим» с изображением характерного
для Сементи жеста руки
Епархиальный музей, Милан

IMG_2130.JPG
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент картины «Сусанна и старцы»
с изображением свойственного для
Сементи жеста руки – средний и
безымянный пальцы соединены,
указательный и мизинец – отведены в
стороны
БСИИ ASG, инв. № 04-3839

В ходе атрибутационного исследования и сравнительного анализа произведений художника искусствоведы всегда обращают внимание на то, как он пишет руки и уши – во всех своих работах он изображает их одинаково, в индивидуальной манере. Живописец может написать руки персонажей по-разному, если этого требует фабула произведения. Например, изображая святого и нищего, руки святого он напишет чистыми и аккуратными, а руки нищего – грязными и изувеченными. Но в случае равноценности героев (старцы с картины из собрания ASG) он исполнит их руки одними и теми же приёмами. В процессе изучения полотна Сементи «Сусанна и старцы» из собрания ASG мы пришли к выводу, что фигура Сусанны и старца слева исполнены самим Сементи, а старец справа был написан другим мастером. Об этом свидетельствует рисунок складок на одеждах персонажей и разница в передаче их фактур. Плащ персонажа слева замечательно выписан, он имеет богатый, хотя и неяркий цвет, с тонкими сочетаниями полутонов. Точным использованием светотени художник передаёт нам мягкость и ворсистость ткани, под ней вполне читается напряженная рука, а сам цвет – красно-кирпичном и мастерски воспроизведенные драпировки напоминают манеру Караваджо. Такой эффект обеспечен иррадиацией двух соседних цветов: зеленовато-оливкового покрывала Сусанны и кирпично-терракотового одеяния старца. Благодаря эффектному переходу от кирпичных к черным тонам появляется масштаб, текстура и объём. Оттенок изумрудного плаща старца справа не столь красив и довольно зауряден. Его складки проработаны весьма формально, без артистического азарта, а в том месте, где живописец демонстрирует оливковую подкладку плаща, он и вовсе приводит её единым цветовым пятном, практически не давая нюансировок.


IMG_2119.JPG
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент картины «Сусанна и
старцы» с изображением одежд
старца слева
БСИИ ASG, инв. № 04-3839

IMG_2124.JPG
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент картины «Сусанна и
старцы» с изображением одежд
старца справа
БСИИ ASG, инв. № 04-3839

Существенна разница и в написании кистей рук старцев. Рука правого персонажа покрыта тенью, но несмотря на это хорошо просматривается рельефный абрис кисти, землистая сухая старческая кожа, грязные жёлтые коротко подстриженные ногти. Этот старец не дотрагивается до Сусанны, его рука всего лишь условно протянута в её сторону, в ней нет импульса жизни и страсти. Совсем иное впечатление производит рука героя слева – она полнокровна и хорошо передаёт душевное состояние старца – чувственное до потери самоконтроля. Эта рука ухожена, ногти чисты и имеют удлинённую форму.


апк.png 
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент картины «Сусанна и
старцы» с изображением руки
старца слева
БСИИ ASG, инв. № 04-3839

 98.png
Джованни Джакомо Сементи
Фрагмент картины «Сусанна и
старцы» с изображением руки
старца справа
БСИИ ASG, инв. № 04-3839

Но не в этом заключена основная разница. Сементи – большой барочный мастер. И по отношению к его живописи не хочется употреблять такие искусствоведческие шаблоны, как «телесность персонажей» или «мастерски переданный инкарнат». Искусство Сементи обладает куда более важным качеством – гуморальной выразительностью – свойством, присущим далеко не всем художникам. Эта гуморальность проявилась ещё в работе «Отречение Петра». Хорошо освещённая голова апостола напоминает высеченное в мраморе изваяние, старательно отполированное до блеска абразивами. Такое решение близко мраморным рельефам скульптора Агостино ди Дуччо (1418 – около 1481). На руках святого проступили локтевые кости, напряжённые мышцы и жилы, подчёркивающие внутренние переживания Петра. На запястьях видна голубизна вен.

99.9.png
Джованни Джакомо Сементи
Отречение Петра (фрагмент с изображением
апостола Петра)
Коллекция Луиджи Коеллике, Милан


Всё это многократно усилится впоследствии. Уже в картине из собрания ASG в изображении одной лишь руки старца в краснокирпичном плаще ощущается особая циркуляция кровотока. Сементи с помощью живописных средств блестяще создаёт иллюзию тонкой вибрации в набухшей вене на руке старца. Именно это умение и выделяло Сементи в череде остальных учеников Гвидо Рени. И, скорее всего, кто-то из них является автором изображения седовласого старца в правой части композиции из собрания ASG. Как мы уже отметили выше, Сементи сотрудничал с Рени на протяжении десяти лет. Работа в мастерской болонского мэтра была комфортной для художника, обеспечивала стабильность и непрерывную череду хорошо оплачиваемых заказов. Однако она же нейтрализовала самостоятельность и выразительность живописи самого Сементи. В мастерской Рени он работал в команде, верно следуя указаниям учителя, только предвкушая автономию и долгожданную творческую самореализацию. В конце XVI века Гвидо Рени и Джованни Джакомо Сементи начали своё обучение у фламандца Дениса Калверта, в мастерской которого они и познакомились. Талант Гвидо развивался молниеносно. К 1610 году Рени уже восходящая звезда итальянской живописи. Он не справлялся с многочисленными заказами, что побудило его открыть мастерскую, куда были приняты на работу многие талантливые болонские художники. Объём работ с фресками в римской церкви Сан-Грегорио-Маньо был столь велик, что Рени обратился за помощью к живописцам, ориентированным на абсолютно разные стили. Среди откликнувшихся были Джакомо Каведоне, Джованни Ланфранко (1582 – 1647), Лючио Массари (1569 – 1633), Леонелло Спада (1576 – 1622) и, собственно, Джованни Джакомо Сементи. Альянс таких одарённых живописцев создал благодатную почву для взращивания таланта Сементи. Он испытал воздействие всех своих собратьев по цеху, в особенности Каведоне и Массари. Так как картина Сементи из Большого собрания изящных искусств ASG написана в ранний период творчества, когда художник ещё работал в мастерской Рени и находился под его влиянием, не исключено, что с фигурой правого старца ему помог кто-то из вышеперечисленных живописцев. В данном случае, чтобы выйти на конкретику, необходимо провести подробное исследование живописного подчерка каждого из них. Тогда кого же французские эксперты имели ввиду под мастерской Сементи? Если учесть, что Сементи прекратил сотрудничество с Рени в 1626 году, а умер в 1636, то для самостоятельной работы и открытия мастерской у него было десять лет. Среди его учеников прославился лишь один – Джачинто Бранди (1623 – 1691). Но он не мог иметь отношения к написанию «Сусанны и старцев» из собрания ASG, поскольку на тот момент был ещё слишком мал. Именно поэтому мы считаем, что искать автора фигуры правого старца с этого полотна следует не среди учеников Сементи, а в среде мастерской Гвидо Рени. Кроме этого в июне 2019 года в Италии вышла монография о Сементи знаменитого историка искусств, художника, писателя и преподавателя Академии изящных искусств Болоньи Массимо Пулини. Она называется «Метаморфозы Джованни Джакомо Сементи» и в ней он так же высказывает мнение, что картина из собрания ASG принадлежит к раннему этапу творчества Сементи и написана им самим, без участия его мастерской [2].

1.11.png
Скриншот фрагмента
статьи Массимо Пулини
с воспроизведением
картины «Сусанна и
старцы» из собрания
ASG под авторством
самого Джованни
Джакомо Сементи


Таким образом, мы атрибутируем композицию «Сусанна и старцы» из Большого собрания изящных искусств ASG авторством самого Джованни Джакомо Сементи, а не его мастерской. Полотно датируется декадой, проведённой Сементи в мастерской Гвидо Рени – 1616 – 1626 годами. Мы полагаем, что фигуры старца слева и Сусанны были выполнены самим Сементи, а герой справа написан одним из художников, работавших совместно с живописцем в мастерской Рени (Каведоне, Ланфранко, Массари, Спада). Об этом свидетельствует разная манера изображения складок на одежде и рук мужских персонажей. В наших дальнейших исследованиях мы будем устанавливать имя конкретного мастера, изобразившего седовласого старца в зелёном плаще, из числа мастеровых Рени.





Алина БУЛГАКОВА

Ссылки:
treccani.it
Дата доступа: 07.08.2020.
eguarwr.ru
Дата доступа: 11.08.2020.

Поделиться: