Горбун Карраччи из Кортоны
На рубеже XVI-XVII веков в живописи Италии возникают два художественных направления: одно связано с искусством Караваджо, другое – с творчеством братьев Карраччи. Несхожие стили этих мастеров не только определили характер итальянской живописи XVII века, но и повлияли на все европейское искусство того периода.
В Большом собрании изящных искусств ASG имеется пейзаж ученика Карраччи Пьетро Паоло Бонзи, в котором можно увидеть признание эстетической ценности реальной действительности – основного художественного принципа караваджизма.
Историки искусства единодушно признают, что Бонзи обладал очень хорошим
художественным уровнем и великолепной способностью рисовать фрукты и цветы:
«...его гений был живой осенью всякого рода фруктов»
Пьетро Паоло Бонзи (1576-1636) был итальянским художником, работавшим в основном в Риме. «Пьетро Паоло Бонзи был кортонец, и родился в семье плотника…» написал историк искусства Джованни Бальони в своей книге «Жизнь художников, скульпторов и архитекторов» в 1642 году.
Физический изъян мальчика – он родился горбатым – препятствовал занятию плотницким ремеслом, поэтому он был отдан в обучение в художественную мастерскую. Одно из его прозвищ – Горбун Карраччи – указывает на то, что его подготовка осуществлялась в Болонье, где братья Карраччи основали свою академию. К тому же в фондах Британского музея хранится карикатура на Бонзи, выполненная рукой Аннибале Карраччи.
Карраччи, Аннибале
Горбун Карраччи (1736)
Офорт
Британский музей
Бонзи, Горбун из Кортоны, Горбун из фруктов, Горбун Карраччи – это все его творческие псевдонимы, однако для выдающихся исследователей истории итальянского искусства, таких как Джироламо Манчини и Альберто делла Селла, настоящее имя этого художника было Пьетро Паоло Селлари.
Его рождение чаще всего датируется 1575-76 годами, тогда как Джироламо Манчини утверждает, что «в регистрах крещеных Собора отмечается: 1573, апрель, 21 Пьетро Паоло Андреа Селлари». Считается, что художественное наследие Бонзи обширно, но он подписал только несколько своих работ как Пьетро Паоло да Кортона или Пьетро Паоло Гоббо (Горбун). Пройдя обучение в мастерской Аннибале Карраччи, Пьетро Паоло Бонзи посвятил себя жанру классического пейзажа, взяв в качестве образца произведения Доменико Дзампьери (1581-1641), а также не пренебрегая приемами фламандца Пауля Бриля (1554-1626), с которым он сотрудничал в 1611 году, украшая лоджию дворца кардинала, племянника папы римского Павла V Сципиона Боргезе. В Большом собрании изящных искусств ASG имеется пейзаж П.-П. Бонзи «Путники на берегу реки».
Бонзи, Пьетро Паоло
Путники на берегу реки
Италия, XVII в.
Холст, масло, 102×153 см
БСИИ ASG, инв. №04-2880
Речная гладь, фланкированная деревьями, особенно выигрывает от затемненного берега на переднем плане, по которому идут несколько мужчин. Этот идиллический пейзаж с зеркальной гладью спокойных ослепительных вод, компактных масс зелени, цвет которой варьируется от темно-зеленого до светло-серого, напоминает манеру караваджистов Карло Сарачени, «художника первого класса второго ранга», и Адама Эльсхаймера, влиявшего на Сарачени.
Бонзи, Пьетро Паоло
Речной пейзаж с изображением Моисея
Холст, масло, 53,5x71,2 см.
Аукционный дом Кристи, ноябрь 2000 года, лот 66.
Цена реализации £14,1 тыс.
22 июня 1622 года Бонзи начал работать в Галерее дворца покровителя Караваджо, страстного коллекционера Асдрубале Маттеи, где ему было доверено выполнить гирлянды из фруктов и цветов. Основную работу – центральные сцены плафонов, выполнили великий мастер барокко Пьетро да Кортона (1596-1669) и Агостино Тасси.
В 1634 году Пьетро Паоло Бонзи стал членом академии Святого Луки. О высоком материальном статусе художника свидетельствует тот факт, что жил он в одном из престижных районов Рима на виа Раселла в собственном доме, поблизости от палаццо Барберини. Известно, что соседом его был наставник Пуссена и Лоррена Доменикино. Бонзи были подвластны практически все жанры – от портрета до пейзажа, но наибольшее число картин составляют натюрморты с фруктами. Следует отметить, что некоторые работы, изначально приписываемые Бонзи, были позднее отнесены к его соученику Томазо Салини (1575-1625). Натюрморты Бонзи, в отличие от Салини, не подвергались влиянию Караваджо, но демонстрировали следование академической манере, основанной на ярком освещении отдельных плодов, а не на стремлении к жизненной правде.
|
|
Работы Бонзи присутствуют в коллекциях аристократического рода Джустиниани и принца Неаполитанского королевства Лоренцо Онофрио Колонна.
Вслед за своими учителями Карраччи Бонзи способствовал возрождению популярности пейзажного жанра, совершенно забытого в период маньеризма. На основе традиций венецианского пейзажа XVI века он создает работы в стиле так называемого классического, или героического, пейзажа. Но героический облик природы, свойственный пейзажам Карраччи и Доменикино, приобретает у него нежный лирический оттенок.
Бонзи, Пьетро Паоло
Пейзаж с овцами и пастухом (1622)
Холст, масло, 64х47 см.
Капитолийский музей
В работах Пьетро Бонзи пейзаж – это уже не эмоциональный аккомпанемент героического действа, а законченный художественный образ природы, объединяющий непосредственные впечатления и пока еще неизбежную идеализацию.
Светлана БОРОДИНА
Источники:
valdichianaoggi.it
wikipedia.org
bibliotekar.ru