decor
Следите за нашими новостями

КРАСНОРЕЧИВЫЙ ЖИВОПИСЕЦ ПЬЕР ЖАК КАЗ

03.08.2019

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся две работы Пьера Жака Каза, который вошел в историю живописи как учитель лучшего реалиста XVIII века Жана Батиста Шардена. Творчество самого Каза сегодня основательно подзабылось, что несправедливо, поскольку художник был талантливым колористом, коих, по словам философа Дидро, гораздо меньше, чем рисовальщиков.
И хотя колористическое решение картин Каза определялось не гением, как у Шардена, а следованием псевдонаучной методе, распространившейся в живописи после открытия Ньютоном цветового спектра, его работы и сегодня являются образцом элегантности и изящества.

Авед464
Авед Ж.
Портрет Пьера Жака Каза (1734)
Версаль (Выполнен в качестве подарка Королевской академии)


Пьер-Жак Каз (1676-1754) – французский исторический живописец. Он также известен как первый учитель одного из лучших художников XVIII века Жана-Батиста Шардена.

Каз выиграл Большую Римскую премию в 1699 году, но в Италию так и не поехал. Почему, история умалчивает, но вполне возможно, что, как и многие его предшественники, из-за опустевшей королевской казны. Однако во Франции его карьера официального придворного живописца сложилась вполне удачно. В 1703 году он принят в Королевскую академию живописи, в 1718 году получает должность профессора, в 1743 году становится ее директором, а в 1746-м – канцлером.

В конце 20-х годов Каз оформлял галерею Аполлона в Лувре – одно из самых великолепных помещений, используемое сегодня для выставки драгоценностей королевской семьи. Затем он присоединился к команде художников, декорировавших покои гранд-мэтра Версаля, эта работа была завершена в 1724 году. В числе других заказов королевского двора в 1727 году был алтарь для новой церкви в «Оленьем парке», созданном по инициативе официальной фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур, на котором была изображена Богородица во славе. Тогда же он создает картины для личных покоев короля. Каз известен своими религиозными полотнами не только для церквей Версаля, но и Парижа.

Исторические произведения художника подчинены той же академической традиции, что и у его знаменитых современников – Шарля Лебрена и Шарля де Ла Фосса. Дарование Каза можно считать универсальным, находясь на верхней ступени творческой иерархии – живописцев исторического жанра, он создавал и мифологические, и жанровые произведения.

Художниками стали и его сыновья Жак-Николя и Пьер-Мишель, однако их одинаковая подпись – «сын Каза» – не позволяет идентифицировать работы каждого, но свидетельствует о влиянии их отца в художественной жизни французской столицы.

Сегодня имя художника чаще всего вспоминают в связи с его знаменитым учеником – Шарденом, а его самого относят к числу совершенно забытых мастеров, что несправедливо и неточно. Произведения Каза находятся в крупнейших музейных собраниях и регулярно выставляются на самых известных мировых аукционах. Их стоимость варьируется от 2,6 до 98,5 тыс. долларов.

Венера465
Каз, Пьер Жак
Рождение Венеры
Холст, масло, 130×194 см
Аукцион Кристи, 24.10.2012 (лот 44)
Эстимейт 60 тыс. долларов, цена реализации 98,5 тыс. долларов


Картина была написана по заказу маркиза де Мариньи в подарок его могущественной сестре – маркизе де Помпадур, Каз за работу получил три тысячи ливров. По словам секретаря короля и коллекционера Антуана-Жозефа Дезалье д'Аргенвиля, Каз был особенно искусен в подборе стиля, отвечающего вкусам высокопоставленных поклонников его творчества. Мифологический сюжет использован здесь художником для того, чтобы услаждать взор заказчика видом прекрасного нагого тела Венеры, словно парящей на фоне многочисленных драпировок и кучевых облаков. Картина, как и сама древнеримская богиня, символизирует красоту и плотскую любовь, столь ценимые при королевском дворе.

Мастерская466
Каз, Пьер Жак, мастерская
Венера и Адонис (около 1720)
Холст, масло, 88×72 см
Продано за € 26 тыс. на аукционе Sotheby's в Париже 19.06.2007


Еще одна великолепная картина Каза на популярный мифологический сюжет – «Венера и Адонис». Богиня красоты изображена со своим возлюбленным в момент, когда он отправляется на охоту, с которой ему не суждено вернуться.

Этот сюжет вдохновлял многих художников XVII-XVIII веков в силу его трагизма и поэтичности: поток слез страдающей богини превращался в адонисы, которые зацветают с приходом весны.

Брак467
Каз, Пьер Жак
Брак Бахуса и Ариадны (ок.1690-1754)
Холст, масло, 66,6×86,6 см
Музей искусств Холберн, Бат (Великобритания)


Картина Каза «Брак Бахуса и Ариадны», как и большинство его работ на мифологические сюжеты, выполнена в классицистических традициях, господствовавших в официальном изобразительном искусстве Франции первой половины XVIII века. Не случайно долгое время авторство этого произведения приписывалось то Франсуа Буше, то Антуану Куапелю.

История Бахуса и Ариадны стала основой сюжета множества произведений искусства, начиная с древних времен. Остров Наксос был любимым местом отдыха бога Бахуса. Во время одного из посещений он увидел здесь Ариадну, простую смертную, коварно покинутую ее возлюбленным Тесеем, когда она спала. Безутешно рыдающей девушке вторило только эхо, пока на острове не появилась веселая процессия во главе с богом вина.

Покоренный красотой Ариадны, Бахус прибег ко всем своим чарам, чтобы добиться ее согласия на брак. Свадьба длилась несколько дней, но брак был недолгим, видимо, Ариадна не смогла излечиться от любви к Тесею и вскоре заболела и умерла. Потрясенный Бахус лишился своего легкомыслия и утратил интерес к музыке, танцам и пирушкам. Тогда Юпитер вернул ему Ариадну и, чтобы смерть снова не разлучила их, даровал ей бессмертие.

На полотне Каза мы видим всех ключевых персонажей этой истории: слева на горизонте уплывающий корабль неверного Тесея, в центре композиции бог брака Гименей спускается с факелом в руке, дабы скрепить союз Ариадны и Бахуса. Окружают новобрачных многочисленные путти, резвящиеся в воздухе, и веселые участники процессии Бахуса.

Мадонна468
Каз, Пьер
Жак Мадонна с младенцем
Холст, масло, 30×24 см


Милой элегантности исторических и мифологических картин Пьера-Жака Каза несколько противостоят религиозные полотна, темные фоны и черные тени которых, по мнению автора статьи о художнике в Большой энциклопедии Ларусса, напоминают о крупнейшем мастере неаполитанского барокко Франческо Солимене (1657-1747). При том, что учителями Каза были Рене-Антуан Уасс (1645-1710), яркий представитель рококо и самый преданный ученик и соратник Лебрена, и Бон Булонь (1649-1717), живописец эпохи барокко, пользовавшийся поддержкой всесильного министра-интенданта Кольбера.

Качели469
Каз, Пьер Жак
Качели (1732)
Лувр


Одной из самых известных жанровых картин Каза являются «Качели», написанные художником для Малого королевского кабинета в Версале.

Пьер-Жак Каз участвовал в Парижских салонах и даже удостоился похвалы Дидро за особенное умение воссоздавать на своих полотнах изысканные интерьеры.

Прусский король Фридрих Великий приобрел много картин Каза для своей коллекции. Среди них «Туалет Венеры» – одна из любимых тем художника.

Сегодня в искусствоведческих источниках имя Каза встречается только в связи с его учеником Шарденом (1699-1779). Действительно, слава крупнейшего художника-реалиста XVIII века несоизмерима с известностью его первого учителя. По одной из версий, к тому времени, когда восемнадцатилетний Шарден впервые перешагнул порог его мастерской, Каз уже утерял расположение публики и даже не имел денег, чтобы нанять натурщика, так что его ученикам приходилось постигать основы ремесла, копируя работы своего учителя. Достоверность этих сведений вызывает сомнения, поскольку в 20-е годы XVIII века Каз во множестве получал заказы Версаля и парижских церквей. К тому же портрет Каза, написанный его другом Жозефом Аведом для Королевской академии живописи и скульптуры в 1734 году, изображает человека преуспевающего – богатый парик, дорогой камзол, ослепительное тонкое белье… Пухлая папка для этюдов и загрунтованный холст, перед которым он сидит, свидетельствуют об обилии заказов.

Гораздо более правдоподобно то, что академическая традиция преподавания, которой должен был придерживаться Каз, не пришлась по вкусу Шардену. Много позднее он вспоминал об этой поре: «Долгие дни и ночи проводим мы при свете ламп перед неподвижной неодушевленной натурой, прежде чем нам дадут натуру живую. И вдруг вся работа предшествовавших годов, кажется, сходит на нет, мы чувствуем себя столь же растерянными, как когда в первый раз взяли в руки карандаш. Следует приучить глаз смотреть на натуру, а сколь многие никогда ее не видели и никогда не увидят. Это мучение нашей жизни».

Шарден перешел к другому учителю – Ноэлю Никола Куапелю (1690-1734). В его мастерской молодой художник тоже пробыл недолго и вскоре уже начал работать самостоятельно. Его первая «картина» – вывеска для цирюльни – не сохранилась, но известно, что цирюльник остался ею очень доволен.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется парная работа Пьера-Жака Каза на мифологический сюжет – «Венера и Адонис» и «Зефир и Флора».

0875_1
Каз, Пьер Жак
Венера и Адонис
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 73,5×92 см
БСИИ ASG, инв. №04-0875 (1)


Композиция еще одной интерпретации мифологического сюжета о Венере и Адонисе из БСИИ более динамичная, чем та, что на работе, приведенной выше. В центре полотна мы видим Адониса, полулежащего на земле. Над ним склонилась богиня Любви с обнаженной грудью, одетая в бело-золотое платье и красный плащ. Напрасно она старается привлечь внимание возлюбленного, посыпая его голову анемонами (в которые затем превратятся ее слезинки) и мягко удерживая за локоть. Он весь в предвкушении будущей охоты и добычи, мечтательно закатив глаза и раскинув руки. Его состояние передается собаке, она волнуется и скачет, поторапливая своего хозяина.

Наверху в облаках парит купидон с кубком в руках, из которого льется нектар.

В работе одновременно прослеживаются традиции барокко – пирамидальная композиция, динамичные позы, нарочито декоративные драпировки – и элементы нового более камерного стиля рококо с его воздушной атмосферой и чувственным колоритом.

0875_2
Каз, Пьер Жак
Зефир и Флора
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 73,5×92 см
БСИИ ASG, инв. №04-0875 (2)


На другой картине изображена супружеская пара – богиня цветов Флора и бог весеннего ветра Зефир. Пара предается любовной неге в царстве Флоры. Нагая златовласая богиня, слегка прикрытая шелковой бирюзовой драпировкой, держит гирлянду цветов и дарит супругу взгляд, полный нежности. Зефир изображен с крыльями стрекозы, его длинный красный плащ еще развевается за спиной. Он мягко, но твердо подхватывает откинувшееся к нему тело супруги. В правой части картины в небе парит купидон, держащий горящий факел – символ их негасимой любви.

Работы Каза объединены глубоким внутренним смыслом. Противопоставляя счастливый семейный союз Зефира и Флоры трагической истории любви Венеры и Адониса, неосвещенной браком, художник в соответствии с моралью века Просвещения утверждает брачный союз залогом счастливой любви.

Произведения Пьера Жака Каза представляют большие возможности для изучения проблемы колорита в живописи, получившие в XVIII веке небывалую актуальность. Опыты Исаака Ньютона с призмой в 1672 году установили, что белый солнечный цвет неоднороден и включает в себя семь цветов спектра. Это оказало огромное влияние на умы художников и теоретиков искусства. Уже на рубеже XVII-XVIII веков появляются целые труды, посвященные колориту в живописи. Дидро, например, считал, что рисовальщиков намного больше, нежели колористов, так же, как людей, рассуждающих логически, больше, нежели красноречивых.

Приверженцы теории Ньютона придавали значение не только числу цветов спектра, но и их расположению, начиная с красного и заканчивая фиолетовым. Еще один французский теоретик искусства Марк-Антуан Ложье писал, что яркий синий и наиболее живой красный занимают разные полюсы цветовой шкалы, поэтому они являются полной противоположностью друг другу. То есть, чем дальше отстоят цвета друг от друга на спектральной шкале, тем хуже они сочетаются.

Колористическое решение картин начинает подчиняться этой псевдонаучной логике, появляются даже «правила», по которым красный и синий, оранжевый и фиолетовый цвета должны разделяться другими цветами спектра, например, желтым или зеленым.

Картины из Большого собрания изящных искусств свидетельствуют, что Пьер Жак Каз вполне серьезно относился к подобным рецептам. И в первой, и во второй картине чистые красивые тона красного и синего разделены желто-золотым цветом кожи и волос в одном случае Адониса, а в другом Флоры.

Разумеется, Шарден с его чувством цвета не мог разделить подобной методы. Достаточно взглянуть на его автопортрет, где присутствуют практически все цвета спектра, причем их расположение определяется не спектральной шкалой, а вкусом художника.

Шарден470
Шарден, Жан Батист Симеон
Автопортрет (1771)
46х38 см
Лувр


Его талант различать цвета предметов, передавать неуловимые переходы от цвета к тени навел критиков на сравнение, что глаза Шардена устроены наподобие призмы, использованной Ньютоном для опытов.

Страстный поклонник Шардена Дени Дидро так отзывался о его мастерстве: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!».



Светлана БОРОДИНА

Источники:

  1. Агратина Е.Е. Experimentumcrucis Исаака Ньютона в европейском искусстве XVIII века: теория и практика / Е.Е. Агратина // Артикульт. 2018. 32(4).
  2. Дидро Д. Салон 1765 года. - Собр. соч., т. VI.-М., 1946.-С. 94-95.
  3. wikigallery.org
  4. auctioneve.com
  5. briscadieu-bordeaux.com
  6. crockerart.org
  7. anticstore.art

Поделиться: