№4 (16) 2016
30
Поиск. Версия. Атрибуция
небо, солнечный свет, обилие воз-
духа и безопасность.
Постепенно зарождавшаяся лю-
бовь к природе превращала обы-
денность в искусство, обобщая и
возводя ее в более высокую сте-
пень реальности. В пейзаже сред-
ством выражения любви стал свет.
Итальянцы настаивали на том, что
искусство должно сосредоточиться
на certezze (достоверности), а не на
optinioni (истине), и полагали, что
первое достигается только мате-
матикой. По их определению, ре-
ально лишь то, что способно занять
определённое место в простран-
стве. Ни один элемент в пейзаже
не поддается контролю, небо, на-
пример, в действительности бес-
прерывно меняющееся, в картине
всегда предстает таким, каким его
в конкретный момент запечатлела
память художника [8, с.60]. Но «по-
верка гармонии алгеброй» привела
к значимому результату – научной
перспективе.
Высокое Возрождение утвержда-
ло, что радость узнавания ничего
не стоит, и даже портретная живо-
пись обратилась к героике [8, с.73].
Джорджоне, Тициан, Веронезе не
считали, что фиксация зрительного
впечатления от природы имеет са-
мостоятельную ценность. Пейзажу
надлежало вызывать литератур-
ные ассоциации, усиливать некий
драматический эффект. Так, на-
пример, сюжет «Поклонение волх-
вов», который представлен в твор-
честве каждого из них, реализован
в достаточно условном природ-
ном окружении, используемом как
средство композиционного распо-
ложения действующих лиц. И даже
несколько десятилетий спустя гла-
ва известной фламандской семьи
художников Франкенов – Франс
(1542-1616) – использует пейзаж
как своеобразный задник, на фоне
которого разворачивается основ-
ное действие.
А вот в картине его сына Франса
Франкена-мл. (1581-1642), самого
талантливого представителя се-
мейства, пейзаж является уже не
фоном, а объектом изображения
с искусной передачей солнечного
света, мастерски выписанной пер-
спективой и тончайшими перехода-
ми от света к тени в легкой дымке
прекрасного летнего дня.
«БАБЬЕ ЛЕТО ГУМАНИЗМА» –
ГОЛЛАНДСКИЕ И
ФЛАМАНДСКИЕ
ПЕЙЗАЖИ XVII ВЕКА
XVII веке в Голландии был ве-
ликой эпохой буржуазии, и искус-
ство отразило всеобщее желание
увидеть запечатленную реальную
действительность. Голландцы ис-
пытывали острую потребность в
узнаваемых неидеализированных
видах своей страны, независимость
которой они отстояли в упорной
борьбе [8, с.79].
Но буржуазный период искусства
Голландии и Фландрии был подго-
товлен предшествующим этапом
истории, протестантская этика,
требовавшая
довольствоваться
малым и находить счастье в по-
вседневности, а не героике, сказы-
валась на выборе тем. Новые усло-
вия лишь ярче проявили те черты
фламандского и голландского ис-
кусства пейзажа, которые были
свойственны им и в XV-XVI веках –
реалистичность.
Голландия и Фландрия XVII века –
это и небывало урбанистические
страны, остро конкурировавшие
между собой, они первыми в сере-
дине века обратились к городским
пейзажам.
Родоначальником
городско-
го пейзажа был Питер Брейгель
(1525-1569). Начав с пословиц и
аллегорий, где пейзаж не более,
чем оправа и невольный участник,
Брейгель приходит к пейзажам,
в которых эпизоды человеческой
жизни, погода и времена года со-
ставляют единое целое [8, с.76].
Но кроме единства общей карти-
ны природы Брейгель в каждой сво-
ей картине убедительно передаёт
Франс II Франкен и его мастерская
Поклонение волхвов
Фландрия, XVII в.
Дерево, масло. 51×66 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1904
Франкен Ф.- мл.
«Золотой век», частное собрание