Table of Contents Table of Contents
Previous Page  30 / 140 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 30 / 140 Next Page
Page Background

№4 (16) 2016

30

Поиск. Версия. Атрибуция

небо, солнечный свет, обилие воз-

духа и безопасность.

Постепенно зарождавшаяся лю-

бовь к природе превращала обы-

денность в искусство, обобщая и

возводя ее в более высокую сте-

пень реальности. В пейзаже сред-

ством выражения любви стал свет.

Итальянцы настаивали на том, что

искусство должно сосредоточиться

на certezze (достоверности), а не на

optinioni (истине), и полагали, что

первое достигается только мате-

матикой. По их определению, ре-

ально лишь то, что способно занять

определённое место в простран-

стве. Ни один элемент в пейзаже

не поддается контролю, небо, на-

пример, в действительности бес-

прерывно меняющееся, в картине

всегда предстает таким, каким его

в конкретный момент запечатлела

память художника [8, с.60]. Но «по-

верка гармонии алгеброй» привела

к значимому результату – научной

перспективе.

Высокое Возрождение утвержда-

ло, что радость узнавания ничего

не стоит, и даже портретная живо-

пись обратилась к героике [8, с.73].

Джорджоне, Тициан, Веронезе не

считали, что фиксация зрительного

впечатления от природы имеет са-

мостоятельную ценность. Пейзажу

надлежало вызывать литератур-

ные ассоциации, усиливать некий

драматический эффект. Так, на-

пример, сюжет «Поклонение волх-

вов», который представлен в твор-

честве каждого из них, реализован

в достаточно условном природ-

ном окружении, используемом как

средство композиционного распо-

ложения действующих лиц. И даже

несколько десятилетий спустя гла-

ва известной фламандской семьи

художников Франкенов  – Франс

(1542-1616) – использует пейзаж

как своеобразный задник, на фоне

которого разворачивается основ-

ное действие.

А вот в картине его сына Франса

Франкена-мл. (1581-1642), самого

талантливого представителя се-

мейства, пейзаж является уже не

фоном, а объектом изображения

с искусной передачей солнечного

света, мастерски выписанной пер-

спективой и тончайшими перехода-

ми от света к тени в легкой дымке

прекрасного летнего дня.

«БАБЬЕ ЛЕТО ГУМАНИЗМА» –

ГОЛЛАНДСКИЕ И

ФЛАМАНДСКИЕ

ПЕЙЗАЖИ XVII ВЕКА

XVII веке в Голландии был ве-

ликой эпохой буржуазии, и искус-

ство отразило всеобщее желание

увидеть запечатленную реальную

действительность. Голландцы ис-

пытывали острую потребность в

узнаваемых неидеализированных

видах своей страны, независимость

которой они отстояли в упорной

борьбе [8, с.79].

Но буржуазный период искусства

Голландии и Фландрии был подго-

товлен предшествующим этапом

истории, протестантская этика,

требовавшая

довольствоваться

малым и находить счастье в по-

вседневности, а не героике, сказы-

валась на выборе тем. Новые усло-

вия лишь ярче проявили те черты

фламандского и голландского ис-

кусства пейзажа, которые были

свойственны им и в XV-XVI веках  –

реалистичность.

Голландия и Фландрия XVII века –

это и небывало урбанистические

страны, остро конкурировавшие

между собой, они первыми в сере-

дине века обратились к городским

пейзажам.

Родоначальником

городско-

го пейзажа был Питер Брейгель

(1525-1569). Начав с пословиц и

аллегорий, где пейзаж не более,

чем оправа и невольный участник,

Брейгель приходит к пейзажам,

в которых эпизоды человеческой

жизни, погода и времена года со-

ставляют единое целое [8, с.76].

Но кроме единства общей карти-

ны природы Брейгель в каждой сво-

ей картине убедительно передаёт

Франс II Франкен и его мастерская

Поклонение волхвов

Фландрия, XVII в.

Дерево, масло. 51×66 см

БСИИ ASG, инв. № 04-1904

Франкен Ф.- мл.

«Золотой век», частное собрание