29
№4 (16) 2016
Поиск. Версия. Атрибуция
Йоханнес Глаубер, круг
Сборщики хвороста
Холст, масло, 150×198 см
БСИИ ASG, инв. № 04-1044
Отто Марсеус ван Скрик
Натюрморт со змеей, лаской и бабочкой
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 116×92 см
БСИИ ASG, инв. №04-3436
Маттиас Витхос
Сельский пейзаж с мельницей
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 88×103 см
БСИИ ASG, инв. № 04-0841
что впоследствии вдохновляло Ра-
фаэля, да Винчи и Микеланджело.
Первым человеком, который под-
нялся на гору просто так, чтобы по-
любоваться открывающимся с вер-
шины видом, был Петрарка, восторг
от созерцания панорамы Альп, Сре-
диземного моря и Роны он передал
в письме к отцу [8, с.26]. Именно
Петрарка отразил сознание, по-
родившее пейзажную живопись
позднего Средневековья: природа
в целом по-прежнему волнует, она
необозрима и опасна и будит мно-
жество беспокойных мыслей, но в
этой дикой стране человек может
огородить сад [8, с.28]. В Средне-
вековье образ леса противосто-
ял в пейзаже саду, обихоженному
для удовольствия. Но и сам образ
леса был неодинаковым, был лес
цивилизованный, открытый, что
кормил, а был образ враждебный,
таинственный, мрачный и колдов-
ской. Эта традиция сохранялась в
изобразительном искусстве вплоть
до XVII века. Так, в работе из БСИИ
голландского художника Маттиаса
Витхоса «Сельский пейзаж с мель-
ницей» прослеживается четкая
поляризация мира естественной
природы, достаточно мрачной, гу-
стонаселенной и самодостаточной,
пространству природы, облагоро-
женной человеком, наполнен-
ной светом и воздухом. А на
границе этих пространств на-
ходится мельница, которая и в
русской, и в западноевропей-
ской культуре ассоциирова-
лась с нечистой силой, поэтому
располагалась, как правило,
за пределами села. Мастер
натюрмортов и городских сцен
Маттиас Витхос (1627-1703)
более всего известен изобра-
жением насекомых и рептилий
на переднем плане своих кар-
тин. Эта манера может быть
объяснена тем, что он учился
у Отто Марсеуса ван Скрика
(1619-1678). Работы из БСИИ
ASG, принадлежащие ученику
и учителю, доказывают сход-
ство их художественной мане-
ры. Произведения объединяет
достаточно темный колорит,
отсутствие солнечного света и гу-
стонаселенное лесное простран-
ство, в котором человек является
чем-то инородным, вторгающимся
в безмолвный, но драматичный мир
природы – безжизненная птица,
истлевшая лошадь, пожухнувшие
сорняки.
Голландский художник из окру-
жения Йоханнеса Глаубера (1646 –
1726) пишет именно такой лес,
служащий источником топлива, а
не местом прогулок, густые кроны
деревьев не пропускают солнеч-
ный свет, и зайти в этот лес можно
только под воздействием необхо-
димости, сопровождая животных,
ищущих корм или направляющихся
на водопой, либо в поисках хворо-
ста, как это делают персонажи кар-
тины. Диагональная композиция
картины уводит взгляд зрителя за
пределы леса – туда, где высокое