Table of Contents Table of Contents
Previous Page  155 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 155 / 174 Next Page
Page Background

155

№1 (17) 2017

Антология сюжетов БСИИ

Ранее у композиции было не-

сколько рабочих версий атрибуции

сюжета, среди которых самыми

близкими были: «Плетение венка

Гиласу» (сцена из романа фран-

цузского писателя Оноре д’Юрфе

(1568 – 1625) «Астрея), «Флора-

лии» (праздник римской богини

цветов Флоры, участники которого

украшали друг друга цветами) и

«Обнаружение Вулкана» (хромоно-

гий бог кузнец был сброшен Юно-

ной и Юпитером с Олимпа, упав на

остров Лемнос, где о нем позабо-

тились местные жители). Однако

на основе нахождения полного

аналога шпалеры, проходившего

на аукционе «Ivaluable» в Шантийи

(Франция) 24 апреля 2016 года, ее

атрибуция была изменена.

Эксперты данного аукционного

дома атрибутировали сюжет как

«Аллегорию лета». Такая трактов-

ка подразумевает, что эта шпа-

лера входила в серию «Времена

года», однако мы не располагаем

в настоящее время сведениями о

каких-либо других шпалерах пред-

полагаемой серии.

Шпалера данного аукциона

очень близка работе из собрания

ASG. Композиции обеих работ изо-

бражают пасторальную сцену, на

которой в центре на земле среди

большого количества тщательно

вытканных цветов полулежит мо-

лодой человек. Его украшают цве-

тами две девушки. У правой кромки

– юноша в шляпе с пером, подняв-

ший руку вверх. Слева в глубине –

сидящая на земле пара – юноша и

девушка, на подоле платья которой

лежат цветы. Рука девушки про-

дета в ручку кувшина. На заднем

плане изображена охота на волков

и замок. Композицию дополняют

традиционные атрибуты пастухов –

широкополые шляпы, сумки через

плечо и посохи.

Обе шпалеры обрамлены широ-

кими бордюрами, украшенными в

средней части растительным орна-

ментом: стилизованными загнуты-

ми листьями аканта и дуба. В се-

редине каждой стороны бордюра,

в арочных медальонах – сюжетные

композиции. Слева и справа – сце-

ны, посвященные истории Самсо-

на: поединку со львом (слева) и

истории Далилы, отрезающей Сам-

сону волосы (справа). В верхнем

медальоне – изображена сцена с

всадником, бросающимся в огонь.

Сюжет может быть интерпретиро-

ван двояко. В первом случае – это

история Ромула, прыгающего на

коне через очистительный огонь

после убийства брата Рема. Во вто-

ром – это Марк Курций – герой пре-

даний древнего Рима, принесший

себя в жертву, прыгнув в пропасть,

способную в противном случае по-

глотить город. Аналогичная ком-

позиция с прыгающим в пропасть

Марком Курцием имеется в цен-

тре верхнего бордюра на шпалере

«Лагерь Сципиона Африканского»,

находящейся в Хардвик-холле в

Дербишире. Композиция бордюра

шпалеры собрания ASG является

зеркальным повторением изобра-

жения всадника со шпалеры из

Хардвик-холла, это доказывает

то, что исполнены они по одному

картону. Моделировка деталей и

особенности композиционного ре-

шения свидетельствуют о более

позднем изготовлении бордюра

шпалеры собрания ASG, т.е. в XVII

веке.

Еще одну «Аллегорию лета» мож-

но увидеть на шпалере, вытканной

в Обюссоне, но уже в XVIII веке.

По поводу возникновения ма-

стерских Обюссона нет одно-

значного мнения. Одни ученые

утверждают, что производство

зародилось на берегах Крёзы бла-

годаря сарацинам, спасшимся бег-

ством от армии Шарля-Мартеля в

732 году и осевших на этих зем-

лях. Свою гипотезу они подтвер-

ждают названием местного вида

ковров – sarrasinois, что означает

«сарацинский». По другой версии,

зарождением коврового искусства

средневековый Обюссон обязан

Луи I де Бурбону, подтвердившему

в 1331 году привилегии города и

пригласившему сюда фламандских

мастеров, соблазнив их качеством

местных вод, необходимых для

обезжиривания и окраски шерсти.

К тому же местное крестьянство

располагало достаточными ресур-

сами – обильными пастбищами и

стадами – для открытия полноцен-

ного производства.

Первые шпалеры Обюссона XVI –

XVII веков отличаются обилием

зелени, особенно в вердюрах (пей-

зажах), которые на протяжении

долгого времени будут визитными

карточками мануфактуры. Сцены

охоты на единорогов, волков, львов,

кабанов, оленей и религиозные сю-

жеты также изображались среди

богатой и пышной декоративной

зелени. Данный период даже полу-

чил название «Зеленый». Помимо

этого на мануфактуре повторяли

успешные серии Гобеленов и Бове

(«История Александра Македон-

ского», «Стихии», «Игры детей»).

В XVIII столетии наступает период

расцвета мануфактуры Обюссона.

Туда приезжает работать худож-

ник и опытный мастер-красиль-

щик Жан-Жак Дюмон, из Парижа

присылают картоны Жана-Батиста

Удри (1686 – 1755), Франсуа Буше

(1703 – 1770), Жана-Батиста Гюэ

(1745 – 1811) и других крупных жи-

вописцев Франции. Среди наиболее

Шпалера «Ла-

герь Сципиона

Африканского»

XVI в.

Хардвик-холл,

Дербишир