155
№1 (17) 2017
Антология сюжетов БСИИ
Ранее у композиции было не-
сколько рабочих версий атрибуции
сюжета, среди которых самыми
близкими были: «Плетение венка
Гиласу» (сцена из романа фран-
цузского писателя Оноре д’Юрфе
(1568 – 1625) «Астрея), «Флора-
лии» (праздник римской богини
цветов Флоры, участники которого
украшали друг друга цветами) и
«Обнаружение Вулкана» (хромоно-
гий бог кузнец был сброшен Юно-
ной и Юпитером с Олимпа, упав на
остров Лемнос, где о нем позабо-
тились местные жители). Однако
на основе нахождения полного
аналога шпалеры, проходившего
на аукционе «Ivaluable» в Шантийи
(Франция) 24 апреля 2016 года, ее
атрибуция была изменена.
Эксперты данного аукционного
дома атрибутировали сюжет как
«Аллегорию лета». Такая трактов-
ка подразумевает, что эта шпа-
лера входила в серию «Времена
года», однако мы не располагаем
в настоящее время сведениями о
каких-либо других шпалерах пред-
полагаемой серии.
Шпалера данного аукциона
очень близка работе из собрания
ASG. Композиции обеих работ изо-
бражают пасторальную сцену, на
которой в центре на земле среди
большого количества тщательно
вытканных цветов полулежит мо-
лодой человек. Его украшают цве-
тами две девушки. У правой кромки
– юноша в шляпе с пером, подняв-
ший руку вверх. Слева в глубине –
сидящая на земле пара – юноша и
девушка, на подоле платья которой
лежат цветы. Рука девушки про-
дета в ручку кувшина. На заднем
плане изображена охота на волков
и замок. Композицию дополняют
традиционные атрибуты пастухов –
широкополые шляпы, сумки через
плечо и посохи.
Обе шпалеры обрамлены широ-
кими бордюрами, украшенными в
средней части растительным орна-
ментом: стилизованными загнуты-
ми листьями аканта и дуба. В се-
редине каждой стороны бордюра,
в арочных медальонах – сюжетные
композиции. Слева и справа – сце-
ны, посвященные истории Самсо-
на: поединку со львом (слева) и
истории Далилы, отрезающей Сам-
сону волосы (справа). В верхнем
медальоне – изображена сцена с
всадником, бросающимся в огонь.
Сюжет может быть интерпретиро-
ван двояко. В первом случае – это
история Ромула, прыгающего на
коне через очистительный огонь
после убийства брата Рема. Во вто-
ром – это Марк Курций – герой пре-
даний древнего Рима, принесший
себя в жертву, прыгнув в пропасть,
способную в противном случае по-
глотить город. Аналогичная ком-
позиция с прыгающим в пропасть
Марком Курцием имеется в цен-
тре верхнего бордюра на шпалере
«Лагерь Сципиона Африканского»,
находящейся в Хардвик-холле в
Дербишире. Композиция бордюра
шпалеры собрания ASG является
зеркальным повторением изобра-
жения всадника со шпалеры из
Хардвик-холла, это доказывает
то, что исполнены они по одному
картону. Моделировка деталей и
особенности композиционного ре-
шения свидетельствуют о более
позднем изготовлении бордюра
шпалеры собрания ASG, т.е. в XVII
веке.
Еще одну «Аллегорию лета» мож-
но увидеть на шпалере, вытканной
в Обюссоне, но уже в XVIII веке.
По поводу возникновения ма-
стерских Обюссона нет одно-
значного мнения. Одни ученые
утверждают, что производство
зародилось на берегах Крёзы бла-
годаря сарацинам, спасшимся бег-
ством от армии Шарля-Мартеля в
732 году и осевших на этих зем-
лях. Свою гипотезу они подтвер-
ждают названием местного вида
ковров – sarrasinois, что означает
«сарацинский». По другой версии,
зарождением коврового искусства
средневековый Обюссон обязан
Луи I де Бурбону, подтвердившему
в 1331 году привилегии города и
пригласившему сюда фламандских
мастеров, соблазнив их качеством
местных вод, необходимых для
обезжиривания и окраски шерсти.
К тому же местное крестьянство
располагало достаточными ресур-
сами – обильными пастбищами и
стадами – для открытия полноцен-
ного производства.
Первые шпалеры Обюссона XVI –
XVII веков отличаются обилием
зелени, особенно в вердюрах (пей-
зажах), которые на протяжении
долгого времени будут визитными
карточками мануфактуры. Сцены
охоты на единорогов, волков, львов,
кабанов, оленей и религиозные сю-
жеты также изображались среди
богатой и пышной декоративной
зелени. Данный период даже полу-
чил название «Зеленый». Помимо
этого на мануфактуре повторяли
успешные серии Гобеленов и Бове
(«История Александра Македон-
ского», «Стихии», «Игры детей»).
В XVIII столетии наступает период
расцвета мануфактуры Обюссона.
Туда приезжает работать худож-
ник и опытный мастер-красиль-
щик Жан-Жак Дюмон, из Парижа
присылают картоны Жана-Батиста
Удри (1686 – 1755), Франсуа Буше
(1703 – 1770), Жана-Батиста Гюэ
(1745 – 1811) и других крупных жи-
вописцев Франции. Среди наиболее
Шпалера «Ла-
герь Сципиона
Африканского»
XVI в.
Хардвик-холл,
Дербишир