153
№1 (17) 2017
Антология сюжетов БСИИ
представлял собой несколько пе-
реработанный и упрощенный вари-
ант эскиза Рубенса.
Интересен и широкий бордюр
шпалеры. Боковые части представ-
ляют собой витые колонны (т.н. «со-
ломоновы столбы») с капителями
композитного ордера, а верхняя –
упрощенный вариант бордюров на
шпалерах Яна II Раеса (Jan Raes II,
1570 – 1643), посвященных истори-
ям Деция Муса. Данная серия хра-
нится в Вадуце в коллекции принца
Лихтенштейна.
Ян II Раес – один из ведущих тка-
чей Брюсселя первой половины XVII
века. В период с 1613 по 1629 годы
он был одним из восьми главных
ткачей Брюсселя, а в 1634/1635
избирался бургомистром.
Крупным центром шпалерного ков-
роткачества во Фландрии являлся и
город Ауденарде. Сырье здесь было
менее высоких сортов, чем в Брюс-
селе. Однако фактура, хотя и стано-
вилась более грубой, приобретала
дополнительный и по-своему при-
влекательный пластический эффект.
Самое раннее упоминание о со-
зданной в Ауденарде шпалере
относится к 1368 году, а первые
ткацкие мастерские появились
в конце XIV века. В 1441 году
местные ткачи объединились в
гильдию Святой Варвары, имев-
шую свой устав. «Золотым веком»
ауденардских шпалер стало XVI
столетие, когда более половины
населения города было занято на
текстильных мануфактурах. Ра-
боты этого времени отличаются
высоким качеством исполнения и
сюжетным разнообразием: рели-
гиозные, исторические и мифоло-
гические сцены, охота, вердюры.
Согласно закону Карла V от 16 мая
1544 года, мануфактуры Ауденар-
де были обязаны ставить знаки на
бордюрах со сведениями о том,
кем они были выполнены. Для Ау-
денарде, так же как и для Брюс-
Шпалера «Бой Ахилла и Гектора»
Фландрия, Брюссель, середина XVII в.
Шерсть, шелк; шпалерное ткачество
319×250 см
БСИИ ASG, инв. № 05-2335
Питер Пауль Рубенс
Смерть Гектора (эскиз)
Фландрия, ок. 1635 г.
Холст, масло, 44,5×53 см
Музей Бойманса – ван Бё-
нингена, Роттердам
Ян II Раес
Посвящение Деция Муса
Фландрия, Брюссель, 1616/1643 гг.
Шерсть, шелк. 399×402 см
Коллекция принца Лихтенштейна