Table of Contents Table of Contents
Previous Page  152 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 152 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

152

Антология сюжетов БСИИ

Шпалера из серии

«История Феодосия II»

Фландрия, Брюссель,

ок. 1660 г.

Мастерская

Даниэля Эггермана

или Жана Леклерка

Проходила на аукционе

Sotheby’s 30 апреля

2013, Лондон

меньшей мере пять сюжетов, а

эскизы для картонов разработал

в 1649 – 1650 годах Юстус ван

Эгмонт (1601–1674)  – фламанд-

ский живописец, ученик Рубенса,

впоследствии придворный худож-

ник. Серия «История Антония и

Клеопатры» впервые была вытка-

на на шпалерной мануфактуре

Брюсселя, где в течение 1650 –

1660-х годов пережила несколь-

ко выпусков. Успех серии поро-

дил многочисленные подражания

в других центрах производства

шпалер. Существует также вер-

сия искусствоведа Нелло Форти

Граццини, согласно которой дан-

ная серия шпалер происходит из

Антверпена.

При этом шпалера собрания ASG,

хотя и создана по мотивам работ

мастера, изготавливавшего карто-

ны для Обюссона, вероятно была

исполнена во Фландрии в Брюссе-

ле. Данную версию подтверждает

трактовка композиции в виде круп-

ных объемов фигур, которые близ-

ки, в частности, персонажам со

шпалеры «Брак Хлодвига», создан-

ной по картонам барочного масте-

ра Жана Леклерка (1587/1588 –

1633) в XVII столетии (Дворец То,

Реймс), а также серии «История

Феодосия II», вытканной в Брюссе-

ле в мастерской Даниэля Эггерма-

на или Жана Леклерка. Близка на

данных шпалерах и колористиче-

ская гамма с обилием золотистых и

синих тонов, а также трактовка лиц

с крупными чертами.

Еще одной брюссельской шпа-

лерой собрания ASG, созданной в

середине XVII века, является «Бой

Ахилла и Гектора». На ней изобра-

жено сражение между принцем

Трои, сыном ее последнего царя

Приама – Гектором и храбрейшим

героем Древней Греции – Ахиллом.

Ахилл, получив новое оружие, вы-

кованное богом огня и кузнечного

ремесла Вулканом, ринулся в бой,

чтобы отомстить за своего друга

Патрокла, убитого Гектором. На

шпалере запечатлен момент, ког-

да Гектор, поверженный, лежит

на земле, а Ахилл уже занес над

ним меч для решающего удара.

Согласно «Илиаде» (Песнь XXII

«Умерщвление Гектора»), доспехи

Гектора практически полностью

защищали его от ударов, оставляя

лишь небольшую брешь в области

ключиц, куда и нанес ему смер-

тельную рану Ахилл. Отступлением

от эпического и иконографическо-

го канона в данном случае явля-

ется замена копья в руках Ахилла

на меч. Задний план занимает изо-

бражение сражения (в «Илиаде»

бой происходит, когда все троянцы

скрылись за стенами).

События Троянской войны ши-

роко отражены в произведениях

художественного ковроткачества.

Известны серии шпалер «Исто-

рия Троянской войны» (Ауденарде,

XVII век и мануфактура Гобеле-

нов, XVIII век), «История Париса и

Елены» (Обюссон, конец XVII века

и Фельтен, вторая половина XVII

века, обе – по эскизам Исаака Му-

айона), «История Ахиллеса» (Брюс-

сель, середина XVII века – по эски-

зам Рубенса). Картон, по которому

создавалась шпалера из Большого

собрания изящных искусств ASG,

Шпалера «Брак Хлодвига»

Фландрия, Брюссель, XVII в.

Исполнена по картонам

Жана Леклерка

Дворец То, Реймс

Шпалера «Пир

Клеопатры»

Фландрия, Брюс-

сель, мастерская

Гулама ван Ле-

ефдаля, вторая

половина XVII в.

Исполнена по

картонам Юсту-

са ван Эгмонта

Шерсть, шелк,

400×370 см

Государствен-

ный Эрмитаж,

Санкт-Петербург