decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 15-2089

06.09.2017

Историческая справка о предмете:

Бюро в стиле Людовика XV (Историзм), второй половины XIX в., было приобретено на аукционе Versailles Enchères во Франции 20 марта 2011 года. Бюро декорировано набором маркетри из различных пород дерева и состоит из двух частей. Верхняя часть представляет собой отделение с карнизом в форме «шляпы жандарма»; с двумя дверцами, украшенными инкрустацией в виде квадратов и контрастного обрамления филёнок, и с золочёной бронзовой личинкой на одной из дверок; с двумя выдвижными ящиками с круглыми бронзовыми ручками и открытым отделением. Нижняя часть выполнена в виде прямоугольной столешницы, обтянутой розовой тканью, с фасадной стороны которой имеется один выдвижной ящик, украшенный по центру бронзовой золоченой личинкой и литыми ручками-«рокайлями» по бокам, и опирающаяся на четыре изогнутые ножки также декорированные бронзовыми накладками. Размеры: 165×90×55 см.

Историзм – принятое название, с помощью которого характеризуют всю совокупность, существовавших во второй половине XIX столетия стилистических течений, обратившихся к искусству прошедших эпох. Увлечение стилизаторством в этот период породило целую череду неостилей – сначала неоготика, потом неоклассицизм, неоренессанс, второй ампир, необарокко, неорококо и т.д. Изучая наследие прошлого, мастера историзма создали обширный арсенал форм, видов декора, технических приемов, который следующим поколением был воспринят как основа дальнейшего развития искусства. Однако, поскольку мода на тот или иной стиль, была необычайно быстротечна, в произведениях нередко смешивались черты различных исторических периодов. За всем многообразием вторичных стилей читается желание отказаться от строгости и рационализма Ампира, его высокого официального звучания, обязательности присутствия античных форм, заключенных в строгие рамки репрезентативности. Эстетически ценным утверждается не следование выверенной канонической античности, а торжество стилистического многообразия форм и декора. XIX век называется эпохой эклектики не только из-за обилия стилей историзма, но и из-за того, что в нём читаются неразрешимые противоречия: внимание к уюту и комфорту стиля Бидермейер соседствует со стилем Наполеона III, откровенно провозглашающим роскошь как эстетическую ценность. Комфорт и роскошь часто причудливо соседствуют друг с другом, перегружая художественную сущность предметов и интерьера.

Состояние предмета до реставрации:

Бюро поступило в Большое собрание изящных искусств ASG в руинном состоянии, о чем свидетельствовали: ослабленные и рассохшиеся конструктивные соединения, приведшие к расшатанности и неустойчивости предмета и, как следствие к слому двух ножек; многочисленные вздутия и отслаивания шпонового покрытия, а также дугообразная деформация дверок в верхней части предмета говорили о ненадлежащих условиях хранения, где имели место сильные перепады температур; наличие раннего реставрационного вмешательства, сквозных глубоких трещин, а также множества мелких по всей поверхности сильно сказались на общем экспозиционном виде бюро. Несколько слоев старых лаковых покрытий утратили прозрачность и потускнели; наблюдались мелкие сколы, потертости, царапины, вмятины, общее пылевое загрязнение, а также загрязнение металлических декоративных элементов, поэтому на реставрационном совете было принято решение о передачи предмета в реставрационные мастерские в целях устранения угрозы сохранности.

Реставрацию выполнил:

Мутыгуллин М.К.

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Снятие металлических элементов
  3. Полная разборка и очистка всех деталей от грязи
  4. Повышение прочности древесины (пропитка укрепляющими веществами)
  5. Укрепление и восстановление конструктивных соединений
    • Очистка от старого клея
    • Нанесение свежего подогретого клея
    • Прессовка в струбцинах
    • Выдержка заклейки в запрессованном состоянии 6-8 часов
  6. Устранение вздутий и укрепление шпона на основе
  7. Сплочение конструктивных фрагментов
  8. Фанерование мест утраченной фанеровки с подбором шпона по текстуре или вставок из массива ценных пород дерева
  9. Снятие старых лаковых покрытий
  10. Подведение мастичных или иных грунтов в местах утрат
  11. Обработка поверхности шеллачной спиртовой грунтовкой
  12. Тонировка нового шпонового покрытия и подведенных грунтов
  13. Покрытие лаком-шеллаком (с промежуточной и финишной полировкой)
  14. Чистка металлических элементов
  15. Подбор и покрытие столешницы материалом из кожи
  16. Вощение нелакированных поверхностей и элементов
  17. Сборка всех деталей конструкции
  18. Нанесение инвентарного номера

Фото до реставрации. Часть 1. Инвентарный номер: 15-2089

Фото до реставрации. Часть 2. Инвентарный номер: 15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 1. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 2. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 3. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 4. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 5. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 6. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 7. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 8. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 9. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 10. Инвентарный номер:15-2089

Фото в процессе реставрации. Часть 11. Инвентарный номер:15-2089

Фото после реставрации. Инвентарный номер:15-2089

Поделиться: